К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ушли с молотка: самые дорогие произведения русского искусства, проданные в 2022 году

Иван Айвазовский, «Гнев морей», Sotheby's (Фрагмент)
Иван Айвазовский, «Гнев морей», Sotheby's (Фрагмент)
Несмотря на то что с марта 2022 года мировые аукционные дома не проводят русских торгов, произведения русского искусства по-прежнему присутствуют на мировом арт-рынке. Forbes Life собрал самые громкие продажи, случившиеся на мировых и российских аукционах прошедшего года

Как всегда, в цене были выдающиеся работы художников первого ряда и ювелиров Фаберже, императорский провенанс. Международные аукционы теперь «замешивают» русское искусство в самых разных тематических торгах — от «старых мастеров», где в начале декабря был продан Иван Айвазовский, до «экспрессионизма: Германия, Австрия и не только», где выставлялся портрет работы Хаима Сутина.

«Мы представляем лучших русских художников в торгах импрессионистов и модернистов и даже ориенталистов. Результат, достигнутый на недавних торгах старых мастеров, показал успешность такой стратегии», — говорит глава российского отделения Sotheby's Ирина Степанова.

Одновременно, пока покупатели и продавцы из России лишены возможности участвовать в мировых аукционах, торги российских аукционных домов устанавливают невиданные прежде рекорды. То, что достойно обложки каталога торгов Christie’s или Sotheby’s, теперь продают онлайн на московских аукционах. 

Жирандоли Павла I, Christie’s, €4,9 млн
Christie’s

Жирандоли Павла I, Christie’s, €4,9 млн

Летом парижское отделение Christie’s провело серию аукционов, посвященных коллекции Юбера де Живанши. Общая выручка составила €114,4 млн. Большую часть этой суммы — около €83 млн — принес прошедший в первый же вечер аукцион с говорящим названием «Шедевры».

Среди лотов этих торгов отличалась пара массивных жирандолей из патинированной бронзы на деревянных основаниях, окрашенных под мрамор. Предполагается, что их создателем был знаменитый французский мастер Пьер-Филипп Томир, а выполнены они были специально для российского императора Павла I. Специалисты Christie's считают, что жирандоли предназначались для Михайловского замка, но либо так и не были доставлены в Петербург по неизвестной причине, либо были проданы вместе с другой обстановкой дворца после убийства императора. Став собственностью Юбера де Живанши, они украсили собой выход в сад из парижского особняка д’Орруэ. При оценке в €700 000-1 000 000 лот был продан за €4,9 млн. Он оказался даже дороже одного из главных топ-лотов коллекции — рисунка Пабло Пикассо «Фавн с копьем», цена которого составила €4,2 млн.

Марк Шагал, «Полет художника», Christie’s, £2,4 млн
Christie’s

Марк Шагал, «Полет художника», Christie’s, £2,4 млн

Подборку работ Марка Шагала из семьи наследников художника Christie’s распродавал в два захода. Летом торги проходили в Лондоне и собрали в сумме чуть меньше £10 млн. С молотка ушли все 20 картин, самой дорогой из которых стала написанная в 1984 году композиция «Художник и влюбленная пара в трех цветах» (£1,6 млн). Еще 20 работ продавались в Гонконге в начале декабря. Топ-лотом стала картина 1979 года под названием «Полет художника», ушедшая с молотка за £2,4 млн. В общей сложности 40 лотов были распроданы примерно за £17 млн.

Хаим Сутин,  «Женщина в красном на синем фоне», Bonhams, £1,8 млн
Bonhams

Хаим Сутин,  «Женщина в красном на синем фоне», Bonhams, £1,8 млн

Написанная примерно в 1928 году картина Хаима Сутина «Женщина в красном на синем фоне» была продана на ноябрьских торгах Bonhams за £1,8 млн. Предположительно художнику позировала Полетт Журден, которая многие годы была натурщицей Амедео Модильяни. Эту картину многое — вплоть до позы и положения рук женщины — роднит с последним портретом Журден, который Модильяни написал незадолго до смерти в 1920 году.

К 1922 году американский коллекционер Альберт Барнс купил почти сотню картин Сутина, после чего тот в одночасье стал богатым и знаменитым. Теперь он мог покупать для своих натюрмортов бычьи туши, которыми его студия была буквально завалена. Однажды соседи художника, которых смущало обилие  мух, вызвали полицейских, и оказавшейся в то время в студии Журден пришлось оправдывать Сутина.

Иван Айвазовский, «Гнев морей», Sotheby's, £1,7 млн
Sotheby's

Иван Айвазовский, «Гнев морей», Sotheby's, £1,7 млн

По итогам посвященных искусству старых мастеров торгов Sotheby’s, прошедших 7 декабря, была продана датированная 1886 годом картина Ивана Айвазовского «Гнев морей». Побить ценовой рекорд в £2,4 млн, установленный еще в 2007 году работой «Американское судно у скалы Гибралтара», лоту не удалось, но цена в £1,7 млн все равно стала довольно внушительной.

Многие годы «Гнев морей» входил в частную немецкую коллекцию. В 2007 году после преадукционной выставки в Москве работа была продана на русских торгах Sotheby’s более чем за £500 000.

Серебряная супница из Орловского сервиза, Sotheby's, €1,1 млн
Sotheby's

Серебряная супница из Орловского сервиза, Sotheby's, €1,1 млн

Целую серию аукционов этого года Sotheby’s посвятил коллекции, которая хранилась в одном из самых известных частных особняков Парижа — отеле Lambert. На торги было выставлено порядка 1300 произведений декоративно-прикладного искусства и ювелирных украшений, которые в сумме собрали €76,6 млн. Среди лотов были работы Фаберже: отделанная золотом нефритовая рукоятка для печати работы Михаила Перхина была продана чуть дороже €21 000, а ковш Александра Векевы с частичной позолотой ушел за €7500.

Одним из топ-лотов, которые Sotheby’s анонсировал задолго до торгов, была серебряная супница из Орловского сервиза. Он был изготовлен Жаком Ретьером и его сыном в начале 1770-х годов по заказу Екатерины II. Насчитывавший порядка 2000 предметов сервиз был подарен фавориту императрицы — графу Григорию Орлову. После его смерти Екатерина выкупила сервиз у наследников графа. Он оставался частью императорского собрания вплоть до 1920-х годов, когда советское правительство начало распродавать его по частям. Значительное количество предметов, включая настоящую супницу, к 1930-м годам оказалось у берлинских коллекционеров.

Василий Перов, «Охота на медведя зимой», ARTinvestment.RU, 76,7 млн рублей
ARTinvestment.RU

Василий Перов, «Охота на медведя зимой», ARTinvestment.RU, 76,7 млн рублей

В середине декабря прошли одни из самых успешных торгов в истории портала ARTinvestment.RU. Суммарная выручка составила 165 млн рублей, а топ-лотом стала работа Василия Перова «Охота на медведя зимой» из частного собрания, проданная за 76,7 млн рублей. Полотно, подорожавшее в шесть раз за последние 13 лет (на русских торгах Christie's в декабре 2009 лот ушел за £157 250), установило новый рекорд на произведения художника. «Сельский вид в окрестности Москвы при закате солнца» Алексея Саврасова ушел за 38,3 млн рублей, а «Радуга» Архипа Куинджи была куплена за 18,8 млн рублей.

Николай Фешин, «Кукурузный танец», «Литфонд», 38 млн рублей

Николай Фешин, «Кукурузный танец», «Литфонд», 38 млн рублей

К числу самых дорогих лотов онлайн-торгов «Литфонда» за 2022 год относятся три работы Николая Фешина, выставлявшиеся на продажу в марте. Ни одна из них на рынке ранее не появлялась, хотя все имеют богатую выставочную историю. Самым дорогим в итоге стало полотно 1932 года под названием «Кукурузный танец», проданное за рекордные для русских аукционов 38 млн рублей.

Мировой рекорд на произведения художника держится на отметке $10,8 млн с 2010 года. За эту сумму 12 лет назад на Macdougall’s ушел «Маленький ковбой» 1923 года. Две другие работы Фешина на торгах «Литфонда» были проданы за 36 млн рублей («Морской пейзаж. Калифорния» 1925 года) и 28 млн рублей («Портрет девушки в голубой блузе» конца 1930-х годов). В сентябре «Литфонд» продал редкое издание брошюры-альбома Казимира Малевича «Супрематизм. 34 рисунка». Он был напечатан в Витебске в 1920 году тиражом 100 экземпляров. До наших дней дошло всего 14, из них 11 находятся в музейных и частных собраниях за рубежом. Цена лота составила 6,3 млн рублей.

Карл Брюллов, «Портрет светлейшей княгини Анны Ивановны Лопухиной», «Клуб любителей графики», 7 млн рублей

Карл Брюллов, «Портрет светлейшей княгини Анны Ивановны Лопухиной», «Клуб любителей графики», 7 млн рублей

Главным топ-лотом недавних торгов аукционного дома «Клуба любителей графики» стал «Портрет светлейшей княгини Анны Ивановны Лопухиной», созданный в 1833 году Карлом Брюлловым. Стоимость лота на аукционе взлетела более чем в три раза, достигнув отметки в 7 млн рублей. До этого похожий акварельный «Портрет Джованины Паччини» Брюллова был продан на Christie’s в 2009 году за €257 000.

Оскар Рабин, «Букет в пейзаже в Лианозово», Bonhams, €60 000
Bonhams

Оскар Рабин, «Букет в пейзаже в Лианозово», Bonhams, €60 000

Bonhams, наращивающий присутствие на европейском арт-рынке, провел в ноябре парижские торги с говорящим названием «Бунтарский дух». Вниманию коллекционеров было предложено порядка 70 произведений советских художников-нонконформистов. Главным топ-лотом стала картина Оскара Рабина 1957 года под названием «Букет в пейзаже в Лианозово». Она была продана в рамках эстимейта (€50 000 — 70 000) за €60 000.

Суммарная выручка аукциона составила €322 421. «Две зеленые головы» Олега Целкова ушли за €28 050, а датированная 1978 годом «Композиция» Эдуарда Штейнберга вдвое превысила верхнюю планку эстимейта, уйдя с молотка за €28 050.

Фаберже, подвеска «Льдинка», Sotheby’s, $257 600
Sotheby’s

Фаберже, подвеска «Льдинка», Sotheby’s, $257 600

В этом году на торгах Sotheby’s были проданы две практически идентичные подвески фирмы Фаберже. Обе выполнены из горного хрусталя в форме льдинок с рубиновой эмблемой Красного креста по эскизам Альмы Пиль. Этот дизайн отсылает к оформлению сразу двух императорских пасхальных яиц Фаберже: «Зимнего яйца» 1913 года и «Триптиха Красного креста» 1915 года. Подвеска, подаренная сиделке сына Людвига Нобеля, была продана в Женеве за $54 400. Второй экземпляр, принадлежавший медсестре, работавшей в Нобелевском госпитале во время Первой мировой войны, ушел с молотка за $257 600.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+