К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Коллекция икон за 21 млн рублей: на аукцион выставлено собрание основателя «Звуки Му»

Святая Троица (Сопрестолие) (Конец XVIII — начало XIX века)
Святая Троица (Сопрестолие) (Конец XVIII — начало XIX века)
Коллекция из 48 икон от XVI до начала XX века музыканта, журналиста и культуролога Александра Липницкого, трагически погибшего в 2021 году, оценена в 21 млн рублей. 17 декабря Клуб коллекционеров графики откроет аукцион — Forbes Life рассказывает, почему это редкое событие для российского арт-рынка

На российском арт-рынке продажа коллекции на аукционе скорее исключение, чем правило. Если в западной культуре аукцион, связанный с известной личностью, — это громкое, но традиционное событие (драгоценности Уоллис Симпсон на Sotheby’s в Женеве в 1987 году, коллекция украшений Элизабет Тейлор в 2011 году на Сhristie’s, картины и мебель из собрания Дэвида Боуи на Sotheby’s в 2016 году, собрание семьи Рокфеллеров на Christie’s в 2018 году), то в России пока объективно нет такого количества собирателей и культуры коллекционирования. Например, Людмила Зыкина владела большой коллекцией произведений искусства, но они в основном остались в семье. Поэтому на торги аукциона «12-й стул» в 2019 году попала только ее часть, а также некоторые личные вещи — всего более 60 лотов.

При этом мир коллекционеров икон существует достаточно закрыто и специфически. После смерти известного коллекционера покупатели нередко напрямую обращаются к семье с желанием приобрести интересующий их предмет — так иконы из одной коллекции перемещаются в другие, практически не попадая в публичное пространство.

Появление на открытых торгах аукциона Клуба коллекционеров графики 48 икон из собрания Александра Липницкого — скорее исключение из правил. Музыкант, режиссер и известный коллекционер, внук советской кинозвезды Татьяны Окуневской, он реализовал себя во многих ипостасях. В 1983 году Липницкий вместе с Петром Мамоновым создал группу «Звуки Му», играл на бас-гитаре, оборудовал на своей даче студию и покупал туда лучшие музыкальные инструменты, много гастролировал.

 

Но прежде увлечения музыкой появилась его любовь к иконам. Липницкий начал интересоваться иконописью рано, в 20 лет. Как он сам рассказывал: «Я решил, что раз моя семья собирает светскую живопись, то я буду коллекционировать что-то совсем иное». Большое влияние на него оказала книга Владимира Солоухина «Черные доски» 1969 года, после выхода которой розыском и раскрытием потемневших от времени икон занялось множество советских граждан, многие делали это только «из спортивного интереса». 

Александр Липницкий не просто собирал иконы, торговал ими (что в советское время было уголовно наказуемым делом), он изучал их, занимался реставрацией и постепенно стал признанным специалистом в этой сфере. Он помогал собирать иконы многим другим коллекционерам (Виктору Бондаренко, Андрею Бокареву, Михаилу Елизаветину де Буару), консультировал, курировал «Собрание русских икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного», участвовал в научных конференциях и круглых столах.

 

Липницкий умел находить редчайшие предметы. Например, в 1970-е во Владимирской области он с трудом отыскал последователей настоятеля секты старообрядцев-федосеевцев, которые были гонимы при всех властях — у них был установлен обет безбрачия и полный отказ от социальных обязательств. К удаче Липницкого потомки были более социализированы и за небольшие деньги разрешили поискать иконы, валявшиеся в стогу. Таким необычным образом собрание Липницкого пополнялось неоднократно. Больше всего его интересовали провинциальные северные памятники XVII — начала XVIII века, но, если получалось приобрести иконы художественных центров более раннего времени, это было невероятной удачей. Оценочная стоимость икон на торгах заявлена выше 21 млн рублей. В коллекции есть и иконы более позднего времени, например Святая Троица (Сопрестолие), написанная в конце XVIII — начале XIX века, происходит из Павлово-на-Оке (Нижегородская область) — одного из крупных центров старообрядчества поповского согласия. 

Эксперт русской иконописи НИНЭ им. П. М. Третьякова кандидат искусствоведения Наталья Мерзлютина говорит: «Коллекция Александра Липницкого разнообразна. Если ее повесить в один большой зал, то по ней можно рассказывать историю русской иконописи с середины XVI до начала XX века. Тут все: традиционное письмо и академическое, старообрядческие образы и произведения, выполненные по заказу представителей официальной церкви, темпера и масло, иконы традиционной и редкой иконографии».

В 2022 году в Музее Андрея Рублева в Москве открылась выставка «Миры Александра Липницкого», где были представлены иконы, в том числе ставшие лотами предстоящего аукциона 17 декабря. Александр Липницкий не дожил до этой выставки, приуроченной к его 70-летию. 25 марта 2021 года он погиб.  

 

Торги коллекции Липницкого проведет аукционный дом «Клуб коллекционеров графики». Forbes Life рассказывает о самых интересных экспонатах. 

«Преподобный Алексий Человек Божий в молении Спасителю»

«Преподобный Алексий Человек Божий в молении Спасителю»

Топ-лот аукциона — икона с мягким бежево-голубым колоритом «Преподобный Алексий Человек Божий в молении Спасителю» (последняя четверть XVIII века, Каргополь). Икона большой редкости, происходит из мастерской Ивана Богданова-Карбатовского. Для творчества онежских мастеров круга Богдановых-Карбатовских в изображении ландшафта характерно сочетание холмистого пейзажа с графической манерой силуэтного письма трав и деревьев, словно расставленных по гребням холмов, а иногда и по линии горизонта.

Образ Великомученицы Параскевы Пятницы

Образ Великомученицы Параскевы Пятницы

Самая старая икона в коллекции, датированная последней третью XVI века — образ Великомученицы Параскевы Пятницы (оклад — первая треть XVIII века, венец — конец XVIII века), особенно популярный в Новгородских землях. К ней обращались с просьбой защиты от темных сил и искушений. Также ей традиционно возносились молитвы о сбережении домашних животных, об исцелении тяжелых душевных или телесных недугов, особенно лихорадок, зубной или головной боли. Считается, что икона помогает в торговле, бизнесменам и предпринимателям.

«Благоверный князь Александр Невский и преподобные Петр и Феврония Муромские»

«Благоверный князь Александр Невский и преподобные Петр и Феврония Муромские»

Почти миниатюрная живопись характерна для иконы «Благоверный князь Александр Невский и преподобные Петр и Феврония Муромские» (первая половина XIX века, оклад — 1880-е годы), на которой одеяния святых настолько искусно прописаны золотом, что материал будто можно потрогать.

Ростовая икона Димитрия Ростовского

Ростовая икона Димитрия Ростовского

Большая ростовая барочная икона из Великого Устюга представляет преподобного Димитрия Ростовского (вторая треть XVIII века). Традиция живоподобного изображения Димитрия сформировалась на основе портретов святителя и их живописных повторений, многие из которых были созданы после его канонизации (иконы-портреты).

Икона преподобного Нила Столобенского Чудотворца

Икона преподобного Нила Столобенского Чудотворца

Интересный пример изображения архитектуры на иконе преподобного Нила Столобенского Чудотворца последней трети XVIII века из Поволжья.  Святой изображен на фоне написанных с картографической точностью построек Нило-Столобенской пустыни, но раннего времени. Сам иконописец святое место не видел, а использовал доступную гравюру с его изображением. Подобные иконы любят коллекционировать строители и люди, занимающиеся недвижимостью. Например, в Музее русской иконы, созданном коллекционером и бизнесменом Михаилом Абрамовым, иконы с архитектурными видами занимают чуть ли не весь верхний этаж музея.

«Огненное восхождение Илии Пророка»

«Огненное восхождение Илии Пророка»

В собрании Александра Липницкого есть несколько вариантов «Огненного восхождения Илии Пророка». Пример XIX века — настоящая академическая живопись, где даже можно увидеть розовых коней,  в то время как икона, датируемая концом XVII — XVIII века, традиционная, но имеющая редкую иконографию: ученик пророка Елисей ловит плащ Илии.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+