К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

NFT, партнерские программы и аналоги PayPal: как фонды идут навстречу частным донорам

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Насколько сильно отключение зарубежных платежных систем и отток жертвователей повлияли на работу российских фондов и как НКО находят новые способы, чтобы благотворители в России и за ее пределами могли продолжать перечислять им деньги, — Forbes Life рассказывает, как благотворительные организации в течение последних девяти месяцев справлялись со снижением числа пожертвований из-за технологических проблем

Весной этого года, после начала «военной спецоперации»* на Украине и введения различных санкций, российским НКО пришлось одновременно столкнуться с небывалым количеством вызовов: уходом из страны зарубежных компаний-доноров, которые не один год развивали вместе с фондами социальные проекты в России через местные отделения, урезанием бюджетов на участие в благотворительных инициативах партнеров, которые продолжили строить бизнес в стране в условиях кризиса, ростом цен на медикаменты и медицинское оборудование, отъездом за границу значительной части благотворителей и снижением числа пожертвований. 

Резкое сокращение именно частной поддержки представители НКО связали в том числе с техническими проблемами — отключением в России систем Apple Pay, Google Pay и PayPal, ростом числа ошибок по списаниям из-за недостатка средств на карте жертвователей, а также невозможностью для уехавших из страны благотворителей поддержать организации из-за границы. Так, в течение нескольких недель марта Фонд помощи хосписам «Вера» потерял 947 подписок на сумму 896 000 рублей из-за сбоев в банковских переводах. Фонд «Подари жизнь», который помогает детям с онкологическими, гематологическими и иными тяжелыми заболеваниями, в том же месяце зафиксировал, что успешность платежей из-за отключения и непрохождения операций благотворителей уменьшилась на 8%. А фонд помощи бездомным животным «Рэй» в тот же период недополучил 30% от общей суммы ежемесячных пожертвований из-за отклоненных платежей.

Forbes Life рассказывает, как в течение последних девяти месяцев российские благотворительные организации справлялись с технологическими проблемами, придумывали новые цифровые решения и налаживали коммуникацию с жертвователями в России и за ее пределами. 

 

Работа над «ошибками»

«Фонд много лет делал все возможное, чтобы благотворительность становилась удобным сервисом. Развивали цифровые площадки, внедряли удобные технологии для перевода пожертвований. В один момент все перевернулось», — рассказали представители благотворительного фонда «Подари жизнь» Forbes Life о ситуации после отключения в России сервисов, через которые многие благотворители были подписаны на пожертвования.

Системы Apple Pay и Google Pay, ставшие недоступными для российских карт в начале марта, позволяли пользователям из России не только совершать пожертвования на сайтах организаций, а не с помощью переводов через банковские системы, но и оформлять на ресурсах фондов подписки на регулярные платежи. Аналогичный сервис PayPal же был удобен тем, кто жертвовал из-за рубежа или с помощью карт иностранных банков. До отключения только через подписки на PayPal «Подари жизнь» получал ежемесячно около 400 000 рублей пожертвований.  

 

По словам представителей «Подари жизнь», снижение числа и общей суммы пожертвований, начавшееся в марте, до сих пор продолжается. В этом году, по сравнению с 2021-м, поступления пожертвований в фонд упали на 40% — это около 675 млн рублей. 

Для удержания благотворителей из России фонд запустил на своем сайте взамен ушедшей Apple Pay аналогичные российские платежные формы SberPay и Yandex Pay. Также НКО попытался упростить формы перевода средств, например, внедрив возможность делать пожертвования через Систему быстрых платежей (СБП) — благотворитель сканирует QR-код, чтобы подтвердить оплату в мобильном приложении своего банка. Тем, кто жертвовал средства из-за рубежа или хочет сделать пожертвование в евро или долларах, представители фонда напоминают о возможности поддержать сестринские фонды «Подари жизнь» в Великобритании и США — Gift of Life и Podari.Life

Сейчас возможность оформить пожертвования на ресурсах фондов через платежные формы SberPay и Yandex Pay или с помощью QR-код через СБП доступна на сайтах большинства крупных российских благотворительных организаций, включая фонд помощи пожилым людям «Старость в радость», фонд помощи детям с миодистрофией Дюшенна «МойМио» и фонд «Антон тут рядом», поддерживающий людей с расстройствами аутистического спектра (РАС). 

 

Новый подход 

Международный сервис PayPal, приостановивший работу в стране в начале марта, который бы подходил уехавшим благотворителям для совершения пожертвований в России, к концу 2022 года все еще недоступен для российских НКО. Несмотря на то, что на сайтах некоторых фондов до сих пор указано, что организацию можно поддержать с помощью PayPal, при попытке это сделать оказывается, что перевод совершить нельзя — даже при наличии нероссийского аккаунта. 

Для зарубежных благотворителей некоторые НКО стали указывать реквизиты для перевода в евро и долларах. Например, так сделали благотворительный фонд Константина Хабенского, помогающий детям и молодым взрослым с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного и спинного мозга, фонд «Дети наши», работающий над решением проблемы сиротства в России, или организация помощи бездомным людям «Ночлежка». А фонд помощи детям и молодежи «Обнаженные сердца», например, напоминает благотворителям о партнерских НКО в США или Швейцарии, через которые возможность сделать пожертвование в PayPal все еще доступна. 

Наиболее похожий на привычный способ поддерживать НКО в России после отъезда за границу с иностранных карт в июне предложил  «фонд фондов» «Нужна помощь», который занимается развитием благотворительности в стране. Чтобы у зарубежных жертвователей вновь появилась возможность помогать, представители благотворительной организации открыли иностранное юридическое лицо, создали счет в евро и запустили специальный домен для иностранных пожертвований. На странице можно оформить ежемесячную подписку или разовое пожертвование в пользу проектов «Нужна помощь». 

«По сути процедура пожертвования через специальный домен устроена точно так же, как и на российском сайте. Платежный сервис Stripe работает примерно как и наши российские партнеры. Пользователь выбирает сумму пожертвования, будет ли оно разовым или регулярным, далее вводит свои контактные данные, жмет «Оплатить» и в открывшемся pop-up окне вводит данные карты», — рассказала Forbes Life Майя Соерова, директор по привлечению средств фонда «Нужна помощь».

По ее словам, пока что специальный зарубежный домен фонда — не самый эффективный инструмент фандрайзинга, потому что им воспользовались далеко не все доноры, которые ушли после 24 февраля. «В общей сложности нам удалось вернуть примерно 2,5% средств от потерянных. Но хотя суммы и не самые большие — это большое подспорье для нашей работы, и мы продолжим развивать сборы в евро», — добавила Майя Соерова. 

 

Благотворительный фонд «Дом с маяком», который помогает неизлечимо больным детям и взрослым, запустил в ноябре другой способ поддержки организации для людей, которые находятся за границей, но хотят сделать пожертвование в пользу НКО, — с помощью покупки NFT-открытки, нарисованной пациентом хосписа. Оплатить один из восьми рисунков, представленных НКО на платформе Fanated, можно иностранной картой, а фонд получит пожертвование уже в рублях. На сайте можно сделать как разовое пожертвование, купив NFT стоимостью от $5 до $1000, так и оформить ежемесячную подписку. 

«После начала <...> [«спецоперации»] все люди за границей потеряли возможность жертвовать деньги «Дому с маяком». Перестали работать платежные системы, переводы с карт. Все это время наш отдел фандрайзинга искал возможности оставаться на связи с людьми вне России и принимать пожертвования на работу хосписа. Вот наконец-то мы нашли вариант. Сложный, но пока единственный. Вы можете купить NFT, он же токен, он же цифровая картинка. Покупая открытку, вы делаете пожертвование с иностранной карты в валюте, а мы получаем его в рублях», — рассказывала Лида Мониава, учредитель фонда, в Telegram. 

Курс на сотрудничество и коммуникацию

Из-за блокировки в России зарубежных платежных систем и сервисов и последовавшего за этим оттока жертвователей российское отделение Всемирного фонда дикой природы (WWF России) в первые месяцы после марта потеряло более 25% частных пожертвований. «Экономический кризис повлек естественное сокращение расходов на благотворительность у населения. Чтобы нивелировать хотя бы часть трудностей, мы стали еще усерднее искать новые инструменты оплаты для наших сторонников и просто неравнодушных людей», — рассказала Forbes Life Ольга Руденко, руководитель программы по работе со сторонниками WWF России. 

Кроме того, что WWF России интегрировал платежную систему Yandex Pay вместо ушедших Apple Pay и Google Pay и использует СБП на сайте, организация подключилась к благотворительной программе «Ozon Забота» на маркетплейсе Ozon. В специальном разделе площадки пользователи могут в том числе купить сертификат одного из более 50 проверенных фондов — оплаченная сумма направляется в благотворительную организацию на поддержку тех, кому это нужно. Там же все желающие могут купить мерч или продукцию различных НКО.

 

По данным представителей «Ozon Забота» (есть в распоряжении Forbes Life), за время работы программы, которая существует в течение последнего года, пользователи маркетплейса купили 35 000 сертификатов фондов и 9000 товаров НКО. Всего с помощью инструментов «Ozon Заботы» в благотворительности поучаствовали более 170 000 пользователей. Сервис принимает для покупки как карты, оформленные на базе платежных систем «Мир», MasterCard и Visa, так и American Express и Union Pay. 

На данный момент, по словам представителей WWF России, фонд справился с весенним снижением числа пожертвований. Такого результата, отмечают в НКО, удалось достигнуть, не только перестроив технически процедуру пожертвований на ресурсах организации, но и благодаря правильной коммуникации. 

«Это было бы невозможно, если бы мы оперативно не провели антикризисную коммуникационную кампанию и не рассказывали нашим сторонникам, почему, несмотря не трудности, нам нужно продолжать помогать. Главным слоганом нашей фандрайзинговой кампании стал тезис: «Природу нельзя поставить на паузу». Мы подробно, используя все наши каналы связи: и соцсети, и рассылки, и коммуникации со СМИ, рассказали, что природоохранная работа — это долгий и непрерывный процесс, и если остановить его хотя бы на месяц, можно откатиться на несколько десятилетий назад», — поясняет Ольга Руденко. 

Еще одним возможным партнером и средством коммуникации для российских фондов стала импакт-социальная сеть ro:, которая запустилась в режиме тестирования в середине ноября. С помощью сервиса пользователи могут не только публиковать фотографии и видео, переписываться, но и помогать благотворительным фондам и проектам, сотрудничающим с платформой. В приложении можно выбрать определенную миссию и сделать пожертвование на цель: например, уменьшить углеродный след, помочь животным, детям или людям, оказавшимся в тяжелой ситуации. За последние три месяца новые пользователи ro: перевели фондам-партнерам более 500 000 рублей.

 

Также 80% своих рекламных доходов платформа перечисляет в НКО, которые решают социальные и экологические проблемы. Оставшиеся 20% идут на развитие сети. Среди партнеров проекта — фонды «Друзья», «Арифметика добра», «Дети-бабочки», Solomon.Charity, «Рэй», «Собаки, которые любят» и другие. 

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+