Игрушки из коляски: может ли книга принца Гарри привести к его исключению из семьи
В английском языке существует выражение toys out of the pram — «игрушки из коляски». Оно означает состояние человека, который вышел из себя и не контролирует раздражение, гнев или обиду. Словно двухлетний ребенок, который от злости выбрасывает игрушки из коляски, — принц Гарри и его жена Меган Маркл вот уже два года заняты именно этим, рассказывая всему миру все больше и больше некрасивых подробностей из жизни королевской семьи.
Уже несколько лет длится их не совсем понятная и не до конца объяснимая обида на родню, которую они превратили в способ завоевания внимания и зарабатывания денег. Книга принца Гарри «Запасной» всего лишь новый эпизод из этой серии, хотя градус откровенности в ней выше, чем в предыдущих.
История одной обиды
О том, что в британской королевской семье не все слава богу, стало известно еще в 2019 году, когда герцог и герцогиня Сассекские (такой титул был у Гарри и Меган в бытность их членами семьи) съехали от герцога и герцогини Кембриджских (Уильяма и Кейт) якобы на фоне ссоры. Затем последовало разделение их общего благотворительного фонда The Royal Foundation и Рождество 2019 года, которое королевская семья отпраздновала без Гарри и Меган.
В январе 2020 года пара официально объявила, что складывает полномочия членов королевской семьи и уезжает в Америку. Пресса немедленно окрестила происходящее Мегзитом — по аналогии с Брекзитом. После увольнения из «роялов» пара методично занялась сливом подробностей о жизни семьи. Их выступления в СМИ, претендовавшие на сенсационность, стали появляться с той же регулярностью, что и новые эпизоды «Короны».
Уже летом 2020 года в Великобритании вышла биография звездной пары «В поисках свободы», написанная журналистами Омидом Скоби и Кэролин Дюран. Формально это была независимая журналистская работа, но многие (в том числе принц Уильям) полагали, что Гарри и Меган способствовали ее выходу.
Книга рассказывала, что в семье даже слуги относились к Меган без любви и уважения. Старшие члены семьи отзывались о ней как о девушке с «тяжелым прошлым» и называли «певичкой Гарри». А также была предана гласности история о том, как Гарри и Уильям поссорились, потому что старший брат с глазу на глаз посоветовал младшему перед помолвкой узнать девушку получше, прежде чем жениться на ней (видимо, Гарри счел это страшной бестактностью).
Следующим эпизодом этой мыльной real-life-оперы стало интервью, которое Гарри и Меган дали Опре Уинфри — оно вышло в марте 2021 года. В нем они вновь пожаловались, например:
- на то, что чувствовали себя в семье одиноко;
- на холодность членов семьи;
- на то, что один из старших членов семьи поинтересовался, какого оттенка будет кожа у их ребенка;
- на невозможность поделиться с внешним миром своими переживаниями.
Выглядело все так, будто Меган и Гарри старательно пытаются «закенселить» королевскую семью, выстраивая модный нарратив «обиженные дети против жестоких родителей» и используя характерные для «культуры отмены» намеки на расизм и эмоциональную депривацию. Некоторые СМИ накануне выхода громкого интервью всерьез задавались вопросом: выдержит ли британская монархия такой серьезный удар?
Но она выстояла. На попытку «отмены» Букингемский дворец, не имевший обычая комментировать семейные дела, отреагировал небывало длинным заявлением в целых четыре предложения: дескать, мы очень расстроены тем, что вы расстроены, однако ваши воспоминания могут отличаться от наших, поэтому давайте поговорим об этом дома в кругу семьи, любим, обнимаем.
И все. Этого оказалось достаточно, чтобы спустить историю на тормозах. Великобритания не поверила Меган и Гарри и дворец не осудила. Падения монархии не произошло.
После этого в семье произошли две настоящие трагедии — смерть принца Филиппа в 2021 году и королевы Елизаветы в 2022-м. Казалось, это были два уместных повода помириться с родней и забыть позапрошлогодние обиды. Однако Гарри и Меган не прекратили свои woke-атаки. На подходе уже томился документальный сериал об их невзгодах в кругу королевской семьи. Он вышел в декабре 2022 года — спустя всего три месяца после кончины Елизаветы II.
Как и в прошлый раз, публика с трепетом ожидала его выхода, предвкушая скандальные сенсации и вновь рассуждая о том, выдержит ли монархия. Но была разочарована: о жизни королевской семьи не было рассказано ничего принципиально нового. Но зато Гарри и Меган получили от Netflix за эту историю $100 млн.
Что рассказал Гарри в новой книге
Скандалы не заставили себя ждать: уже в 2023 году было объявлено о новой книге принца Гарри — она должна увидеть свет 10 января. В этот раз запланировано выступление соло, без Меган, но оно тоже будет содержать порцию «игрушек из коляски» (содержание уже стало известно публике благодаря тому, что испанский перевод книги попал к журналистам до официального выхода книги).
Журналисты привычно затянули старую песню, что Гарри закладывает под монархию бомбу. Крушения, разумеется, опять не произойдет, однако этот эпизод сериала «Мегзит» действительно отличается от предыдущих — в новой книге Гарри перешел некоторые границы, которые они с Меган не решались переступать ранее.
Например, он рассказал, как в юные годы пробовал кокаин и курил марихуану в Итоне (вряд ли он кого-то действительно удивил, но формально это явно не на пользу имиджу монархии), и поделился тем, как лишился девственности в поле за пабом с женщиной старше него.
Затем принц перешел к службе в армии и рассказал, что в Афганистане лично убил 25 талибов (организация «Талибан» признана в России террористической и запрещена). Это заявление не на шутку разозлило военных: мало того, что такими вещами в армии хвастаться не принято, но после такого заявления он еще и может стать мишенью для международных террористов. Высказывалось даже мнение, что после его слов могут пострадать другие британские солдаты, служащие в горячих точках.
Однако в книге он раскрывает не только свои секреты. Если в предыдущих выступлениях рассказывалось о неблаговидных поступках и словах других членов семьи, но имена никогда не назывались, в этот раз он открыто пишет, с кем именно у него возникали разногласия. Теперь же известно стало многое:
- Гарри обвинил Камиллу в том, что она сливала информацию прессе и организовала целую кампанию, чтобы выйти замуж за Чарльза;
- с отцом (ныне королем Карлом III) у него был трудный разговор о его браке с Камиллой — Гарри и Уильям просили его не жениться. Гарри боялся, что она станет для него злобной мачехой;
- принц Уильям подозревал, что у отца был роман с Камиллой, и это его мучило;
- Меган обидела Кейт, сказав, что у нее «baby brain» (то есть «мозг беременной женщины»);
- Гарри и Уильям подрались, якобы из-за того, что Уильям в беседе с братом неуважительно отзывался о его невесте. Уильям повалил его на пол. После этого Гарри позвонил психологу;
- позднее, после похорон принца Филиппа, Гарри и Уильям опять чуть не подрались. Принцу Чарльзу пришлось вставать между ними, чтобы не допустить потасовки;
- Кейт и Уильям посмеялись и одобрили знаменитую нацистскую форму, в которой Гарри пришел на вечеринку;
- Чарльз не обнял Гарри, когда сообщил ему о смерти Дианы;
- Уильям был недоволен тем, что Гарри учился с ним в одной школе;
- после его рождения отец шутил про него и про Уильяма: a heir and a spare («наследник и запасной»). Сам Гарри узнал об этом уже будучи взрослым.
Игрушки не заканчиваются
Нельзя сказать, чтобы отношения Гарри со всей королевской семьей давали хоть какую-то надежду на восстановление и до выхода этой книги. Судя по всему (в том числе и по выдержкам из новой книги), отношения братьев становились все хуже и хуже с 2019 года.
При этом в недавнем интервью ITV принц Гарри утверждал, что любит и хочет вернуть брата и отца. Но очевидно, что он и его жена в последние несколько лет лишили себя шансов на восстановление отношений, раз за разом нарушая не просто дворцовый этикет, а элементарные правила приличия: в Британии, как и везде, не принято публично рассказывать о семейных конфликтах.
Британские журналисты иногда сравнивают их конвейер сплетен с тем, что рассказывала мать Гарри принцесса Диана, которая тоже использовала СМИ, чтобы обернуть семейный конфликт себе на пользу. В частности, с интервью, которое она дала журналисту Мартину Баширу для BBC Panorama (то самое знаменитое видео, в котором она сказала, что «нас в браке всегда было трое»). Однако положение Дианы было совсем иное: у нее хотя бы была очевидная и социально приемлемая причина обижаться на мужа и его семью.
Тогда как у Гарри и Меган вместо причин были лишь набор малопонятных претензий, застарелых мелочных обидок и слухи о том, сколько миллионов им платят кинопродюсеры и книгоиздатели. И если Диану публика приняла и поддержала, то к истории Гарри и Меган британцы еще после интервью Опре Уинфри отнеслись скорее с недоверием.
Однако они все равно продолжают кидаться «игрушками».
Похоже ли это на поведение людей, которые хотят восстановить отношения? Вряд ли. Это больше похоже на поведение людей, которые уже не надеются помириться с родственниками и пытаются теперь выжать из этой истории максимум пользы для себя.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции