«Операция «Фортуна»: Искусство побеждать»: каким получился новый боевик Гая Ричи
Гай Ричи прославился и полюбился всем после первого же фильма — «Карты, деньги, два ствола». Повторил формулу с более известными актерами, и снова удача — «Большой куш». А потом его режиссерскую карьеру заштормило, и зрители увидели неудачную мелодраму с Мадонной «Унесенные», спорные «Револьвер» и «Рок-н-рольщик», откровенно провальные «Меч короля Артура» и «Агенты А.Н.К.Л.».
В прокате гораздо более успешными оказались «Шерлоки Холмсы» и «Аладдин», но настоящее возвращение того самого Гая Ричи, которого все полюбили в девяностых, случилось только в начале 2020 года — с фильмом «Джентльмены». После этого Ричи еще раз сделал шаг в сторону с «Гневом человеческим», когда зашел на территорию серьезных боевиков, поэтому его дальнейшее развитие интриговало: а что же дальше?
А дальше — серьезный мужчина с папочкой в руках стучит каблуками по коридору здания, где заседает британское правительство. Над миром нависла угроза: совершено нападение на секретный объект, украдено неизвестно что с кодовым названием «Титан», в деле замешан известный миллиардер. Операцию по спасению нехотя доверяют агенту с замечательным именем Орсон Форчун (он хорош, но разбазаривать государственные деньги любит больше, чем работать). Ему в помощь дают пару оперативников и одного голливудского актера. Параллельно над заданием работает еще одна группа агентов, которые вроде бы на той же стороне, но поугрюмее и вечно ставят Орсону палки в колеса.
В фильме «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать» в главной роли, собственно, Фортуны — Джейсон Стэйтем. Он в общем такой же, как всегда, только чуть более серьезный («У Джона не было чувства юмора, мне нравился Джон») и оттого более комичный. Начинается и заканчивается фильм сценами с персонажами Кэри Элвеса и Эдди Марсана — это они из тех актеров, которых все лучше знают в лицо, чем по имени: Элвес играл в «Пиле» и «Очень странных делах», а Марсан — в «Грязи».
Ричи снова дает много пространства своим любимым Хью Гранту и Джошу Хартнетту — оба здесь в отличных запоминающихся ролях. Но главная звезда фильма — Обри Плаза, которая, кажется, блистает везде, где сейчас снимается. Ее персонаж одновременно и роковая красотка, и технический гений, и главный весельчак. Обычно эти образы примеряют на себя разные актеры, а Плаза легко справляется одна со всеми тремя. Если у этого фильма когда-нибудь будет продолжение, именно она должна стать его главной героиней.
Впрочем, говорить, как приняли «Фортуну», пока рано. Новых «Джентльменов» — безусловного успеха — явно не случилось. Оценки зрителей средние, критиков — не впечатляющие, а из всех работ Ричи она больше всего напоминает «Агентов А.Н.К.Л.». Скандальный перенос даты выхода из-за того, что злодеями в сюжете представлена украинская мафия, а также прокат в России, которую другие голливудские хиты предпочитают обходить стороной, тоже вряд ли пойдут фильму на пользу.
И все же от «Операции «Фортуна» можно получить удовольствие — и много. Боевик настолько стремителен, что не успевает даже представиться, и длинное название появляется только на финальных титрах. Персонажи столь же молниеносно перемещаются из страны в страну: «Мы летим в Лос-Анджелес? Нам же надо было в Канны!» Ричи по-прежнему мастерски снимает экшен: дразнит зрителя с помощью монтажа, оттягивает удовольствие, но в итоге все же показывает все то, что мы ждем от боевика: есть драка на яхте, перестрелка на вертолете, погони пешком и на автомобилях.
Тут же важно отметить, что боевик комедийный, и комедия — заметная его часть. Это как бы очередное кино про Джеймса Бонда, но если вы смотрели последний фильм, то знаете, что это не лучшая ролевая модель, поэтому «Операция «Фортуна» еще и про агента Джонни Инглиша. Из-за наивной детективной интриги и непутевости главных персонажей, которых то и дело обставляют свои же, фильм смотрится как телесериал из 1970-х или устаревший и подзабытый фильм из 2000-х, но, возможно, так и было задумано. Как минимум одна шутка (про Бена Харриса, вы ее не пропустите) явно запомнится зрителям надолго.
А еще, как и «Джентльмены», «Операция «Фортуна» — это кино о кино. Хартнетт играет самовлюбленного голливудского актера, который говорит: «Представь, что ты в фильме — я буду играть самого себя, и это будет моя лучшая роль». Здесь также есть место и пародии на Харви Вайнштейна, и издевке над Каннским кинофестивалем, и фразе «Мы сделаем ему предложение, от которого он не сможет отказаться», и паре сцен киносъемок.
Но есть, например, и такой избитый штамп, как погоня на дороге, где идет ремонт, — в этот момент сложно поверить, что Ричи снимает ее всерьез. Возможно, он устарел, а может, никогда и не был так талантлив, как считается, но все же ему точно не откажешь в самоиронии. Получается, искусство проигрывать не теряя лица иногда даже важнее искусства побеждать.