Любовь выше смерти: на выставке в ГЭС-2 показывают семь вариантов апокалипсиса
Как это устроено
На цокольном этаже ГЭС-2 расположены семь павильонов. Каждый из них посвящен тому или иному композитору, или, в случае с первым павильоном, ансамблю композиторов: Штраус/Шенберг. За ними идут Бетховен, Шостакович, Хильдегарда Бингенская, Шуман, Лист, Вагнер.
Павильоны — это деревянные конструкции с этажами вертикальных ребер, которые символизируют своеобразную «кардиограмму», кривую на экране звукорежиссера. Павильоны выкрашены в разные оттенки серого и синего в рамках палитры Ренцо Пьяно, придуманной архитектором для ГЭС-2. У павильонов при всей их внешней схожести с контейнерами для перевозки крупногабаритных грузов, разная форма.
В каждом павильоне звучит музыка. Сам звук, способы демонстрации сочинений, тоже становятся объектом: в первом павильоне Штрауса/Шенберга это винил, в Бетховене — магнитофонная лента. Духовные гимны Хильдегарды Бингенской звучат в наушниках, чтобы создать вариативность взаимодействия с инсталляцией Ирины Кориной. В Шостаковиче источник звука не выведен в обозримое поле, как и в Листе, а вот в Вагнере — напротив, «лица» дюжины небольших колонок на высоких ножках создают пугающее ощущение церковной паствы.
Внутри павильонов создается особое, индивидуальное пространство, каждое из которых отталкивается от разных ситуаций —эстетических, исторических, биографических, — но в целом, пожалуй, рисует ситуацию слома, перехода, смены эпох. Так получается один из самых интересных современных синтетических проектов, в ракурсе которых — академическая музыка, написанная более полувека, а то и девять веков назад.
Идея
«В «Настройках-3» мы представляем несколько ситуаций взаимодействия с музыкальной материей и визуальным искусством, — говорит Андрей Василенко, куратор Дома культуры «ГЭС-2» и фонда V–A–C. — Это говорит не только о том, что все элементы выставки самодостаточны — визуальные произведения не иллюстрируют музыку. Кураторская команда, прежде всего, старалась найти отправные точек для размышления о каждом павильоне».
Кураторы выставки — скорее авторы, их работа здесь не менее важна, чем собственно музыкальные произведения или объекты изобразительного искусства. Они создают опус, семь павильонов которого — части цикла. Музыкальное и визуальное в этой вселенной настолько хорошо резонирует, что создает уже самостоятельные образы, смыслы, прочерчивает линии и выстраивает связи, то есть функционирует как произведение искусства.