«Черная пантера: Ваканда навеки»: как женщинам дали порулить, но ненадолго
Вопрос о том, делать ли продолжение «Черной пантеры», перед студией Disney не стоял, даже несмотря на смерть исполнителя главной роли Чедвика Боузмана. Фильм оказался слишком успешным, чтобы отказываться от этой идеи. При этом успех картины был в какой-то степени неожиданным. В Marvel, конечно, хотели наконец-то выпустить первый фильм о чернокожем супергерое и наладить диалог с афроамериканским сообществом, но масштабы этого диалога никто не мог вообразить. «Черная пантера» Райана Куглера заработала более $1,3 млрд в прокате, заняла третье место в списке самых кассовых проектов Marvel, стала самым кассовым фильмом, снятым черным режиссером, и первым блокбастером студии, номинированным на премию «Оскар». Картина получила семь номинаций и выиграла три статуэтки, все они технические: за дизайн костюмов, работу художника-постановщика и оригинальный саундтрек.
Кажется, что академия вручила награды «Черной пантере», чтобы подчеркнуть ее культурную значимость, нежели отметить художественные особенности. После повторного просмотра фильма 2018 года создается впечатление, что по-настоящему заслуживает награды только Рут Э. Картер, создавшая шикарные костюмы, вдохновленные культурой различных африканских народов. Все остальное указывает на то, что Marvel вложила не так уж много усилий в этот проект. Несмотря на бюджет в $200 млн, большинство сцен явно снято перед зеленым экраном, а сам CGI далеко не всегда лучшего качества. Еще грустнее становится от сценария — он предельно схематичен, а некоторые темнокожие актеры, например потрясающий Дэниэл Калуя, имеют чисто символическую функцию. Им даже не удосужились прописать нормального персонажа с репликами, поэтому актерам только и остается, что расхаживать по съемочной площадке в красивых костюмах.
Тем не менее мечта о прекрасной высокотехнологичной африканской стране Ваканда, которая владеет одним из самых прочных металлов на планете, перекрыла все. Наконец-то темнокожее сообщество получило возможность для самовыражения и территорию, полностью лишенную белых колонизаторов.
К счастью, «Черная пантера: Ваканда навеки» устраняет недостатки первой части и дает главное слово женским персонажам. Практически все героини присутствовали и в оригинальном фильме, что делает смещение акцента органичным, а не надуманным. По сюжету Черная пантера Т’Чалла умирает, и вместе с ним Ваканда теряет своего лидера, но не силу духа. Королева Рамонда (Анджела Бассетт) берет правление в свои руки и вместе с генералом Окойе (Данай Гурира) и дочерью Шури (Летишиа Райт) защищают страну от поползновений других государств на бесценный вибраниум под прикрытием борьбы за мир. Американцы пытаются найти другие источники вибраниума и в конце концов находят глубоко в океане, только вот эти месторождения находятся под охраной таинственного подводного народа во главе с королем Намором (Теноч Уэрта). О существовании обитателей морских глубин узнают только вакандцы, в то время как ЦРУ убеждено, что атаки на американские корабли — дело рук Рамонды.
Сценарий «Ваканды навеки» писали все те же кинематографисты — режиссер Райан Куглер и Джо Роберт Коул, — но теперь у них явно было больше творческой свободы и времени, чтобы проработать историю и героев. Весь первый акт вакандцы пытаются справиться с горем, Рамонда борется за безопасность страны в отсутствие Черной пантеры, а Шури идет по пути полного отказа от устаревших, по ее мнению, традиций в пользу нового будущего и технологий. Однако вскоре перед ними возникает серьезная угроза: возникший как будто из ниоткуда Намор намерен защитить свое королевство и готов на все, чтобы его существование по-прежнему оставалось в секрете. Здесь сценаристы Куглер и Коул используют все те же самые приемы, что и в первом фильме, только более удачно. Подводное королевство Талокан — такая же прекрасная мечта, как и Ваканда, и, как любая мечта, она завораживает. Согласно комиксам, Намор происходил из Атлантиды. В «Ваканде навеки» сценаристы пофантазировали на тему того, что бы произошло, если бы древний народ майя не был полностью истреблен конкистадорами, а выжил и основал новое королевство.
Талокан — ответ Marvel «Аквамену» DC, и сравнение не в пользу последнего. Освещаемый только небольшим искусственным солнцем, погребенный глубоко под водой, мрачный и таинственный город выглядит очень реалистично и лишен привычного лоска супергеройских фильмов. Морской народ и его харизматичный лидер вдохновляют. От того печально, хоть и предсказуемо, что Куглер идет по проторенной первой «Черной пантерой» дорожке и сталкивает их лбами. Правда, с гораздо более конструктивным результатом, нежели это получилось с антагонистом оригинального фильма Киллмонгером (Майкл Б. Джордан).
В целом большая часть фильма сосредоточена на противостоянии двух могущественных государств. Режиссер пытается вплести сюжетную линию с ЦРУ, но на фоне двух самобытных народов белые люди в костюмах смотрятся более чем уныло. Для Куглера эти вставки носят исключительно практическую функцию — он непрозрачно намекает на то, кто является реальным злодеем. Хотя эти попытки все еще нерешительные и явно подверглись цензуре студии Disney, которая не может просто так критиковать американское правительство. Marvel всегда позволяла себе шпильки в сторону ЦРУ, но только Джеймс Ганн в «Отряде самоубийц» DC прямым текстом сказал, кого нам всем действительно стоит бояться.
Женскому актерскому составу прекрасно удается перетянуть одеяло на себя — каждая героиня заслуживает отдельного внимания, а персонаж Шури получает интересное развитие. Но если в «Черной пантере» Куглеру не хватило времени, чтобы раскрыть героев, в «Ваканде навеки» он, наоборот, слишком долго топчется на месте, отчего некоторые эпизоды проседают или вовсе забываются — у режиссера все еще есть проблемы с ритмом. Однако все это не так важно по сравнению с тем, что в итоге (и это спойлер) он предает концепт фильма.
Никогда еще эпизод после титров не был таким грустным и меняющим вообще весь смысл происходящего. Неважно, какого цвета кожа создателей фильма, в одном они едины — женщины могут получить свою минуту славы, но только минуту, пока сцену снова не займут мужчины. От этого вся пышная красота и сила «Ваканды навсегда» быстро увядает, а после просмотра остается горькое послевкусие. Все-таки прекрасных Ваканды и Талокана не существует, и история про сильных женщин заканчивается даже до того, как включают свет в темном зрительном зале.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции