К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Баския и диско-бюст Нефертити: как проходит юбилейная Art Basel в Майами

Во время закрытого предпоказа это произведение с чудовищами кисти Патрицио ди Массимо по цене $35 000 приглянулось Леонардо Ди Каприо. (Фото Art Basel's Miami Beach)
Во время закрытого предпоказа это произведение с чудовищами кисти Патрицио ди Массимо по цене $35 000 приглянулось Леонардо Ди Каприо. (Фото Art Basel's Miami Beach)
В 2022 году Art Basel в Майами-Бич отмечает 20-ю годовщину, вновь привлекая коллекционеров-знаменитостей от Леонардо Ди Каприо и рэпера Фаррелла до теннисистки Винус Уильямс и телеведущей Марты Стюарт. Среди главных лотов выставки ― работа Баския за $20 млн, скульптура Джеффа Кунса за $7,5 млн и банкомат за $75 000, который составляет рейтинг самых богатых людей из тех, кто им воспользуется

В начале 2000-х группа коллекционеров и магнатов в сфере недвижимости разработала план: привезти пафосную швейцарскую ярмарку искусств в солнечный Майами-Бич. Затея пришлась по душе не всем. «Тогда я посчитал, что идея безумная, ― говорит Марк Спиглер, глобальный директор Art Basel в Майами-Бич на протяжении последних 15 лет, который тогда был арт-журналистом. ― И в этом скептицизме я был не одинок». Многие в Майами были уверены, что новость об открытии выставки не поможет заполнить отели постояльцами.  «Теперь же номера в гостиницах на время Art Basel стоят дороже всего», ― добавляет Спиглер.

Но как только двери выставки при участии 200 галерей впервые открылись в 2002 году, Art Basel в Майами-Бич тут же стала одной из самых значительных ярмарок искусств Америки, где встречаются кураторы более чем из 23 стран мира. За последние два десятилетия популярность выставки только возросла: вплоть до пандемии число гостей неуклонно увеличивалось и, например, в 2018 году мероприятие посетили 83 000 человек, почти столько же живет в самом Майами-Бич.

«Морфей» кисти Кьянде Уайли за $1,25 млн (справа) из серии «Археология тишины», исследующей жестокость полицейских, можно назвать поистине монументальным произведением, ведь в длину полотно ― почти четыре метра. (Фото Charles Roussel·Galerie Templon)

Крейг Робинс, местный предприниматель-застройщик и основатель выставки Design Miami, был одним из первых идейных вдохновителей Art Basel. «Майами славился вечеринками и весельем под солнцем нон-стоп. Теперь люди ассоциируют город с искусством, архитектурой и дизайном, ― заявляет Робинс. ― Он объединил репутацию Art Basel и привлекательность Майами, создав при этом глобальный культурный хэппенинг».

 

На 20-й юбилей Art Basel в Майами-Бич организаторы пригласили рекордное количество участников (282 художника из 38 стран) и коллекционеров-знаменитостей (в том числе Фаррелла, Винус Уильямс и Марту Стюарт), которые на прошлой неделе посетили предварительные закрытые показы гигантов в области искусства вроде Джеффри Дайча и лондонского White Cube.

Павильон Дайча был посвящен теме богинь, включая работы художницы Джуди Чикаго и фотографии Нади Ли Коэн, а центром композиции стал трехметровый текстильный портрет «Горячая, холодная и злая» работы Бисы Батлер, на котором изображена хип-хоп-группа Salt-N-Pepa. «Биса создает невероятные гобелены, связанные с ее собственной жизнью, и у них такая же энергетика. Поражает в самое сердце», ― признается Крейг Робинс.

 
Текстильный портрет группы Salt-N-Pepa работы Бисы Батлер ― смысловое ядро павильона Джеффри Дайча. Композиция привлекала внимание ― и кошельки, ― во время эксклюзивного закрытого предпоказа. На третий день выставки гобелен зарезервировали для «особенного человека», который согласился выложить за него $175 000. (Фото Jeffrey Deitch)

«Мне в этой работе больше всего нравится то, что она практически рисует разными тканями, ― отмечает Алия Даль, управляющий директор Галереи Джеффри Дайча. ― Она использует ткани из Ганы, находит разные материи, а также заказывает что-то особенное у друзей». Гобелен стоит $175 000 и, по словам Даль, «зарезервирован для особенного человека».  Art Basel в Майами-Бич ― это прежде всего продажи. Несмотря на то, что общая стоимость работ, участвующих в ярмарке, неизвестна, Марк Спиглер говорит, что страховые агенты оценивают ее в районе $2 млрд.

В этом году на Art Basel можно особо выделить еще одно произведение – «Хулиганов» Жан-Мишеля Баския за $20 млн в павильоне нью-йоркской галереи Van de Weghe. Картина высотой полтора метра написана в 1982 году и считается вершиной творчества американского художника. На ней изображены трое в коронах с суровыми лицами ― коллекционеры такое очень любят. Прямо напротив ― работа Пикассо 1936 года за $11 млн, портрет его любовницы Доры Маар из частной коллекции.

Картина Жан-Мишеля Баския с тремя коронованными «хулиганами» ― один из самых дорогих экспонатов в 2022 году. Его цена ― $20 млн. (Фото Van de Weghe)

Выставлять популярных художников не стесняются и в галерее современного искусства White Cube. В ее пространстве представлена «Тарелка с яйцами» Джеффа Кунса – скульптура из эпоксидной смолы диаметром три метра и стоимостью $7,5 млн. Это одна из пяти версий, но единственная в желтом цвете, ставшая первым пополнением коллекции с вторичного рынка, уточняет директор галереи Лейла Александер. «Желтый цвет ― это желток, символ новой жизни и возрождения, ― объясняет она, ― это тарелка с потенциалом». Помимо этого здесь  выставлялась еще одна работа Баския по цене $2 млн, а еще «Шкаф с рыбами» стоимостью $675 000 из коллекции «История природы» Дэмиена Херста.

 
В павильоне White Cube выставлена редкая скульптура Джеффа Кунса, одна из работ серии «Тарелка с яйцами» стоимостью $7,5 млн. (Фото White Cube)

На ярмарке можно найти и многие другие имена, достойные находиться в музеях. В секторе Meridians с крупногабаритными экспонатами представлен шестиметровый гобелен Джуди Чикаго под названием «Рождение», на котором сделано свыше одного миллиона стежков и изображена женщина во время родов. «Для нее этого способ вновь заявить о важности женщин в традиционной истории искусства, ― рассуждает Магали Арриола, куратор экспозиции. ― По моему мнению, это одна из тех работ, которая открывает собой новый пласт».

В основном пространстве ярмарки можно увидеть несколько произведений Кьянде Уайли: у Галереи Шона Келли два бронзовых бюста ― «Бартелеми Сеньор» и «Маме Кеве Амината Ло» по цене $175 000, а также «Портрет Сукейны Диуф» ($700 000), который уже приобрело одно американское учреждение. В экспозиции Галереи Темплон на четырехметровом портрете «Морфей» за $1,25 млн изображена модель Нделе Фату Мбайе на ложе из цветов и листьев. Это была часть огромной экспозиции Уайли на Венецианской биеннале от Фонда Джорджо Чини в 2022 году. Малая версия картины сейчас выставляется в парижском Музее Орсе.

Кит Харинг создал это полотно без названия, когда ему было всего 20 лет. Сегодня произведение оценивают в $4,5 млн. (Фото Edward Tyler Nahem Gallery)

На мероприятии также чувствовалось присутствие покойного скульптора Александера Колдера: его «Облака над горой» (1962 год) за $7,5 млн раскинулись на целых четыре метра. В павильоне галереи Эдварда Тайлера Нейма 6,5 м занимала ранняя работа покойного Кита Харинга без названия, появившаяся в его первой личной экспозиции, ― ее ценник достиг $4,5 млн. «Такого я еще не видела, ― заявляет директор галереи Стейси Хандрос, ― а мы продаем Харинга очень часто».

Гости ярмарки Art Basel в Майами-Бич увидят не одного Харинга. Дальше по коридору в пространстве Галереи Глэдстоун еще одно произведение ― «Без названия, 1981 год». Его улыбающееся лицо, нарисованное на желтом брезенте, принесло организаторам самую крупную сделку по продаже экспоната на второй день выставки: $4,5 млн. За ней идут «Гвоздики 3» (2022 год) Алекса Катца, которые ушли с молотка за $1,2 млн, тоже от Глэдстоун.

Каким бы средоточием для художников с мировым именем Art Basel в Майами-Бич ни был, здесь нашлось место и молодым талантам. К примеру, среди километровых коридоров под потолком вращался золотой диско-бюст Нефертити. Его создал 34-летний Авол Эризку, художник американо-эфиопского происхождения, который находится в поиске свежих творческих идей. Он прославился как фотограф, который снимал Бейонсе для ее поста о беременности в 2017 году ― он тогда стал самым популярным в истории Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена). Однако в качестве художника Галереи Шона Келли он надеется обзавестись новой аудиторией среди поклонников живописи и скульптуры. И у Эризку хорошо получается ―  на прошлой неделе «Нефертити: Майлз Дэвис (золото)» нашла покупателя за $70 000.

 
«Нефертити: Майлз Дэвис (золото)» Авола Эризку за $70 000 названа в честь одноименного альбома легенды джаза 1968 года, задумана как объединение визуального искусства и музыки и привносит античность в современную жизнь. (Фото Sean Kelly Gallery)

38-летнему художнику из Ганы Амоако Боафо удалось укрепить свой статус всеобщего любимца в мире искусства. Он добился его в 2020 году после долгих лет безуспешных попыток продать работы. На выставке часто мелькали его произведения, и особенно ярко ― в экспозиции Галереи Гагосян, где «Отражение невесты» (2021 год) Боафо продали одному американскому музею за неназванную сумму.

В секторе Nova полностью распроданный павильон галериста Николы Васселл был, как она выразилась, «карибской песней о любви». В экспозиции нашлись работы тринидадского творца Че Лавлейса и шотландско-барбадосской художницы Альберты Уиттл. Ее «Отпечаток карнавала как любви», произведение в смешанной технике, противопоставляющее колонизацию современной жизни на Карибах с помощью тряпичной фигуры в карнавальных кружевах, купил гость выставки за $60 000.

Жонатас де Андраде десять лет собирал потерянные и забытые плавки в пляжных кабинках для переодевания по всей Бразилии, а потом сделал из них инсталляцию за $120 000 под названием «Потерялись и нашлись». (Фото Art Basel's Miami Beach)

В секторе Meridians инсталляция «Потерялись и нашлись» бразильского художника Жонатаса де Андраде за $120 000 демонстрирует на перевернутых вверх ногами глиняных туловищах забытые и потерянные плавки, которые автор собирал на протяжении десятилетия. Каждый элемент скомпонован художником, который редко работал с материалом, так что на всех заметны трещины и изъяны. «Для него это способ завязать разговор между традиционными ремесленниками, ― подчеркивает Арриола. ― А еще это дискуссия о маскулинности и о том, как она воспринимается и какое находит выражение».

В других пространствах ярмарки многое также переворачивалось с ног на голову. В экспозиции Галереи Марианны Боски появились две работы нью-йоркской художницы Джины Биверс, включая «картину, где она рисует копии картин Джаспера Джонса, как их писала в свое время Элейн Стертевант, но по своим собственным правилам», объясняет директор галереи Келли Вудс, добавляя, что «Биверс заново присваивает присвоенное Джонсом». Тем временем говорят, что полотно «Без названия (Монстры)» кисти Патрицио ди Массимо за $35 000 в павильоне Родольфа Янссена, на котором изображена сексуальная близость между человеком и чудовищем, приглянулось одному очень известному коллекционеру ― Леонардо Ди Каприо.

 

Однако самым провокационным и толкающим на размышления экспонатом на площадке Art Basel в Майами-Бич был, пожалуй, и самый незамысловатый — банкомат. Устройство в павильоне Галереи Перротена установил состоящий из 30 человек художественный коллектив из Бруклина MSCHF. В полностью работающем аппарате есть один подвох: каждый раз, когда пользователь снимает наличные, банкомат его фотографирует и отображает оставшийся баланс на большом дисплее с рейтингом, чтобы видели все вокруг. По состоянию на 2 декабря, на верхней строчке рейтинга был Diplo, именитый клубный диджей, который благодаря дорогим сетам имел на счете не менее $3 млн.

Банкомат бруклинского художественного коллектива MSCHF выводит на всеобщее обозрение банковский баланс пользователя и присваивает ему место в общем рейтинге. Участников, попавших на нижние позиции, окунают в жестокую реальность: «Нищий!» или «До свидания!» (Фото MSCHF)

«Люди возвращаются и меняют суммы на счете, ― рассказывает Гейб Уэйли, член группы MSCHF. ― Можно увидеть $420, $69». На прошлой неделе банкомат продали за $75 000 местному коллекционеру, который планирует сделать его общедоступным. «Забавно получается, ― признается Уэйли. ― В том, что покупатель нашелся на то, что высмеивает покупающих, есть какая-то метаирония».

Как и в случае с другими работами MSCHF, цель состояла в том, чтобы соответствовать этому миру искусства. «Оглянитесь вокруг, здесь у всех дорогие часы. Выходишь на улицу, а там Lamborghini и Ferrari, ― продолжает Уэйли. ― Мы все и приехали сюда затем, чтобы показать доход и состоятельность».

Перевод Антона Бундина

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+