Правила андрагогики и пирамида Дилтса: как эффективно учиться во взрослом возрасте
Нейробиология об обучении
Человеческий мозг до сих пор остается для ученых загадкой. Долгое время считалось, что этот орган развивается только в раннем возрасте и, как только детство заканчивается, человек утрачивает способность к обучению. На самом деле ощущение, что в детстве учиться было проще — всего лишь эффект «пика воспоминаний», который связан с гормональным фоном и активной работой мозга в юности. В это время формируется «первая» самостоятельная идентичность, а мозг работает над автобиографической памятью, поэтому может запомнить буквально все.
Несмотря на то что нейробиологи до сих пор не составили полное представление о работе мозга, существует множество научных исследований о том, как человек усваивает информацию. Например, еще в 1960-х годах американский нейрофизиолог Мариан Даймонд доказала, что мозг обладает нейропластичностью, то есть он может физически изменяться под воздействием окружающей среды.
Наш мозг состоит из множества нервных клеток, их отростков и нервного волокна, по которому протекают электрохимические импульсы, позволяя нейронам взаимодействовать друг с другом и устанавливать связи. Когда у человека возникает мысль или воспоминания, электрический импульс протекает между несколькими нейронами головного мозга и сопровождается образованием химических веществ — нейротрансмиттеров. К ним относятся адреналин, дофамин и другие. Химическое вещество сохраняется в течение нескольких минут, что соответствует продолжительности кратковременной памяти. Если импульс пройдет только один или два раза, постоянная нейронная связь не установится. Таким образом, наша память и мозговая активность напрямую зависят от качества и натренированности нейронных соединений, а также регулярного обновления клеток — нейрогенеза, это и составляет основу нейронной пластичности.
Важнейшую роль в механизме обучения играют нейроны гиппокампа и префронтальная кора. В 2016 году ученые университета Техаса в Остине во главе с Элисом Престом установили, что эти два компонента сообщаются друг с другом, и таким образом мы можем обновлять и «искажать» концептуальные знания «свежей» информацией для формирования новых идей.
Сегодня ученые считают, что необходимо рассматривать мозг как огромную сеть нейронов и при обучении учитывать факторы, которые влияют на нейропластичность. Например, темп усвоения материала зависит от того, как быстро нейроны устанавливают связи друг с другом. У одних людей они активные, у других — медленные, поэтому кто-то учится быстро, а кто-то с трудом воспринимает новую информацию.
Кроме того, на способность к обучению влияет стресс. Еще в 1885 году немецкий психолог Герман Эббингауз сформулировал концепцию «кривой забывания», согласно которой 70% полученной информации забывается в течение суток. То есть, если мы хотим усвоить больше материала, нужно просто чаще его повторять. Но в состоянии стресса процесс установления нейронных связей нарушается, поэтому даже те 30% информации, которые, по идее, должны перейти в долгосрочную память, наш мозг обработать не может.
Все дело в серотонине. Он не только регулирует наше настроение, но и ускоряет нейропластичность. Когда мы находимся в хорошем расположении духа, новый материал усваивается быстро и легко. Состояние тревоги, наоборот, отрицательно влияет на когнитивные способности. При стрессе и депрессии префронтальная часть коры головного мозга, то есть та область, которая отвечает за рабочую память, контроль над эмоциями и принятие решений, уменьшается в размерах и отключается. Мозжечковая миндалина, формирующая эмоциональные реакции, напротив, становится гиперактивной. В таком состоянии мозг игнорирует всю лишнюю информацию и сосредотачивается только на решении конкретной проблемы. Записать что-то новое в долгосрочную память он не может, поэтому эффективно учиться, пребывая в стрессе, почти невозможно.
Есть ли разница между обучением взрослых и детей?
Механизм обучения — процесс изменения нейронных связей, который не останавливается, когда человек оканчивает школу или вуз. В 22-25 лет способность к усвоению нового материала действительно ухудшается, однако до 45 лет она сохраняется на довольно высоком уровне.
Однако взрослые, действительно, учатся немного иначе, чем дети. Об этом впервые в своих трудах упомянул немецкий историк Александр Капп в 1833 году, именно он придумал понятие «андрагогика». Правда, в то время идея обучения взрослых не получила широкого распространения, и вплоть до середины XX века все, что хоть как-то было связано с передачей знаний, рассматривалось в рамках педагогики.
Привлечь внимание общественности к андрагогике (науке об обучении взрослых) удалось американскому педагогу Малкольму Ноулзу. В 1973 году он опубликовал книгу «Взрослый ученик», где обозначил ряд принципиальных различий между образовательными характеристиками детей и взрослых:
Потребность к знанию и готовность учиться. Для ребенка знания — это инструменты, которые помогают успешно выполнять задания и получать высокие оценки. Для взрослого человека — это способ решать конкретные практические задачи.
Предыдущий опыт. Взрослый человек учится, перекладывая все на имеющийся опыт. У ребенка в силу возраста такого опыта нет, поэтому он открыт ко всему новому.
Фокус обучения. В школах дети изучают отдельные дисциплины, и учебу они воспринимают как приобретение знаний по конкретному предмету, например биологии или географии. Для них не столь важно, как всё это потом можно использовать на практике. Взрослые же лучше усваивают материал, преподнесенный в контексте реальных жизненных ситуаций, поэтому их обучение должно носить междисциплинарный и практико-ориентированный характер.
Самоидентификация. В педагогике ведущая роль отводится учителю. Взрослый человек, как правило, не очень охотно учится по наставлениям других, поэтому ключевая роль в обучении должна принадлежать ему. Роль преподавателя в данном случае сводится к тому, чтобы помочь студенту преодолеть представление об ученике как о зависимом субъекте, научить самостоятельно регулировать свою деятельность и нести ответственность за результат.
Доминирующий тип мотивации. У детей преобладает внешняя мотивация — оценки, похвала родителей, одобрение педагога. Взрослых тоже нередко мотивируют силы извне, например, баллы, рейтинги, награды, повышение по службе или прибавка к зарплате, но ненадолго. Чтобы учиться новому, взрослому человеку нужна внутренняя мотивация — искреннее желание познать что-то для удовлетворения своих интересов, не зависящее от окружения и вознаграждения. В противном случае он бросит учебу. Поэтому сегодня образовательные платформы так много внимания уделяют целеполаганию студентов.
Еще одно важное различие между детьми и взрослыми — особенности восприятия новой информации. Перед детьми стоит биологическая задача — познать все вокруг, потому что это необходимо для выживания. По мере взросления человек становится более ригидным. Острой потребности в обучении у него не возникает, так как определенный багаж знаний и умений уже есть.
Кроме того, взрослые склонны концентрировать внимание выборочно. Эта способность имеет не только преимущества, но и издержки, одна из которых — выученная невнимательность. Именно из-за нее взрослые часто попадают в так называемую ловушку обучения, когда чрезмерный когнитивный контроль мешает усвоить новые важные сведения и посмотреть на проблему под другим углом.
В качестве доказательства ученые из Университета штата Огайо в 2021 году провели интересный эксперимент. Они набрали группу детей в возрасте 4 лет и группу взрослых. Всем участникам демонстрировались картинки с изображениями выдуманных существ. Задача заключалась в том, чтобы опознать персонажей по двум признакам, которые были обозначены перед началом испытания: цвет и наличие усиков. У взрослых способность к классификации выше, чем у детей, поэтому с заданием они справились быстрее. Но затем ученые ввели третий признак — особенности строения тела. Здесь лучшие результаты показали дети, потому что восприимчивость к информации у них гораздо шире, им легче мыслить нешаблонно. Взрослые фокусируются только на первоначально заданных параметрах и даже при смене условий продолжают руководствоваться ими.
Как научить взрослого учиться
Джеральд Гроу, преподаватель и профессор журналистики, разработал и описал модель поэтапного самонаправленного обучения — Staged Self-Directed Learning Model (SSDL-model). В ней он отразил, какие стадии должен проходить взрослый студент в процессе обучения с точки зрения мотивации:
- Зависимый. На этом этапе у студента высокая, но очень нестабильная мотивация. Экспертом здесь выступает преподаватель: он увлекает ученика, создает атмосферу доверия и уважения, объясняет ценность предмета.
- Заинтересованный. На этой стадии чаще всего возникает когнитивное сопротивление: организм испытывает стресс, мотивация падает, а мозг не хочет преодолевать умственное напряжение. Преподаватель переходит в роль вдохновителя.
- Вовлеченный. В этот момент мотивация у учащегося укрепляется. Задача педагога — научить студента применять знания на практике. Он отходит от теории, дает более сложные задачи, реальные кейсы.
- Самонаправленный. Теперь студент уже сам формулирует цели и выстраивает процесс обучения. У него высокая мотивация. Он понимает, куда дальше пойдет с теми знаниями, что получил. Педагог во взаимоотношениях с учащимся выступает как консультант. Важно понимать, что рано или поздно внутренняя мотивация начинает угасать или, что хуже, она может потерять свою актуальность. Поэтому нужно периодически возвращаться к своей цели и переформулировать ее.
Привести взрослого ученика к самонаправленности нелегко. Мы еще на самом старте обучения выясняем, зачем человек пришел учиться, и предлагаем разные техники для определения внутренней установки на получение знаний. Он записался на курсы, потому что поддался влиянию окружающих или потому что сам этого захотел? Безусловно, можно совмещать эти две мотивации — внешнюю и внутреннюю, — но над последней работать сложнее. У взрослых часто возникают ложные мотивационные импульсы, например, «кажется, все читали эту книгу, и мне тоже нужно». Многие сегодня следуют модной установке «успеть все»: учиться, следить за фигурой, выступать на конференциях и так далее. Это внешняя мотивация в чистом виде. В погоне за мнимой успешностью человек загоняет себя в бешеный ритм и, как следствие, выгорает.
Как помочь себе эффективно учиться
Все люди разные: одним учеба дается легко, другим для усвоения новых знаний приходится прикладывать большие усилия. В любом случае, как показывают многочисленные исследования, учиться продуктивно способен каждый, вне независимости от пола, возраста, занятости и прочих факторов. Для этого нужно выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы занятия приносили не стресс, а интерес. Есть несколько отличных приемов, которые могут в этом помочь.
- Изучите механизмы работы мозга. Знания о том, как он работает и что ему присуще на конкретном возрастном этапе, помогают в обучении. Например, есть мнение, что мозг инертен. Если ему закинуть «крючок» о чем-то, он заинтересуется новым материалом. Как в фильмах: «А в следующей серии вы узнаете…». Например, в конце темы мы даем студентам немного заглянуть в финальное домашнее задание следующего модуля. Такой подход увеличивает вероятность, что студент заинтересуется новым заданием, поймет, для чего ему нужно изучить предыдущую тему, и будет работать с удвоенной силой. Однако может не сработать, если человек испытывает стресс или сильную усталость.
- Повышайте уровень серотонина. Приятные впечатления, спорт, медитация, здоровый сон — все это положительно сказывается на работе мозга и способствует качественному усвоению новых знаний.
- Не пытайтесь все успеть. Старайтесь скептично относиться к установкам, навязанным обществом, и давать себе возможность немного расслабиться. Чтобы понять, чем продиктована та или иная цель — внутренним желанием или внешним воздействием, попробуйте проанализировать ее с помощью пирамиды Дилтса. Она применима для многих жизненных ситуаций. Пирамида состоит из шести уровней: окружение, поведение, способности, убеждения и ценности, идентичность, миссия. К каждому уровню прилагаются вопросы. Начинать лучше с нижней точки, а затем постепенно продвигаться наверх, пока не дойдете до уровня миссии. Таким образом вы сможете нащупать вашу истинную цель в волнующем вопросе. Если вопрос не глобальный, то уровень миссии можно не прорабатывать.
- Придумайте приятный ритуал. Например, каждый раз перед началом занятий можно угощать себя чашкой кофе или немного помедитировать. Таким образом в мозгу формируются ассоциативные связи, что обучение — это здорово.
- Освойте навыки тайм-менеджмента. Распределите учебную нагрузку на день, неделю, месяц, например, в Google-календаре. При планировании своего распорядка учитывайте базовые приемы управления временем. Один из таких — «съесть лягушку», то есть выполнить самую неприятную задачу с утра, чтобы остаток дня прошел на позитиве.
- Ориентируйтесь на свои особенности. Перед тем как зафиксировать время, которое вы будете посвящать учебе, посмотрите на себя с точки зрения восприятия информации по длительности: какой формат статей и видео для вас предпочтителен, какие соцсети вы чаще смотрите. Условно говоря, если вы предпочитаете лонгриды и длинные ролики, то, скорее всего, вам будет несложно посвятить обучению 2-3 часа в день подряд. Если же вам ближе TikTok и короткие посты в соцсетях, то лучше отвести на учебу по 30 минут в день или распределить время итеративно: полчаса с утра, полчаса вечером.
- Тренируйте память. Это помогает мозгу быть гибким. Хорошо работают традиционные приемы: заучивание стихов, мнемотехники, изучение иностранных языков. Чтобы новые знания перевести из кратковременной в долговременную память, придется потрудиться вдвойне, как вариант — записывать и пересказывать пройденный материал.
Учиться сложно, но никогда не поздно. Если вы осознаете свои истинные мотивы и узнаете о механизмах работы мозга — превратить этот процесс в удовольствие не составит труда.