К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Божественный свет и цементные облака: в Нижнем Новгороде идет выставка о Возрождении

Юлдус Бахтиозина. «Во все уши к титановой лжи». 2021 (Фото Алексея Шевцова)
Юлдус Бахтиозина. «Во все уши к титановой лжи». 2021 (Фото Алексея Шевцова)
До 9 апреля 2023 года в нижегородском Арсенале (филиал ГМИИ имени А. С. Пушкина) проходит выставка из цикла «Названо Вазари», посвященная искусству эпохи Возрождения. Среди исторических экспонатов из фондов Пушкинского музея есть и произведения современного искусства

О том, как показывать Возрождение и российское современное искусство вместе, как работы рифмуются друг с другом, обнажая связь времен, Forbes Life рассказала сокуратор выставки Екатерина Кочеткова

Издания XVI века из фондов Научной библиотеки Пушкинского музея
Алексей Шевцов

Издания XVI века из фондов Научной библиотеки Пушкинского музея

На отдельной витрине представлены книги из фондов Научной библиотеки Пушкинского музея, включая работу, которая стала отправной точкой для всего цикла «Названо Вазари» (выставка, посвященная готике, проходила в прошлом году, а проект о маньеризме еще только готовится. — Forbes Life). «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари — это настоящая энциклопедия искусства Возрождения. Вазари многими считается первым в истории искусствоведом, который не только поделил искусство на три больших периода — средневековье, ренессанс и маньеризм, — но еще и собрал биографии всех более-менее значимых авторов. Его оценки их творчества порой довольно противоречивы, но с точки зрения ценности как исторического источника это совершенно потрясающая книга. В коллекции Пушкинского музея есть несколько старинных экземпляров этого труда.

Пьер Якопо Алари Бонакольси. Голова мальчика с локоном Изиды. Около 1520
Алексей Шевцов

Пьер Якопо Алари Бонакольси. Голова мальчика с локоном Изиды. Около 1520

Этот объект интересен с точки зрения его музейной истории. Это голова мальчика, сделанная из бронзы. На затылке видна маленькая заплетенная косичка. Так изображались дети, которых посвящали в культ Гора и Исиды. По этой косичке и перламутровой инкрустации глаз в свое время и была сделана атрибуция работы, согласно которой она считалась античной бронзой. Но в 1975 году искусствовед, специалист по эпохе Ренессанса, научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина Михаил Либман разглядел надпись на ожерелье. Она сделана как бы латинскими буквами, но когда ее попытались расшифровать, оказалось, что это бессмыслица: античный человек ничего подобного не написал бы. Когда были проведены дополнительные исследования, выяснилось, что это вещь эпохи Возрождения. Бонакольси был искусным имитатором искусства античности, и ему часто заказывали вещи в такой манере.

Петр Белый. Из серии «Возвращение к живописи». 2021
Анастасия Макарычева

Петр Белый. Из серии «Возвращение к живописи». 2021

Бетонные облака, сквозь которые пробиваются металлические лучи. Это современная, немного брутальная интерпретация мотива, который часто встречается в картинах эпохи Возрождения и позднее, например в барочной живописи. Он используется в религиозном искусстве как символ божественного света, который несет людям знание. Эта работа неожиданно заиграла на стене, вступив в диалог с табернаклем Андреа дела Роббиа со сценой Благовещения. Возможно, это несколько провокационная параллель. Как отметила директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак, в современном мире благой вести непросто пробиться сквозь бетон и железные прутья.

Сергей Бояринцев. «Двойной пейзаж из детства». 2017
Алексей Шевцов

Сергей Бояринцев. «Двойной пейзаж из детства». 2017

Работа впервые была показана на персональной выставке художника в нижегородской галерее FUTURO примерно год назад. Она сразу привлекала внимание, выглядела такой ренессансной по духу. Хотя, вроде бы совершенно абстрактная вещь. Мы решили показать ее в  разделе пейзажей, это работа про пространство, про глубину и перспективу. Это сложная архитектурная конструкция из разных фрагментов багета, которая собрана по принципу абсолютной симметрии. Благодаря цветам композиция считывается как пейзаж — зеленая трава и белые облака. Это стало тем более очевидно, когда при развеске мы выровняли все произведения на одной стене по линии горизонта. Хотя сам художник говорит, что его вдохновляли цвета, в которые обычно красили советские подъезды.

Юлдус Бахтиозина. «Во все уши к титановой лжи». 2021
Алексей Шевцов

Юлдус Бахтиозина. «Во все уши к титановой лжи». 2021

На наш взгляд, работа рифмуется с портретной традицией Северного Возрождения. В ней есть отрешенность и, может быть, даже некоторая болезненность, которая заставила сразу же вспомнить про Иеронима Босха, умевшего придумывать странные мутации.

Наталья Стручкова. «Кровь». 2021
Алексей Шевцов

Наталья Стручкова. «Кровь». 2021

Эта работа выставлена в разделе портретов, которые у нас перемежаются с пустыми старинными рамами. Здесь рама работает как ключ к пониманию, но и само изображение представляется очень уместным в разделе про человека. Название работы говорит о крови, но для нас был важен и сам красный цвет, символически важнейший для эпохи Ренессанса. Цвет кардинальских и герцогских одеяний, накидки Богоматери. Про символику красного цвета написаны отдельные тома, и мы тоже решили поиграть с этой темой.

Валерий Кошляков. «Волчица в музее» из серии «Музеи». 1997
Алексей Шевцов

Валерий Кошляков. «Волчица в музее» из серии «Музеи». 1997

Художник предлагал нам разные варианты, но остановились мы на символе Рима — Капитолийской волчице. На картине она изображена в пространстве музея, оммаж одновременно и нижегородскому Арсеналу, и Пушкинскому музею. Картина отлично вписалась в пространство, создавая «точку фокусировки», которая видна от самого входа на выставку, а дальше перспектива уже продолжается в самой композиции.

Егор Крафт. «Портрет андрогина». 2018
Алексей Шевцов

Егор Крафт. «Портрет андрогина». 2018

Егор Крафт создает свои работы при помощи искусственного интеллекта. В компьютер загружаются разные изображения, а потом из них собирается 3D-модель. Мы подумали, что такой подход близок тому, как ренессансные художники и скульпторы «набирали» мотивы и образы из разных античных источников, создавая из них новые работы. В современном искусстве такая компилятивность тоже присутствует, и, как нам кажется, Егор Крафт — это отличный пример того, насколько уважительно может применяться такой подход.

Иван Чуйков. «Окно XIV» из серии «Окна». 1980
Алексей Шевцов

Иван Чуйков. «Окно XIV» из серии «Окна». 1980

Работа из фондов Пушкинского музея. Чуйков часто обращается к эпохе Возрождения, но мы выбрали именно эту, которую сразу присмотрели для раздела с пейзажами. Это окно, образ которого часто встречается в живописи той поры. Распространенным приемом было изображать пейзаж за спиной у портретируемого или Мадонны «увиденным» сквозь проем окна. Кроме того, для картины Чуйкова характерна цветовая растяжка от теплой охры к голубому. Это ровно то, что мы можем увидеть на пейзажах художников Возрождения, которые открыли воздушную перспективу.

  Тимур Новиков. «Амур». 1992
Алексей Шевцов

  Тимур Новиков. «Амур». 1992

Найти работу Тимура Новикова сегодня непросто. Они разошлись по частным коллекциям, вывезены за границу. «Амур» понравился нам выбором ткани: это расшитая золотом парча. На парадных портретах эпохи Возрождения часто можно видеть людей в нарядах из похожей ткани. Когда мы присмотрелись к самому образу амура, оказалось что это старинная фотография 1910 года. Видимо, она отсылает к карнавальной практике начала века, когда для костюмированных балов маленьких мальчиков наряжали в амуров.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+