Гарри и Линда Маклоу: непримиримые разногласия по поводу искусства
Нью-йоркский застройщик Гарри Маклоу и его жена Линда прожили в браке почти 60 лет, пока однажды на благотворительном вечере по сбору средств в пользу Еврейского музея его не соблазнила музейный фандрайзер из Израиля.
Бракоразводный процесс Маклоу начинался в 2016 году довольно мирно: ему досталась яхта ($23,5 млн) и машины ($385 000), а ей отошло серебро ($409 500) и обширная библиотека ($85 500). Камнем преткновения стала художественная коллекция, насчитывавшая 165 произведений искусства, включая шедевры музейного уровня. Еще за год до развода Christie's оценил страховую стоимость собрания в $937 млн. По итогам предварительных прений судья Лора Драгер пришла к выводу о том, что «коллекция является самым ценным совместным имуществом сторон, а супруг убедительно свидетельствовал о том, что искусство способствовало диверсификации семейных активов и служило альтернативной формой инвестирования».
Но полюбовно разделить собрание никак не получалось: во всем, что касалось искусства, супруги не могли договориться буквально ни о чем. После многомесячных пререканий судья пришла к решению о том, что 64 наиболее ценные работы придется пустить с молотка, а выбор конкретных работ должен взять на себя независимый оценщик. Остальные 100 работ суммарной стоимостью $40 млн автоматически отходили Линде. За право пустить коллекцию с молотка боролись крупнейшие аукционные дома, но победу в итоге одержал Sotheby’s. По мнению экспертов, он гарантировал чете Маклоу желаемую сумму вне зависимости от итогов распродажи.
По результатам серии торгов, растянувшихся на полгода, Sotheby's удалось перебить установленный Christie’s рекорд на самую дорогую частную арт-коллекцию (собрание Рокфеллеров принесло в 2018 году $832 млн). Первую часть принадлежавших чете Маклоу работ распродали в ноябре 2021 года за $676 млн, а вторая часть ушла с молотка в мае этого года за $245 млн. Суммарная выручка составила $922 млн. Топ-лотами обеих частей собрания стали работы Марка Ротко: ноябрьская композиция «№7» ($82,5 млн) и майская абстракция «Без названия» ($48 млн). Выполненный в камуфляжной палитре эффектный автопортрет Энди Уорхола был продан за $18,7 млн.