Устройство с умом: как технологии помогают развивать инклюзивность в образовании
В руководстве управления по стандартам в области образования Великобритании Ofsted указано, что определение инклюзивного образования включает в себя внимание к индивидуальным потребностям учащихся, а также социальное равенство. Инклюзивность предполагает не только возможность присутствовать, но и участвовать, и учиться.
Самая идея интегрированного образования содержит принцип единства образовательного процесса и предоставление равных стартовых возможностей для всех обучающихся. Такая система предполагает создание условий, которые помогут детям с особыми образовательными потребностями получить доступное и качественное образование, чтобы адаптироваться в мире и принимать полноценное участие в жизни общества, а детям без ОВЗ — сформировать социальные компетенции, то есть научиться принятию и поддержке.
В России первые инклюзивные школы появились в 1980-1990 годах. В 1991 году в Москве по инициативе Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открылась школа инклюзивного образования «Ковчег».
Сегодня почти треть школ и пятая часть детских садов в России адаптированы для совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наравне с их сверстниками. На 2021/22 учебные годы, по данным Минпросвещения России, 8000 из 35 000 детских садов, более 10 000 из 40 000 школ, а также более 500 организаций допобразования создали инфраструктуру и материально-техническую базу для инклюзивного образования.
Согласно результатам исследования, проведенного ВЦИОМ вместе с фондом «Обнаженные сердца» и ассоциацией «Аутизм-Регионы», у 63% родителей школьников и 65% родителей детсадовцев дети обучаются вместе с ребятами с особенностями развития, а 66% россиян в той или иной степени положительно относятся к инклюзивному обучению.
Образовательная платформа «Учи.ру» совместно с проектами «Дети mail.ru» и «Добро mail.ru» провела онлайн-опрос среди учителей и родителей из всех регионов России на тему инклюзивного образования. В ходе опроса выяснилось, что 25% респондентов из числа родителей поддерживают идею интегрированного обучения при создании специальных условий. 44% опрошенных относятся к инклюзивной модели образования нейтрально, 18% — отрицательно, а 16% участников опроса столкнулись с опытом инклюзии: у их детей есть одноклассник или одноклассники с особенностями в развитии (к слову, этот показатель на 3% выше, чем в прошлом году). 63% опрошенных учителей общеобразовательных школ имеют опыт работы с детьми с инвалидностью или ОВЗ, при этом средний стаж работы 79% педагогов составляет более 20 лет.
Как заметили преподаватели, из всех возможных форматов обучения детей с ОВЗ, которые предоставляет школа, на долю инклюзивного образования отводится 40%. Среди респондентов, не заметивших наличия особых барьеров для реализации принципов интеграции образования в своих школах (это 1640 человек), 60% считают, что детям с ОВЗ важно развиваться со всеми остальными. Инклюзия поможет сформировать в подрастающем поколении такие качества, как доброта и терпимость (так считают 57% опрошенных, а 56% выразили уверенность, что смогут объяснить детям, как общаться друг с другом).
Таким образом, в российских образовательных учреждениях создаются основы для развития совместного обучения, а в обществе постепенно формируется инклюзивное сознание.
Технологии расширяют возможности
Исследования указывают на то, что учителя ежедневно в работе используют цифровые технологии, которые помогают им оптимизировать процесс обучения, повысить мотивацию и вовлеченность школьников в учебно-познавательную деятельность.
В сфере инклюзии технологии являются незаменимым элементом обучения, так как позволяют обеспечить более персонализированный подход для учащихся с особыми образовательными потребностями.
Технологии играют решающую роль в том, чтобы сделать классы более инклюзивными. Такие инструменты, как аудиоплееры и записывающие устройства, говорящие калькуляторы и доступное программное обеспечение могут помочь учащимся преодолеть трудности, возникающие в процессе обучения, и добиться лучших результатов.
Современные технические средства способны компенсировать недостаток слуховой и зрительной функций. Так, например, особенность специального оборудования для обучающихся с нарушением зрения (видеоувеличители, электронные лупы, брайлевская компьютерная техника, программы-синтезаторы речи) состоит в преобразовании компьютерной информации в доступные формы, то есть реализуется через усиление остаточного зрения или трансформацию визуальных сигналов в аудиальные и тактильные. В обучении лиц с нарушением слуха помогают звукоусиливающие, мультимедийные технические средства и технологии беспроводной передачи звука.
Растет число приложений, которые позволяют учащимся с ограниченными возможностями применять те же устройства, какими уверенно владеют их сверстники с нормативным развитием. Такие функции, как преобразование голоса в текст и отслеживание взгляда (технологии speech-to-text и eye-tracking), виртуальная реальность и другие приложения заменяют устройства, которые в прошлом требовали больших финансовых вложений.
Согласно Understood.org, почти все смартфоны и цифровые планшеты оснащены вспомогательными технологиями. Так что нет необходимости покупать специальное приложение для преобразования текста в речь и предиктивного ввода (когда система, встроенная в программное обеспечение смартфона, подсказывает варианты окончаний слов и фраз, позволяя набирать текст в несколько касаний).
Умные устройства обеспечивают моментальную обратную связь, которую искусственный интеллект просчитывает за доли секунды. Благодаря этому учащиеся, в том числе и с ОВЗ, могут осваивать сложные дисциплины и изучать языки.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения (тьюторство, индивидуально-групповое обучение) оптимизирует учебно-воспитательный процесс и предоставляет ученикам множество образовательных возможностей.
Использование в рамках инклюзивного образования инновационных технологий позволяет максимально раскрыть креативный и интеллектуальный потенциал обучающихся, помогает развивать навыки самостоятельного приобретения знаний и обработки информации.
Творческое общение способствует обмену знаниями, мыслями и идеями для удовлетворения потребностей в самовыражении и саморазвитии, а также расширяет возможности коммуникации. Технологии обеспечивают более быстрое сближение детей с инвалидностью или ОВЗ с социумом, формирование и развитие определенного уровня образования, культуры, мировоззрения и интеллектуальных способностей, необходимых для успешной социализации и интеграции.
Роботы и виртуальная реальность: будущее доступности в классе?
Робототехника — еще одна область, которая продолжает развиваться и помогает в обучении детей.
Исследования показали, что роботы улучшают взаимодействие и социализацию людей с аутизмом. Робототерапия аутизма была исследована как одна из первых областей применения в социально-вспомогательной робототехнике (SAR), целью которой является разработка механизмов, облегчающих детям с особыми образовательными потребностями качественное усвоение и закрепление знаний, умений и навыков, а также формирующих условия для опыта общения со здоровыми сверстниками.
Виртуальная реальность также является постоянно развивающейся технологией с множеством вариантов использования, ведь получить доступ к компьютеру глазами, когда трудно печатать, или активировать сенсорный экран — хорошая альтернатива.
VR-пространство позволяет пользователям с ограниченными возможностями легко выходить в Интернет, отправлять текстовые сообщения и играть в игры. Учащимся, испытывающим трудности с движением кистей или рук, этот тип технологии может помочь легче находить информацию, общаться и развлекаться, как это делают другие дети.
Российские разработки в области виртуальной реальности
- AR Tutor — интерактивное обучающее пособие с технологией дополненной реальности, для которого нужен лишь смартфон или планшет. Создано для социальной адаптации детей с ментальными нарушениями, активизирует все каналы восприятия информации: визуальный, аудиальный и особый кинестетический, связанный с манипуляциями смартфоном и тактильными ощущениями.
- VR-комплекс по физике от Центра НТИ ДВФУ и компании Modum Lab. VR-комплекс помогает изучить и отработать на практике правила левой и правой руки, понять силу Лоренца, поставить опыты Эрстеда и Фарадея.
- Еще одна российская инновация от центра НТИ ДВФУ на запатентованной платформе компании VR Supersonic — разработка Varvara. Методически выверенный тренажер предлагает прогрессивный подход к языковой практике и позволяет тренировать иностранный язык, оставаясь за партой в школе или у себя дома. Можно побыть в роли постояльца отеля или посетителя ресторана и отрабатывать коммуникативные навыки в процессе общения.
- VR-уроки по физике и химии доступны с помощью MEL Science. Компания проводила ряд исследований с отечественными и зарубежными университетами, экспериментально доказав эффективность своего подхода. Несколько тем из библиотеки педагогических материалов переведены на русский язык специально для Программы апробации. VR-уроки от MEL Science созданы для наглядного представления происходящего в природе на микроуровне.
- R4QUEST — приложение-квест с технологией дополненной реальности, для которого нужен лишь смартфон. Испытание в любом случае будет пройдено до конца, ведь если ответ неверный, игрок попадает в дополнительную локацию, откуда вернется к первоначальному выбору.
- «Орбитальный морской бой» — образовательная игра от студентов университета ИТМО. В ней отрабатывают правила Клечковского и Хунда, знания о квантовых числах и понимание периодичности.
- Varwin Education создает экосистему для обучения технологии виртуальной реальности, обмена мультимедийным контентом и получения навыков профессии будущего «VR-разработчик».
- VR CHEMISTRY LAB — виртуальная химическая лаборатория для школ или вузов. Также в НТИ ДВФУ совместно с партнерами «Мастерская науки» создан VR Space — экспериментальный курс по стереометрии с использованием виртуальной реальности.
Подготовка учителей как ключ к инклюзивности
Исследование доказало, что одна из фундаментальных проблем и одновременно ключ к успеху использования цифровых технологий в школах — подготовка преподавателей. Ориентируясь на базовую квалификацию учителя, важно понимать, что нет четкого определения его технологических навыков и цифровой компетентности. В век цифровизации необходимо расширять возможности инклюзии. Различные программы обучения и переподготовки педагогических кадров, а также формирование в обществе инклюзивной культуры должны привести к изменениям и инновациям в процессах преподавания. Для введения в образовательное пространство модели инклюзивного образования недостаточно гарантировать архитектурную доступность внутренних помещений или дистанционный доступ к учебным материалам. Требуется кадровое обеспечение обучения. Преподаватели должны обладать специальными знаниями и компетенциями.
Согласно данным онлайн-опроса, проведенного на платформе «Дети mail.ru», 17% респондентов из числа учителей считают, что в их школе нет особых условий для инклюзивного обучения, а половина участников (всего был опрошен 6191 учитель) на вопрос, хватает ли им информации, как преподавать в инклюзивных классах, ответила отрицательно. 35% отметили наличие в школах психологов и педагогов, которые могут организовать инклюзивное обучение с учетом интересов всех детей, и 34% — наличие логопедов, дефектологов и тьюторов.
Почти на полмиллиона детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью приходится всего 7500 тьюторов. Для современной российской школы тьюторское сопровождение пока является новшеством.
Несмотря на то что в общеобразовательных учреждениях создана основа для развития интегрированного обучения, учителя нуждаются в методической поддержке, а учебные программы — в адаптации к условиям инклюзивного образования. По данным «Учи.ру», 34% педагогов отмечают сложности в адаптации программы для учеников с ОВЗ, 33% указывают на недостаточные инфраструктуру и техническое оснащение школы, а 78% видят проблему в разном темпе усвоения программы обучающимися.
Что касается кадровой подготовки, в 2021 году более 9000 преподавателей и сотрудников вузов, которые работают со студентами-инвалидами и детьми с ОВЗ, прошли обучение в специальных центрах при Минобрнауки. Также РУМЦ подготовили 6000 студентов-волонтеров, которые оказывают помощь своим сокурсникам с инвалидностью.
Курсы повышения квалификации для учителей можно найти на образовательных платформах. Например, на «Учи.ру» есть бесплатный курс по адаптации образовательной программы для детей с ОВЗ и трудностями в обучении. По его окончании выдается удостоверение о повышении квалификации государственного образца.
Неравенство доступа к технологиям
Не все учащиеся будут иметь доступ к одним и тем же технологиям, особенно при дистанционном обучении. Поэтому необходимо искать пути преодоления подобных барьеров. Россия заняла 85-е место в мире по скорости мобильного интернета из 141 возможных. В 2016 году аудитория Всемирной сети в стране сохранилась на уровне 84-86 млн человек. Это значит, что минимум 57 млн человек лишены интернета. На момент 2020 года 25 000 населенных пунктов в России живут без возможности пользоваться сетью и телефонией. Важно понимать, что уровень овладения технологиями зависит от многих обстоятельств, но это можно изменить, стараясь делать приложения более доступными для всех.