К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Искатель шедевров: как основатель Microsoft собрал коллекцию, проданную за $1,5 млрд

Пол Аллен (Фото John Lok / Seattle Times via ZUMA Wire)
Пол Аллен (Фото John Lok / Seattle Times via ZUMA Wire)
За более чем 150 шедеврами, которыми владел сооснователь Microsoft, в том числе работами Боттичелли, Сезанна, Сера, Моне и Хокни, в покойном миллиардере можно разглядеть страстного коллекционера. В ноябре 2022 года все они ушли с молотка в аукционном доме Christie’s за $1,5 млрд, став самой дорогой коллекцией в истории. Американский Forbes Life накануне аукциона подробно рассказал историю собрания Пола Аллена

В мае 2018 года на аукционе Christie’s перед гостями предстала картина «Соперники» кисти мексиканского художника Диего Риверы, написанная в 1931 году. Произведение создано по заказу Эбби Олдрич Рокфеллер, которая подарила его сыну Дэвиду и его новой жене Пегги на свадьбу в 1941 году. Эта работа — лишь малая толика крупнейшего на сегодня аукциона, на котором удалось выручить в общей сложности $835 млн.

Всего за несколько минут «Соперники» были проданы почти за $9,8 млн ― тогда это стало аукционным рекордом для латиноамериканских художников (впоследствии Риверу переплюнула собственная жена Фрида Кало, когда в 2021 году ее картину продали за $35 млн). Однако личность нового владельца, делавшего ставки по телефону, тогда осталась в тайне.

Четыре года спустя «Соперники» вновь были выставлены на продажу Christie’s наряду более чем с 150 редкими произведениями искусства. Еще один поражающий воображение аукцион пролил свет на одного из главных частных коллекционеров современности — покойного сооснователя Microsoft Пола Аллена, который и был тем самым загадочным покупателем «Соперников» по телефону.

 
Предмет гордости: «Натурщиц (малую версию)» Аллен называл «талисманом своей коллекции» (Фото Christie's)

Аукцион под названием «Визионер: коллекция Пола Г. Аллена» охватывал 26 лет жизни предпринимателя, в течение которых он собирал живопись, и 500 лет истории мирового искусства — от Боттичелли до современного художника Макартура Биниона. По прогнозам, аукцион гарантированно должен был принесет Christie’s по меньшей мере $1 млрд, побив при этом рекорд, достигнутый в мае, когда самым дорогим собранием в истории аукционов стала коллекция Маклоу за $922 млн.

Впечатляющая коллекция произведений искусства Аллена была лишь малой частью оставшегося после него состояния в $20,3 млрд. Через пять месяцев после приобретения «Соперников» он скончался от осложнений неходжкинской лимфомы в возрасте 65 лет. Помимо предметов искусства ему принадлежали спортивные команды («Сиэтл Сихокс» и «Портленд Трэйл Блэйзерс»), суперъяхта за $278 млн и коллекция винтажных летательных аппаратов.

 

С момента смерти Аллена его сестра Джоди постепенно распродает оставшееся имущество, а также управляет семейным фондом покойного миллиардера. Рекордную выручку с аукциона изначально планировали пожертвовать неназванным благотворительным организациям.

«Эта продажа будет грандиозной во многих отношениях, ― объяснял в ноябре Макс Картер, вице-президент Christie’s по искусству XX–XXI веков и куратор предстоящего аукциона. ― Она будет исторической по цифрам, исторической по масштабам благотворительности и исторической по уровню представленных шедевров».

Коллекции Аллена действительно суждено было побить все рекорды. Собрание представляло собой плеяду произведений величайших деятелей искусства. Вдобавок к Боттичелли и Биниону в нее входили одно полотно Моне, одно ― Лихштенштейна, два ― Ван Гога, четыре работы Колдера, пять ― Пикассо, шесть ― Джаспера Джонса и одна картина Сера, которая в последний раз выставлялась на продажу 52 года назад. «Широта того, чего он добился, и количество красоты, которое ему удалось собрать за 26 лет, ― это достижение, о равных которому я еще не слышал», ― признавался Картер.

 

В копилку рекордов можно добавить и то, что коллекция Аллена содержала три работы стоимостью не менее $100 млн. Ожидалось, что самым дорогим лотом станет «Гора Сент-Виктуар» кисти Сезанна, которую бизнесмен купил в 2001 году за $38,5 млн (или $64 млн по сегодняшнему курсу). Предварительная исходная цена работы составляла $120 млн (она была продана за $137 млн. — Forbes Life).

«Гора Сент-Виктуар была одним из любимых мотивов Сезанна, но завершенных работ с ней не так много, ― говорила о законченной картине Марго Морель, эксперт Christie’s по импрессионистам и современному искусству, накануне аукциона. ― Это большая редкость. Практически завершенных полотен насчитывается порядка  37 ― на 32 из них можно посмотреть в разных государственных учреждениях».

«Сад с кипарисами» Ван Гога ― еще один лот, который, по мнению многих, должен был преодолеть порог в $100 млн (была продана за $117 млн. — Forbes Life): в последний раз на аукционе его продавали за $15 000 (или около $300 000 по нынешнему курсу) в 1935 году.

Третий лот, о котором не умолкали коллекционеры, ― «Натурщицы (малая версия)» Жоржа Сера, которые ушли с молотка за $1 млн в 1970 году ($7,6 млн в сегодняшнем выражении). Аллен выкупил эту картину из частной коллекции в 1997 году за неизвестную сумму, и, по словам Картера, она была его любимой.

Впечатляющий постимпрессионизм: Аллен обожал пейзажи вроде «Горы Сент-Виктуар» Сезанна и «Сада с кипарисами» Ван Гога (Фото Christie's)

«Пожалуй, это величайшая картина XIX века, которую доводилось продавать Christie’s», ― объяснял Картер. Работа шириной всего 49 сантиметров — черновик, уменьшенная версия картины шириной 2,4 метра, которая висит в Фонде Барнса в Филадельфии. Но в том и суть. «Здесь налицо выверенность техники, ― отмечал Картер. ― Наверное, это самое совершенное воплощение пуантилизма ― и точка». Морель поясняла: «Пол Аллен выбирал лучшее из лучшего. Он искал настоящие шедевры».

 

Собирать знаковые работы Аллен начал в начале 1990-х, почти через десять лет после ухода из Microsoft. Несколькими годами ранее он побывал в галерее Тейт в Лондоне, и этот визит полностью изменил его восприятие искусства.

«В детстве у него на стенах висели плакаты с разными картинами, ― рассказывала Дебора Ганн, которая с 2006 по 2016 год была помощником директора по вложениям в предметы искусства в инвестиционной компании Аллена под названием Vulcan. ― Мне кажется, в Тейт к нему пришло это осознание: «Я тоже могу владеть прекрасными работами!»

С годами Аллен стал тратить значительную часть своего состояния на собственные учреждения, связанные с миром искусства, ― открыл Музей поп-культуры в Сиэтле и основал Сиэтлскую ярмарку искусств ― и без лишнего шума собирал частную коллекцию, глубоко личную и, как следствие, чрезвычайно разнообразную.

«Пол все делал по-своему и в итоге избежал статуса стандартного коллекционера искусства, ― писала в электронном письме Мирея Льюин, директор Vulcan по коллекциям произведений с 2016 года. ― Новые приобретения он делал в соответствии со своими увлечениями, интересами и личным представлением о прекрасном, уделяя особое внимание работам, по которым можно судить о наследии художника в целом».

 

В 2012 году Аллен объяснял изданию Newsweek: «Широта моих интересов иногда поражает меня самого. Раньше мне часто говорили: «Но, Пол, тебе же нравится и Лихтенштейн, и Моне» — хотя я в этом ничего странного не вижу».

Тем не менее в его собрании прослеживались некоторые объединяющие темы. Аллену были очень интересны пейзажи, для сооснователя Microsoft они становились своеобразным окном в душу художника. Особенно высоко он ценил полотна с Венецией: на аукционе таких было восемь, и самое дорогое из них, творение Мане, имело предварительный ценник в $65 млн.

Всем Венеция: на аукционе было восемь полотен с городом на воде, включая «Фасад делла-Салюте, Венеция» Джона Сингера Сарджента (Фото Christie's)

«Все экспонаты коллекции тесно переплетены между собой, и она настолько многогранная, что становится понятно, каким Аллен был гением, ― рассказывала Джоанна Флаум, вице-президент Christie’s по искусству XX–XXI веков, которая также курировала аукцион. ― Он всегда устремлялся в будущее, и его привлекали художники, видящие мир по-другому».

Особенно близки ему были Джонс и Сера из-за их деконструированного стиля, который чем-то напоминал Аллену программирование. «Меня привлекают такие вещи, как пуантилизм и работы Джаспера Джонса с числами, потому что они позволяют разбить целое на отдельные компоненты вроде байтов или цифр, только с помощью другого языка», ― говорил Аллен в интервью по случаю выставки «Увидеть природу» в 2016 году.

 

А его восхищение Джорджией О'Кифф ― на аукционе были представлены четыре ее картины ― вышло за пределы холста: в 2000 году Аллен купил один из ее домов (имение на 8 гектаров в Санта-Фе, которое сейчас ищет нового хозяина за $17,5 млн). «Он очень любил это место, ― объяснял Ганн. ― Работы О'Кифф находили в нем живой отклик, и я думаю, что больше всего его трогало сочетание красоты самого дома и ореола художницы».

Коллекционером Аллен был крайне целеустремленным, но дисциплинированным, ― в 2016 году он одержал победу после 14-минутных торгов за стога сена кисти Моне, заплатив за них $81,4 млн. «Собрать эту почти энциклопедическую коллекцию шедевров ― огромное достижение, ― уверял Картер накануне аукциона. ― Для этого нужны и любознательность, и дисциплинированность, но также и решительность. А Пол был крайне решительным человеком».

«Я полагаю, что самое замечательное в его статусе коллекционера, ― продолжал Картер, ― то, как быстро он перешел к покупке величайших произведений, которые только можно найти на рынке. И ошибался он очень редко».

Широкими мазками: Аллен часто покупал картины непосредственно у художников, в том числе у Джаспера Джонса («Маленький фальстарт», слева). Он даже приобрел один из домов Джорджии О'Кифф («Белая роза с живокостью №1», справа) (Фото Christie's)

Как следствие, Аллен продавал работы из коллекции довольно редко и предпочитал жить среди них. Вкупе с его привычкой приобретать произведения без лишней огласки, ― Аллен зачастую перекупал их у частных коллекционеров или же, как было с Риверой, делал ставки по телефону, ― портрет самого миллиардера получается весьма таинственный. Но такой цели он перед собой не ставил.

 

«От процесса коллекционирования он получал огромное удовольствие, ― объяснял Ганн. ― Ему нравилось видеть произведение, открывать его для себя, а потом жить с этой работой и узнавать о ней что-то новое. В его жизни было много интересов, но одно меня восхищало всегда: как сильно он радовался своему собранию картин и как сильно хотел делиться им с остальными».

И это далеко не все. В результате недавнего расследования интернет-аукциона Artnet выяснилось, что на продажу не выставлены многие другие лоты Аллена общей стоимостью не менее $500 млн. И Картер, и Ганн подтверждали, что за $1 млрд будет продаваться не вся коллекция. «Это лишь самые яркие работы», ― уточнял Ганн.

Перевод Антона Бундина

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+