К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Всевидящее око»: почему даже Кристиан Бейл не может спасти скучный детектив

Кадр и из фильма «Всевидящее око» (Фото DR)
Кадр и из фильма «Всевидящее око» (Фото DR)
В январе 2023 года на Netflix вышел фильм «Всевидящее око», главные роли в котором сыграли Кристиан Бейл, Гарри Меллинг, Джиллиан Андерсон, Люси Бойтон и Шарлотта Генсбур. Но, несмотря на мощный звездный состав, сказать что-то хорошее о нем сложно. Автор Forbes Life Софья Бронтвейн объясняет, почему его не смогли спасти даже знаменитые актеры и интересный сюжет

В 2022 году команда Netflix явно открыла для себя Эдгара Алана По. Большое внимание писателю и поэту уделили в сериале «Уэнсдэй» — его статуя охраняла вход в тайную библиотеку и по мотивам его книг устраивали школьные мероприятия. А в фильме «Всевидящее око» Эдгар (Гарри Меллинг) и вовсе стал главным героем наравне с детективом Августом Лэндором (Кристиан Бейл). 

Картина «Всевидящее око» вышла на Netflix в январе 2023 года. Готический триллер снял режиссер Скотт Купер (он же продюсер и сценарист) по мотивам романа «Бледные голубые глаза» Луиса Байарда (название книги в России перевели дословно, а фильма — почему-то вольно). Байард специализируется на исторических мистических историях, Купер — на триллерах, ужасах и детективах. Ни в биографии режиссера, ни в биографии писателя не удастся найти действительно успешных работ, удостоенных наград, признания или хотя бы широкой известности. Поэтому понять, почему Netflix вдруг обратили внимание на Купера и его интерес к Байарду, довольно сложно. 

Кадр и из фильма «Всевидящее око» (Фото DR)

Сюжет «Всевидящего ока» разворачивается в 1830 году. В США, в военной академии Вест-Пойнт, кадет по имени Лерой Фрай кончает жизнь самоубийством. Спустя несколько дней кто-то в морге вырезает сердце из его трупа. Руководство учреждения принимает решение нанять легендарного детектива — армейского ветерана Августа Лэндора, чтобы он выяснил, что именно произошло с учеником. Лэндор обращается к одному из кадетов за помощью — его глазами и ушами в академии становится Эдгар Алан По. 

 

История По в фильме отчасти повторяет реальную биографию писателя. Он действительно поступил на военную службу в конце 1820-х годов, потому что был совершенно на мели. И в 1830 году Эдгар Алан и правда был кадетом в Вест-Пойнт. Как и герой фильма, писатель не находил общего языка с другими учениками, постоянно нарушал устав и распорядки академии, отвлекался от службы на творчество — в Вест-Пойнт он начал писать первые поэмы и даже публиковаться. 

Во «Всевидящем оке» роль Эдгара Алана исполнил Гарри Меллинг, известный миру как Дадли Дурсль из «Гарри Поттера». И, пожалуй, Меллинг — единственный стоящий повод посмотреть эту картину. Всегда приятно убедиться, что актер, который обрел популярность благодаря массовой франшизе, где сыграл второстепенно персонажа, на самом деле действительно обладает талантом. Гарри идеально справляется с ролью восторженного, невротического, ранимого и немного сумасшедшего поэта, вечно влюбленного и одержимого загадками и мистикой. Меллинг последнее время активно снимается в сериалах и фильмах Netflix — в его послужном списке «Ход королевы» и «Дьявол всегда здесь», поэтому у него явно есть кредит доверия к платформе, который может объяснить участие в неоднозначном «Всевидящем оке». 

 
Кадр и из фильма «Всевидящее око» (Фото DR)

Джиллиан Андерсон тоже регулярно сотрудничает с Netflix, и, видимо, контракт обязывает ее сниматься в разных проектах. Люси Бойтон и вовсе стала звездой именно благодаря стриминговому сервису, поэтому отказываться от участия не с руки. Тем более главная роль досталась Кристину Бейлу, который, безусловно, стал магнитом для других коллег. Он уже работал с режиссером Скоттом Купером — снимался в его фильме «Из пекла» 2013 года. Правда, уровень этой картины совершенно не сравнить с «Всевидящим оком». 

Начинается фильм, как надо: жуткие убийства, мрачная атмосфера академии, красивая зима, загадочные диалоги и необъяснимые персонажи. В первые полчаса веришь, что «Всевидящее око» — талантливый готический триллер, развязка которого заставит вздрогнуть. Купер заставляет зрителя представить, что это трагичная детективная история, словно сошедшая со страниц одного из главных героев — Эдгара Алана По. Август Лэндор пытается расследовать зверские убийства, у которых, как кажется, нет ни логики, ни мотива. Режиссер показывает, как слепо и отчаянно герои могут верить в темную магию, поддаваться чарам оккультизма и надеяться на помощь мертвых. 

Кадр и из фильма «Всевидящее око» (Фото DR)

Но сюжет начинает провисать и пробуксовывать довольно быстро. Зрителю становится слишком уж очевидно, кто из героев явно не чист на руку, зверские убийства перестают шокировать, а расследование выходит каким-то куцым и банальным. Возникает твердая уверенность, Эдгар Алан По куда умнее и проницательное Августа Лэндора, и появляется вопрос: а зачем вообще нужен этот персонаж? Герой Кристиана Бейла возьмет на себя важную часть сюжета лишь в самом конце картины. 

 

Бейл как будто понимает, что на самом деле ему досталась второстепенная роль. Поэтому ему не очень хочется играть и выражать хоть какие-то эмоции, и наблюдать за его отрешенностью и безучастностью откровенно скучно. Видимо, Скотт Купер хотел работать на контрасте — хладнокровный и сдержанный Лэндор расследует убийства в паре с экзальтированным и чудаковатым Эдгаром Аланом По. Но никакой химии между героями нет. Бессмысленные диалоги, повторяющиеся из сцены в сцену, и нарочитые попытки сообщить зрителю, что происходит нечто невероятное, утомляют и отвлекают от сюжета. 

Кадр и из фильма «Всевидящее око» (Фото DR)

Но главная проблема фильма, конечно, в развязке. Готические триллеры и мистические детективы зрители смотрят за тем, чтобы отвлечься от реальности и погрузиться в мир невероятных событий, которые мало связаны с окружающей действительностью. Но Скотт Купер сводит финал к сексуализированному насилию и обычной бытовой драме, которые никак не коррелируются с основной — мистической — линией сюжета. На последних минутах фильма становится совершенно неясно, зачем зритель погружался в мир оккультизма, если всему виной обычная человеческая похоть. «Всевидящее око» начинает трещать по швам, разваливаться и терять даже маленькие крупицы шарма. История превращается в настолько банальную, что становится жалко потраченного времени. 

Если Гарри Меллинг действительно старается, то остальные актеры явно идут по пути Кристиана Бейла. Они не понимают, чего от них требует режиссер. Роли Джиллиан Андерсон, Шарлотты Генсбур и Люси Бойтон могли исполнить кто угодно, и фильм ничего бы от этого не потерял. Участие такого звездного состава в картине совершенно не оправдано, у актеров нет никакого пространства для маневра и творчества. Они настолько загнаны в скупой сюжет, что зритель не получает удовольствия от их игры. 

Платформа Netflix вложила во «Всевидящее око» довольно не скоромные $72 млн. И еще раз напомнили миру, что иногда выпускает фильмы просто ради факта их выхода. В конце концов новогодние праздники — скучающие за салатам зрители посмотрят что угодно, если налепить на афишу пару броских имен. И, нужно признать, такой подход к кинопроизводству тоже работает. В конце концов, если бы не праздничная скука, едва ли кто-то бы стал досматривать эту картину. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+