«Пожинаем результаты экономического коллапса»: галеристы оценивают итоги 2022 года
Два года назад Ассоциация галерей объявляла своей задачей создание плодотворных условий для галерейного дела, построения сотрудничества с представителями власти, бизнеса и международного арт-сообщества. Был принят кодекс профессиональной этики участников арт-рынка и заявлены большие планы, в том числе пересмотр системы закупки произведений современного искусства государственными музеями, упрощение таможенного режима, налаживание контактов с зарубежными профессиональными ассоциациями. Галеристы-участники АГА поделились с Forbes Life, каким в итоге оказался для них 2022 год, как поменялась работа и есть ли будущее у современного искусства.
Насколько сегодня работа галерей отражает художественную жизнь страны?
Сергей Попов, владелец галереи pop/off/art: Мне кажется, в последние месяцы, когда последовало множество запретов для музеев, галереи оказались свободнее в своих высказываниях. В мае наша галерея показала очень важную не только для нас, но и для всего общественного поля выставку Ивана Новикова «Нет», которую можно назвать реакцией на «спецоперацию»*. Но, к сожалению, мы понимаем, что лимиты свободы очень ограничены. Поэтому даже мы сами вынуждены корректировать планы, отменять выставки, если их содержание может быть воспринято как провокативное.
Так, в октябре мы приняли решение отменить выставку Аркадия Петрова, хотя еще летом она казалась нам вполне приемлемой. Она была посвящена 100-летию СССР, а сейчас даже за вольное обращение с символикой той страны могут возникнуть проблемы. В этом отношении мы быстро скатились к режиму цензуры, принятому в Советском Союзе. Выставку Петрова как раз запрещали в 1984 году.
Наталья Григорьева-Литвинская, основательница и главный куратор «Галереи Люмьер»: Галерейный бизнес ничего отражать не может. Мы лишь пожинаем результаты очередного экономического коллапса. За 22 года их было немало, и ни к чему хорошему это не приводит, но учит быть очередной раз сильными. Ситуацию отражают биеннале современного искусства и выставочные планы ведущих музеев страны. По ним можно все легко понять.
Как сегодня строятся ваши отношения с госмузеями и госструктурами?
Сергей Попов, владелец галереи pop/off/art: Наша галерея продолжает активное взаимодействие с отечественными музеями современного искусства. В этом году было меньше выставок, потому что многие планы поменялись. Несмотря на это, были реализованы даже некоторые планы по закупкам современного искусства в музеи. На следующий год назначено несколько масштабных монографических выставок авторов, с которыми работает галерея. Среди них — ретроспективы Андрея Красулина в PERMM и Ростислава Лебедева в MMOMA. Что до прочих госструктур, не знаю: гранты в сфере культуры сейчас достаются организациям, порой далеким от культуры.
Галерея современного искусства в России — это бизнес или благотворительность?
Ксения Подойницына, владелица галереи InArt Gallery by Ksenia Podoynitsyna: Окончательные итоги года можно будет подводить в январе-феврале. Сейчас видно, что рынок российского современного искусства не парализован. Несмотря на тяжелую ситуацию, 88% работ, выставленных на аукционы, были проданы. Это феноменально высокий показатель. Который говорит о том, что современное искусство находит свою аудиторию даже в крайне нестабильной ситуации. 2022-й — год самого актуального искусства. 28% работ, попавших на аукционы, — это работы, созданные в текущем году.
Дмитрий Ханкин, владелец галереи «Триумф»: Это дорогое хобби.
Какое искусство за этот год стало самым востребованным?
Катрин Борисов, арт-директор галереи Ruаrts: Этот год показал нам, что даже в самые сложные времена людям необходимо искусство и не важно, по каким именно причинам они его покупают. В нашей галерее традиционно лучше всего продаются фотографии, затем живопись и скульптура.
В мае этого года прошла большая ретроспективная выставка Сергея Борисова в МАММ, которая дала дополнительные продажи как в галерее, так и на ярмарках. Интерес к работам Дмитрия Аске не снижается вот уже три года, а скульптуры Алексея Луки привлекают внимание все большего количества коллекционеров.
Наталья Григорьева-Литвинская, основательница и главный куратор «Галереи Люмьер»: Как всегда известное и ликвидное. «Галерея Люмьер» не работает с молодыми российскими авторами, у нас нет актуальных работ на злобу дня. Продаем ценное и вечное, классику фотографии XX века и начала XXI века.
Ксения Подойницына, владелица галереи InArt Gallery by Ksenia Podoynitsyna: Традиционно живопись остается самой популярной техникой. 63,5% лотов — живописные работы. Однако все чаще авторы используют необычные материалы. Так получаются объекты, сочетающие в себе живопись, коллаж, работу с объемом и реди-мейд. В 2022 году на долю таких объектов пришлось 16,4% аукционных лотов. Возможно, 2023 станет годом новых решений для российского современного искусства: у художников будут актуальные темы и новые медиумы, у рынка — ArtTech-решения.
Дмитрий Ханкин, владелец галереи «Триумф»: Хорошее и честное востребовано всегда.
Появилось ли новое искусство, которое отражает сегодняшнюю ситуацию?
Александр Шаров, владелец галереи 11.12 GALLERY: Нет, и не появится. Те, кто мог делать это новое искусство, уехали. Те, кто остались, не будут рисковать, потому что очень неспокойное время. Нормальный художник быстро понимает, что это хайп, он быстро проходит и всегда отражается на карьере художника. А как — непонятно.
Алина Крюкова, владелица галереи a-s-t-r-a: Очень жду, но пока не понимаю, по каким основаниям узнать это новое искусство. Для этого в галерее я запустила проект Statement. Археология современности — бессрочный проект по документации российской художественной и интеллектуальной мысли после февраля 2022 года. Мы проводим серию выставок, на которой экспонируется одна работа художника и манифест одного художника. По итогам года планируем издавать каталог, в котором каждая пара (работа и манифест), отобранная кураторами проекта, комментируется приглашенными теоретиками искусства и философами.
Полина Аскери, владелица Askeri Gallery: Искусство всегда соответствует времени и контексту. Мы живем в XXI веке, и искусство, которое нас окружает, — это однозначно произведения текущего столетия, сформированные с учетом актуальных жизненных принципов и ценностей. Если что-то и изменилось, то это язык, который выбирают современные авторы для взаимодействия с аудиторией. Они более интегрированы в окружающую среду, в их работах больше отсылок к литературе, медиа, поп-культуре в целом.
Дмитрий Ханкин, владелец галереи «Триумф»: Появляется, потому что поколение меняется.
Появились ли покупатели с новыми запросами?
Дмитрий Ханкин, владелец галереи «Триумф»: Да, они прагматичные, покупающие с конкретными целями. Раньше были романтики. Покупки современного искусства в России — это всегда про романтизм.
Алина Крюкова, владелица галереи a-s-t-r-a: Да, и так радостно это говорить. Весна и лето были для арт-рынка месяцами мучительного ожидания — пациент умер или нет, но ярмарки Cosmoscow и blazar привлекли новую аудиторию.
Портрет нового покупателя невозможно охарактеризовать в нескольких словах. Это очень разнообразная группа, но для каждого из них есть одна объединяющая черта — неоспоримая ценность культуры и искусства.
Как сейчас движется выставочная деятельность?
Александр Шаров, владелец галереи 11.12 GALLERY: Летом было затишье. Сейчас, начиная с сентября, с Cosmoscow, мы сменили курс — у нас достаточно агрессивная выставочная практика. Не только в галерее, но и в дружественных программах. Недавно мы открыли выставку художников в Казани в галерее «БИЗОН». Впереди ярмарка, которую мы будем делать на «Винзаводе» на Рождество. Выставочная деятельность не затихает.
Вписано ли современное российское искусство в глобальный контекст?
Полина Аскери, владелица галереи Askeri Gallery: К сожалению, пока вписано слабо. Мы долго прокладывали путь в мир, открывали горизонты для наших авторов и с радостью привлекали зарубежных коллекционеров. Так, работы художников Askeri Gallery Даниэля Закха, Павла Полянского и Глеба Скубачевского уже давно находятся в частных коллекциях в Европе, США и Азии. Искусство из России пользуется спросом. Я надеюсь, в ближайшее время мы сможем продолжить этот культурный обмен. Это именно то, что всегда делало искусство глобальным, великим.
Дмитрий Ханкин, владелец галереи «Триумф»: Конечно, вписано. Россия — слишком большая и серьезная культурная метрополия. Игнорировать Россию не получится. Да и не нужно никому. Контекст единый. А вот обживаться в нем и присутствовать — это специальное искусство.
Зачем сейчас нужен галерейный союз?
Катрин Борисов, арт-директор галереи Ruаrts: Всего за год своего существования АГА наладила и предложила стандарты для многих процессов: от юридической документации до этического кодекса. Объединение коллег — это поле для диалога, обмена опытом и безусловная поддержка.
Алина Крюкова, владелица галереи a-s-t-r-a: Удалось преодолеть кризис доверия в среде, преодолеть и трансформировать в конструктивный диалог. Из логики конкуренции перестроить взаимодействие в форматы партнерских отношений.
Дмитрий Ханкин, владелец галереи «Триумф»: Всегда приятно видеть себя в другом отражении.
Александр Шаров, владелец галереи 11.12 GALLERY: Консолидация — это всегда хорошо. Вместе выживать легче.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.