Пелевин, Стивен Кинг и Татьяна Устинова: какие романы читали в 2022 году
Книжные итоги 2022 года в целом продолжают тенденции, заложенные в пандемию. В прошлом сезоне читатели искали утешения в классических детективах, где в финале преступники будут пойманы и добро восторжествует. В условиях ковида, закрытых границ и отсутствия уверенности в завтрашнем дне такой выбор казался естественным. Мы просто еще не знали, каким будет 2022 год.
В его первой половине люди просто не читали художественных книг — новостная повестка не оставляла прозе шансов. Кроме того, цены выросли, а покупательная способность в лучшем случае осталась прежней. Это сказалось на итогах — продажи по всем десяти позициям сильно просели. Лидер рейтинга — роман Татьяны Устиновой «Судьба по книге перемен», который вышел 2 декабря 2021 года, то есть продавался целый год, — недотянул даже до 100 000 экземпляров, а роман юбиляра и классика Виктора Пелевина «KGBT+» занимает второе место с объемом продаж чуть больше 73 000 экземпляров. Для сравнения, прошлогодний фаворит «Эшелон на Самарканд» Гузель Яхиной за 10 месяцев был продан 147 630 раз, а на втором месте была «Камея из Ватикана» той же Татьяны Устиновой, но с куда большими цифрами — 114 569 книг.
В доковидные, более спокойные годы бестселлеры и вовсе измеряли сотнями тысяч проданных экземпляров, например, «Происхождение» Дэна Брауна — 309 934 в 2018 году или «Проклятое дитя» Джоан Роулинг — 307 606 за неделю в 2016 году. Ни у каких запрещенных этой зимой книгах о любви в пионерском лагере, чьи тиражи отчаянно не давали покоя некоторым отечественным писателям, таких цифр не было. Совокупные продажи первого романа Елены Малисовой и Катерины Сильвановой за два года чуть превышают 300 000 экземпляров, и всплеск покупок и скачиваний пришелся, разумеется, на период обсуждения закона о пропаганде ЛГБТ.
Читатели в 2022 году вновь выбирали книги, способные максимально отвлечь от новостной повестки — динамичные, захватывающие триллеры, в которых по закону жанра должна быть внятная развязка (и зло будет если и не наказано, то точно названо по имени и осуждено), и герметичные романы, уводящие прочь от сегодняшнего дня.
В сегменте young adult тройка бестселлеров этого года выглядит так: на первом месте снова фэнтези молодой русской писательницы под псевдонимом Лия Арден «Невеста ноября» («Эксмо») — 44 932, затем книга Кристины Старк «Цианид» (Mainstream) — 25 564 и роман Норы Сакавич «Элизиум» (Popcorn Books) — 22 130. Если бы итоги года подводили в ноябре, эту тройку возглавил бы второй роман Елены Малисовой и Катерины Сильвановой — за сложностями взрослой жизни героев пионерского романа к 1 декабря следили более 90 000 читателей.
Главная сенсация 2022 года — резкий взлет российских графических романов. В крупнейшей книжной сети «Читай-город» отметили, что «драйверами продаж этого года стали именно комиксы и манга. Причем если раньше в этом жанре первенство всегда было за зарубежными авторами, то в этом году произошел настоящий прорыв — в топе российские авторы. В первом квартале в тройке лидеров прочно удерживал позиции Федор Нечитайло с циклом «Земля королей», «Дух моей общаги» и т. п. После выхода фильма «Майор Гром. Чумной доктор» в разы возрос спрос на комиксы про майора Грома, отличную динамику показывает новинка «Гром. Трудное детство» — этот комикс-приквел к фильму.
Не зря мы в прошлом году предсказывали, что «графические нарративы будут становиться все более и более популярными, поскольку говорят о вечных ценностях самым актуальным языком» . Тройку самых продаваемых комиксов и манга 2022 года возглавляет «Человек-бензопила» Тацуки Фудзимото («Азбука» ) — 308 954 экземпляра, «Магическая битва» Гэгэ Акутами («Азбука» — 102 471, «Земля королей. Червовый том» Федора Нечитайло («Комильфо») — 93 305.
На фоне падения интереса к литературе современной значительно выросли продажи классики. Среди лонгселлеров прошлых лет уже не первый год лидирует роман Джорджа Оруэлла «1984» — за 2022 год продано 196 053 экземпляра (на 8660 экземпляров больше, чем в прошлом году), на втором месте снова «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда (Neoclassic) — 173 172 (на 53 670 больше, чем в прошлом году), затем «Маленькие женщины» Луизы Олкотт (АСТ) — 129 504, «Гордость и предубеждение» Джейн Остин — 111 712 и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова — 108 113 , кроме того, в десятке продаж сети магазинов «Читай-город» «Мы» Евгения Замятина, «Преступление и наказание» Федора Достоевского и «Триумфальная арка» Ремарка.
Топ художественных бестселлеров сервиса электронных книг «Литрес» возглавляет «Месяц за Рубиконом» Сергея Лукьяненко (АСТ) — более 28 000 экземпляров, на втором месте «1984» Джорджа Оруэлла (АСТ) — более 26 800, на третьем — прошлогодний лидер, роман «Тревожные люди» Фредрика Бакмана (Синдбад) — более 26 600. Данные о продажах романов Сергея Лукьяненко хорошо иллюстрируют, что читатели фэнтези предпочитают электронные книги (в бумаге «Месяц за Рубиконом» купили 21 560 раз). Самым популярным автором года на сервисе стал Борис Акунин, на втором месте — Сергей Лукьяненко, а замыкает тройку Виктор Пелевин.
Если же анализировать скачивания аудиокниг, видно, что на русском языке чаще всего слушали роман Виктора Пелевина «KGBT+» (более 16 900 скачиваний), практически так же востребованы романы Криса Уитакера «Мы начинаем в конце» (более 16 800 скачиваний) и «1984» Джорджа Оруэлла (более 16 750 скачиваний).
В рейтинг Forbes традиционно включены только новинки сезона, вышедшие в период с 1 декабря 2021 года по 10 декабря 2022 года. Основные источники данных о продажах: ведущие российские издательства, крупные книжные магазины, сервисы электронных и аудиокниг.