К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Вопрос о закрытии не стоял»: что стало с фондом «Дом Роналда Макдоналда» в России

Екатерина Мыслицкая (Фото DR)
Екатерина Мыслицкая (Фото DR)
Вместе с уходом иностранных компаний многие фонды потеряли крупных доноров. Но бывший фонд «Дом Роналда Макдоналда» смог остаться ключевым социальным партнером нового бренда «Вкусно — и точка» и продолжить работу в том же объеме. О том, как происходила трансформация и о планах на будущий год, Forbes Life рассказала генеральный директор фонда Екатерина Мыслицкая

Российское отделение благотворительного фонда было учреждено в 1995 году по инициативе компании «Макдоналдс», и на тот момент оно было далеко не первым. Сейчас фонд «Дом Роналда Макдоналда» представлен в 60 странах мира, но в России его, как и самого «Макдоналдса», больше нет. С августа 2022 года фонд работает под новым названием «Семья вместе». Четыре компании под брендом «Вкусно — и точка» выступили учредителями и продолжили работу с фондом, который остался их основным социальным партнером. Forbes Life узнал у генерального директора фонда Екатерины Мыслицкой, насколько плавно прошел этот переход, была ли вероятность, что фонд будет закрыт полностью, и какие проекты он планирует реализовать в ближайшие несколько лет. 

 Расскажите, как началась работа фонда в России?

— От других благотворительных фондов «Дом Роналда Макдоналда» мы отличались тем, что в России на 17 лет основным проектом стал Центр Роналда Макдоналда (он открылся в 1996 году, спустя год после учреждения фонда) — физкультурно-оздоровительный  комплекс, главной целью которого была социальная адаптация и двигательная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами  адаптивной физической культуры. 

 

В других странах ведущим направлением деятельности фонда всегда было создание семейных домов для родителей из регионов, которые приезжают с детьми на лечение в крупные медицинские центры. Проблема того, что больница предоставляет койко-место исключительно для пациента, существует не только в нашей стране. Но в 1995 году в России были другие приоритеты в здравоохранении: в первую очередь нужны были  деньги на лекарства и оснащение больниц. Думать о психологических потребностях ребенка в условиях нехватки элементарных препаратов было некому.  

Наша система здравоохранения обратила внимание на необходимость и важность такого проекта только в  2013 году, когда был открыт наш первый семейный дом в Казани, которому скоро исполнится десять лет. 

 

 Что случилось после 24 февраля?

— Когда компания «Макдоналдс», ключевой партнер фонда, приостановила деятельность в России в марте 2022 года, мы продолжали работу. Это было принципиальное решение и глобального, и местного руководства, что благотворительное направление останется, будут выполняться все обязательства и договоренности, и мы ни на день не остановим свои проекты. Так и произошло. Наш дом продолжал принимать семьи, и мы точно так же обеспечивали им уют, комфорт и досуг в течение всего их пребывания в доме. В больницах работали семейные комнаты, мы проводили вебинары по адаптивной физической культуре для регионов. 

При этом было понятно, что мы должны будем изменить название, потому что «Макдоналдс» заберет лицензию на использование торговой марки «Дом Роналда Макдоналда». С июня по август 2022 года шла, как я ее назвала, «демакдонализация»: нам нужно было придумать новое имя, поменять учредителей, внести изменения в устав в связи со сменой имени, подать все документы на регистрацию и уже после этого работать над логотипом.

 

Учредителями нашего российского фонда стали четыре компании, которые работают под брендом «Вкусно — и точка». Мы поменяли название фонда на «Семья вместе»: теперь и название, и логотип отражают основную концепцию фонда, что семья должна быть вместе, особенно в такой тяжелый период жизни, как болезнь ребенка. 

 То есть ни разу не было никаких сомнений, что вы останетесь работать вместе с новым брендом как социальные партнеры?

— Вопрос о закрытии фонда никогда не стоял, потому что мы были зарегистрированы в России как отдельное юридическое лицо. Даже если бы наш ключевой партнер полностью ушел с рынка и все закрылось, мы точно так же поменяли бы имя и продолжили бы работать, как и тысячи фондов, которые существуют в Российской Федерации. Только, конечно, с точки зрения финансов было бы очень сложно.

Фонд, используя международный опыт и экспертизу,  реализует  собственный уникальный проект — семейный дом, а  такие масштабные системные проекты требуют огромных капиталовложений как на строительство, так и на дальнейшее ежегодное их содержание. Собирать на это деньги невероятно тяжело без участия крупных корпоративных доноров. Без поддержки нашего ключевого партнера — компании «Вкусно — и точка», которая разделяет наши ценности, мы не смогли бы такими темпами открывать новые проекты и  поддерживать существующие программы.

В 1990 году «Макдоналдс» передал в советский детский фонд имени Владимира Ильича Ленина $1 млн на покупку инвалидных колясок

Поэтому первым нашим и главным вопросом к новому собственнику было, насколько он готов продолжить традицию компании активно участвовать в жизни общества и в том числе сотрудничать и поддерживать наш благотворительный фонд. А это действительно очень важная традиция для компании: с первых дней открытия первого предприятия «Макдоналдс» в России. Тогда, в 1990 году, в советский детский фонд имени Владимира Ильича Ленина был передан $1 млн на покупку инвалидных колясок, что было очень значимым событием — таким образом компания сразу заявила о своей социальной ориентированности. 

 

Новый собственник подтвердил, что он не будет ничего менять в направлении благотворительности, тем более он входит в совет фонда и принимает активное участие в его работе с 2018 года, когда стал одним из франчайзи-партнеров компании. Новая компания взяла только лучшее от предшественника, поэтому благотворительное направление как один из важнейших элементов устойчивого развития также осталось в полном объеме. С конца ноября в предприятиях сети «Вкусно — и точка» стартовала традиционная благотворительная акция, когда 1% от заказа, сделанного при помощи QR-кода, компания перечисляет в наш фонд, а в киосках самообслуживания вновь подключена технология приема безналичных пожертвований в фонд. 

 Как сейчас финансируется фонд? Схема как-то изменилась? 

— У нас уже несколько лет диверсифицированы все доходы, потому что стало понятно, что иметь один источник финансирования — это просто безответственно. Какая бы ни была ситуация, она может внезапно поменяться: еще в начале 2022 года никто бы и подумать не мог, что «Макдоналдс» уйдет из России.

Естественно, компания «Вкусно — и точка» — самый крупный и ключевой партнер фонда, и значительная часть пожертвований приходит как от самой компании, так и от посетителей предприятий сети. Тем не менее у фонда есть и другие источники дохода. Например, в 2021 году мы собрали 160 млн рублей. Из них от компании мы получили порядка 50 млн за счет инициатив, которые проходят на территории предприятий сети. Например, у нас есть традиционная предновогодняя благотворительная акция или инициатива, когда один рубль с каждого проданного детского набора идет в фонд. Множество акций, которые проводились с «Макдоналдс», теперь по наследству перешли во «Вкусно — и точка», и вместе мы планируем постепенно возобновить их все. 

 
С 1998 года коробочки для сбора пожертвований ежегодно приносят нам порядка 10 млн рублей

Почти 48 млн рублей в 2021 году мы получили от посетителей «Макдоналдс», которые через киоски самообслуживания делали безналичные пожертвования в фонд. Поэтому нам было очень важно, чтобы новое руководство компании разрешило возобновить интеграцию этой системы в обновленные киоски. 

С 1998 года на предприятиях сети также установлены коробочки для сбора пожертвований, которые ежегодно приносят нам порядка 10 млн. На период ребрендинга мы были вынуждены их снять. Надеемся, что с января коробочки с новыми логотипами вернутся на кассы и посетители смогут оставлять в них мелочь, которая очень много значит для фонда.

Оставшиеся 52 млн рублей за прошлый год мы получили от наших благотворителей: от коммерческих компаний и от  частных лиц, которые участвуют в различных активациях фонда и подписаны на регулярные платежи. Мы начали развивать это направление два года назад во время пандемии, потому что до этого у нас было немного частных пожертвований. Ковид стал для нас первым толчком, что нужно пересмотреть источники доходов. Нельзя сидеть и довольствоваться тем, что есть, нужно развиваться. Поэтому мы постарались настроить все возможные каналы поступления денежных средств для фонда. 

Получается, на сегодня у нас три крупных блока, которые приносят деньги в фонд. И, если один канал приостанавливается, другие продолжают работать. Конечно, сейчас, как и у всех НКО, число пожертвований сократилось, но мы оперативно пересмотрели нашу стратегию фандрайзинга и переориентировались. 

 

 На что именно?

— В первую очередь мы сократили расходы по всем пунктам, где смогли это сделать: отказались от услуг агентства, которое помогало нам вести сайт и соцсети. Теперь у нас работает только техническая поддержка, а остальное мы делаем силами нашей команды. Мы сократили все рекламные расходы. 

Мы переориентировались на гранты, с которым до этого у нас все не особо успешно складывалось, а в 2022 году мы выиграли грант от фонда «Абсолют-помощь» на нашу программу вебинаров, грант мэра Москвы, также получили субсидию на возмещение затрат на зарплату сотрудников (за один месяц) от правительства Москвы. Мы стали активно размещаться на  краудфандинговых платформах и, например, буквально за несколько месяцев собрали 500 000 рублей на оплату всех коммунальных расходов казанского дома вместе со «СберВместе». Также мы привлекаем средства  через платформы-агрегаторы «Нужна помощь», «Добро Mail.ru», мы вошли в число благотворительных организаций на сайте мэра Москвы,  участвовали в программе «Миллион призов» на сайте «Активный гражданин» — везде, где можно, мы стараемся получать пожертвования в фонд.

 То есть вы урезали в основном административные расходы, но никакие программы не сокращали и не планируете этого делать?

 

— Да, все наши программы работали, работают, и дальше мы планируем только развиваться. Мы надеемся, что наш самый крупный на сегодня проект запустится в ближайшее время — это будет строительство первого семейного дома в Москве на территории Детской городской клинической больницы имени З.А. Башляевой. Тогда уже через год мы сможем его открыть. Параллельно у нас в разработке находятся семейные дома в Иркутске и Санкт-Петербурге, где нам предложили взять здания в безвозмездную аренду, поэтому там немного другой процесс. Я думаю, мы сможем себе позволить развивать сразу несколько городов, особенно сейчас, когда поток денежных средств практически восстановился в полном объеме. 

 Насколько большой ваш фонд с точки зрения числа сотрудников? Они успевают с этим справляться?

— У нас всего 16 человек, в том числе семь сотрудников в Казани, которые работают 24/7, обеспечивая бесперебойную работу семейного дома. Конечно, в самом доме нам помогают волонтеры, которые проводят мастер-классы, организуют мероприятия, придумывают досуг для детей и взрослых. Утро обычно посвящено процедурам в больнице, а во второй половине дня у нас начинает кипеть жизнь: могут быть уроки английского, испанского, немецкого языков, которые проводят студенты на регулярной основе, занятия йогой, дни красоты, иногда организуемые салонами для наших семей.

Номера семьи убирают сами, пока в них живут, но в уборке прилегающей территории и общедоступных помещений дома всегда требуется помощь волонтеров. Большую помощь нам оказывают корпоративные волонтеры, например, от Сбербанка и компании «Вкусно — и точка».

 

 Вы заметили, что число заявок от семей как-то изменилось за последний год? Это зависит от внешних факторов?

— Конечно. В семейном доме 24 номера. Обычно в 20 номерах жили родители детей, которые проходили лечение в онкологическом отделении, остальные делились на нейрохирургию, несколько номеров на реанимацию. Во время ковида, когда необходимо было соблюдать все противоэпидемиологические меры,  родители с детьми не могли покидать здание больницы, наш дом был отдан под размещение врачей и младшего медицинского персонала больницы. 

Когда в июне 2021 года на территории больницы открылся центр детской онкологии, гематологии и хирургии, условия пребывания для пациентов изменились. Теперь в нем есть палата для мамы и ребенка, поэтому процент семей онкогематологических пациентов, проходящих  интенсивное лечение,  у нас снизился, больше стало семей с детьми из реабилитационного отделения. Продолжительность проживания в доме тоже сократилась: если раньше это было в среднем 35 дней, то сейчас — 28. Но на самом деле у нас есть семьи, которые живут и по три года.

 Как семьи узнают про ваш дом? 

 

— Обычно лечащие врачи говорят им, что можно заполнить анкеты, если есть необходимость. Это легкий опросник, где критериями для отбора семей становится: тяжесть заболевания, социальный статус семьи, например многодетные или, наоборот, мать-одиночка, и удаленность проживания. Очень редко мы на несколько дней пускаем пожить родителей из Казани, когда к нам конкретно по этой семье обращается больница, объясняя ситуацию, и просит сделать исключение, потому что родители буквально ни на секунду не могут отойти от ребенка. 

В основном, конечно, у нас размещаются жители отдаленных регионов, которые приезжают на лечение в столицу, и семьи из других областей, потому что онкогематологический центр обслуживает весь Приволжский федеральный округ. Соответственно, туда приезжают и из Нижнего Новгорода, из Чувашии, из Самары, из Саратова. 

 В начале разговора вы сказали, что не только в России родители не могут находиться в больнице вместе с детьми, а сейчас вы упомянули, что в новом центре уже есть семейные палаты. Неприспособленность старых больниц  это основная причина, почему дети вынуждены лежать одни? Или почему это происходит?

— Сейчас это действительно мировая тенденция, что система здравоохранения стала активно применять семейно ориентированный подход в лечении. Врачи признают, что для успешного лечения им необходим не только сам пациент, но и его семья.  Исследования показывают, что процесс выздоровления по многим параметрам будет проходить легче, когда рядом с пациентом находятся его родные и близкие. Потому что психоэмоциональное состояние пациента, которое очень важно для успешного лечения, в этом случае гораздо стабильнее. 

 
Подразумевается, что пятилетние уже должны жить и лечиться самостоятельно, хотя это уму непостижимо

Российские же больницы в основном были построены в 1970-1980-х годах. Тогда не было таких стандартов, поэтому палаты рассчитаны только на пребывание детей.  По законодательству сейчас родители могут находиться рядом с ребенком в стационаре, но отдельное место для родственника и питание предоставляются только сопровождающему ребенка до четырех лет либо по показаниям врача. Подразумевается, что пятилетние уже должны жить и лечиться самостоятельно, хотя это уму непостижимо. Сейчас этот подход, что с 4 до 18 лет ребенок находится в больнице один, стараются изменить.

Республика Татарстан в этом смысле очень прогрессивный регион. Они стараются применять все новые технологии, тенденции и следовать им, поэтому новый онкогематологический центр был построен с учетом семейно ориентированного подхода к лечению. В Москве тоже есть такие учреждения, например, Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой. Клиника организована так, чтобы ребенок госпитализировался только вместе с родителями, да и многие новые центры строятся так, чтобы дети жили вместе с сопровождающими. 

Но семейные дома отличаются тем, что мы не просто предоставляем койко-места для мамы на период лечения ребенка, мы организуем и досуг для семей, чтобы они отвлеклись от больничных будней. Более того, к нам в дом на выходные может приехать вся семья и провести время вместе, что невозможно осуществить в больнице, где есть определенные требования. Когда у ребенка заканчивается интенсивный курс лечения, он переезжает к родителям в наш дом и продолжает вместе с ними жить в нем столько, сколько необходимо для успешного завершения лечения. 

Когда все больницы в России будут оборудованы палатами по современным стандартам, в семейных домах смогут жить семьи детей, проходящих курс реабилитации. Если брать гематологию или онкологию, после лечения ребенок еще в течение трех-девяти месяцев должен находиться под наблюдением врачей клиники. В этот момент он уже может не лежать в больнице, жить у нас в доме вместе с семьей, днем проходить в больнице  амбулаторное лечение и  вечером возвращаться  к родителям. То есть дома не только помогают семьям быть рядом во время лечения, но и дают возможность детям в процессе реабилитации оставаться под наблюдением врачей и выписываться уже на стадии полной ремиссии. В дальнейшем, приезжая на регулярные обследования, ребенок тоже может останавливаться с семьей в нашем  доме, а не находиться в больничной палате. 

 

Так благодаря наличию семейного дома рядом с медицинским центром можно увеличивать  оборачиваемость койко-мест в больнице и размещать новых пациентов, которым необходима  экстренная  медицинская помощь. Получается, для больницы иметь семейный дом — это большое преимущество, позволяющее помочь большему количеству пациентов. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+