К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Энди Уорхол — самый дорогой художник: 10 крупнейших аукционных продаж 2022 года

Энди Уорхол, «Простреленная шалфеевая Мэрилин» (Фото Christie’s)
Энди Уорхол, «Простреленная шалфеевая Мэрилин» (Фото Christie’s)
Главные торги мировых аукционных домов 2022 года уже позади. Среди самых дорогих шедевров оказались не только два полотна Энди Уорхола, картины Жан-Мишеля Баския и Джексона Поллока, но и абстракция Сая Твомбли 2005 года. Forbes Life рассказывает про 10 самых дорогих лотов в категории послевоенного и современного искусства
Энди Уорхол, «Простреленная шалфеевая Мэрилин», 1964,  Christie’s, $195 млн

Энди Уорхол, «Простреленная шалфеевая Мэрилин», 1964,  Christie’s, $195 млн

Главным лотом года стала шелкография Энди Уорхола «Простреленная шалфеевая Мэрилин». При цене в $195 млн она удвоила предыдущий рекорд на произведения короля поп-арта, заняв вторую строчку в списке самых дорогих произведений искусства в аукционной истории вслед за «Спасителем мира» Леонардо ($450 млн) и потеснив Пикассо с его «Алжирскими женщинами (версия О)» на третье место ($179 млн).

Christie’s не зря вкладывался в рекламу топ-лота: проекция портрета светилась на фасаде Рокфеллеровского центра, накануне торгов в нью-йоркских барах готовили любимые коктейли Уорхола, а витрины шоколадных бутиков украшали в стилистике поп-арта. На продажу портрет поступил из собрания цюрихских галеристов Томаса и Дорис Амманн, а новым покупателем стал знаменитый галерист Ларри Гагосян.

Люсьен Фрейд, «Большой интерьер W11 (по мотивам Ватто)», 1981-1983, Christie’s, $86 млн

Люсьен Фрейд, «Большой интерьер W11 (по мотивам Ватто)», 1981-1983, Christie’s, $86 млн

С точки зрения рекордов уходящий год был для Christie’s крайне успешен. Распроданная за $1,62 млрд коллекция сооснователя Microsoft Пола Аллена стала самым дорогим собранием в аукционной истории. Из коллекции Аллена — картина Люсьена Фрейда «Большой интерьер W11 (по мотивам Ватто)». Личная жизнь художника была бурной и непростой: для этого масштабного полотна Фрейду позировали две любовницы (одна из них бывшая на тот момент), дочь, приемный сын и «какая-то» девочка, «заменявшая» отказавшуюся от сессии внучку живописца. Аллен купил картину в 1998 году за рекордные по тем временам $5,8 млн, а к 2022 году, после вереницы важных выставок Фрейда, цена выросла до $86 млн.

Энди Уорхол, «Белая катастрофа (автомобильная авария, повторенная 19 раз)», 1963, Sotheby’s, $85,3 млн

Энди Уорхол, «Белая катастрофа (автомобильная авария, повторенная 19 раз)», 1963, Sotheby’s, $85,3 млн

Шелкография Уорхола из знаменитой серии «Смерть и катастрофа». Взяв за основу работы фотографии всевозможных аварий, Уорхол пародировал склонность таблоидов к бесконечному повторению образов насилия, в результате которого они становятся банальностью. «Белая катастрофа (автомобильная авария, повторенная 19 раз)» — один из самых амбициозных и масштабных экспериментов художника в этом направлении. Когда она в последний раз появлялась на торгах в 1987 году, цена лота составила всего $660 000, теперь же Sotheby’s удалось продать ее за $85,3 млн.

Жан-Мишель Баския, «Без названия», 1982, Phillips, $85 млн

Жан-Мишель Баския, «Без названия», 1982, Phillips, $85 млн

Прошедшие в мае торги Phillips, посвященные послевоенному и современному искусству, принесли в сумме $225 млн, что стало лучшим результатом за всю историю аукционного дома. Топ-лотом оказалась написанная в 1982 году картина Жан-Мишеля Баския «Без названия» из собрания японского миллиардера Юсаку Маэдзавы. Когда он покупал это полотно на Christie’s в 2016 году, то отдал за работу рекордные $57,3 млн. Теперь же полотно ушло с молотка за $85 млн, на $15 млн превысив оценочную стоимость.

Появление на свет этого шедевра во многом обусловлено личными обстоятельствами Баския. Весной 1982 года он приехал в итальянскую Модену и начал готовиться к выставке в Galleria d'Arte Emilio Mazzoli. Владелец галереи предоставил художнику для работы огромную студию, где Баския буквально смог размахнуться. Результатом стали восемь масштабных автобиографических произведений, включая проданное на Phillips.

Рене Магритт, «Империя света», 1961, Sotheby’s, $79,7 млн

Рене Магритт, «Империя света», 1961, Sotheby’s, $79,7 млн

В начале марта 2022 года на лондонских торгах Sotheby’s картина Рене Магритта «Империя света» была продана за рекордные для произведений бельгийского сюрреалиста $79,7 млн. Новым владельцем шедевра стал коллекционер из Азии.

Писать картины с изображением погруженного в сумрак особняка на фоне ясно-голубого небосвода Магритт начал в конце 1940-х годов, когда прочитал стихотворение Андре Бретона «Цапля». Оно начинается со слов «Если бы сегодня ночью вышло солнце». Художник портретировал  реальную улицу, расположенную неподалеку от парка Иосафат в Брюсселе. В итоге на свет появилась серия из 17 полотен. Экземпляр, выставлявшийся на Sotheby’s, был написан специально для баронессы Анн-Мари Жийон Крове, которая была дочерью покровительствовавшего Магритту коллекционера.

  Джаспер Джонс, «Малый фальстарт», 1960, Christie’s, $55,3 млн

  Джаспер Джонс, «Малый фальстарт», 1960, Christie’s, $55,3 млн

Еще один топ-лот из коллекции Пола Аллена — картина Джаспера Джонса «Малый фальстарт», проданная за $55,3 млн. Это раннее произведение художника, в котором он  экспериментирует как с техникой, так и с особенностями зрительского восприятия. Покрывая холст смесью из пигмента и воска, поверх него художник формировал коллаж из рваных фрагментов цветной бумаги. Затем акриловыми красками он оставлял надписи с названиями цветов, причем слово «красный» могло быть выполнено в коричневом цвете и располагаться поверх оранжевого фрагмента холста. Такой подход лишал слова смысла, превращая их лишь в один из изобразительных элементов абстрактной композиции.

Джексон Поллок, «Номер 31», Christie’s, $54,2 млн

Джексон Поллок, «Номер 31», Christie’s, $54,2 млн

Непривычно небольшая (примерно 80 х 56 см) для Поллока абстракция под названием «Номер 31» была выполнена в характерной для его творчества технике «дриппинга» (разбрызгивания краски по холсту) в 1949 году. В последний раз она появлялась на рынке в 1988 году, когда ушла с молотка за $3,5 млн ($8,5 млн в пересчете на сегодня). По итогам майских торгов Christie’s работа продана за $54,2 млн, немного не дотянув до рекорда, который до сих пор принадлежит написанной чуть позднее абстракции «Номер 17» ($61,2 млн).

Фрэнсис Бэкон, «Триптих», 1986-1987, Christie’s, $51,2 млн  

Фрэнсис Бэкон, «Триптих», 1986-1987, Christie’s, $51,2 млн  

Немногие работы Фрэнсиса Бэкона, любившего рисовать самого себя и своих близких друзей, содержат такое количество исторических отсылок, как «Триптих, 1986-87». Образ мужчины в костюме на левой панели основан на вырезке из газеты с фотографией президента США Вудро Вильсона, сделанной после заключения Версальского договора в 1919 году. Изображение на правой панели было создано по фотографии кабинета Льва Троцкого после его убийства в 1940 году. Образ мужчины на центральной панели напоминает сразу двух партнеров Бэкона — Джона Эдвардса и Джорджа Дайера. Обладающий богатой выставочной историей триптих был продан на Christie’s за $51,2 млн.

Марк Ротко, «Без названия», Sotheby’s, $48 млн

Марк Ротко, «Без названия», Sotheby’s, $48 млн

Из-за бракоразводного процесса между нью-йоркским застройщиком Гарри Маклоу и его женой Линдой на Sotheby’s попала их художественная коллекция. Супруги, прожившие вместе почти 60 лет, не смогли полюбовно разделить свои шедевры. В итоге суд постановил, что 64 наиболее ценные работы придется пустить с молотка. В сумме они принесли $922 млн, а одним из топ-лотов стала абстракция Марка Ротко «Без названия», проданная за $82,5 млн. Это одно из немногих крупных единичных произведений художника, созданных в перерыве между работой над двумя знаковыми проектами — «сиграмскими» муралами, изначально заказанными для ресторана в отеле Four Seasons, и капеллой четы де Менил из Хьюстона.

Сай Твомбли, 2005, «Без названия», Phillips, $41,6 млн

Сай Твомбли, 2005, «Без названия», Phillips, $41,6 млн

Датированная 2005 годом абстракция Сая Твомбли «Без названия» стала топ-лотом ноябрьских торгов Phillips. Масштабное полотно из серии работ, названной именем древнеримского бога виноделия Вакха, ушло с молотка за $41,6 млн. Напоминающий кровавые потеки спиралевидный узор передает неистовство проводившихся вакханалий. Мотив повторяющегося циклического движения также отсылает к более ранним работам художника, в которых он строго живописными приемами имитирует поверхность грифельной доски, испещренной детскими каракулями.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+