К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Смерть, долги и разводы: какие шедевры попали на аукционы после раздела имущества

Энди Уорхол, «Электрические стулья»
Энди Уорхол, «Электрические стулья»
Когда Джонни Депп начал выставлять картины Жана-Мишеля Баскии на торги, мало кто понял, что это подготовка к бракоразводному процессу. Когда нью-йоркский девелопер Гарри Маклоу решил уйти от жены после 59 лет семейной жизни, это означало, что Линда Маклоу, коллекционер, вице-президент Фонда Гуггенхайма, лишится любимых Ротко и Уорхола. Когда разводятся такие пары, ликуют аукционисты: арт-рынок совершает новый оборот

Главные причины, по которым шедевры из частных коллекций чаще всего попадают на торги, среди аукционистов принято называть «тремя D» — death, debt, divorce (смерть, долги и развод).  Бракоразводные процессы последнего времени — важнейший источник оборотов арт-рынка. Forbes Life рассказывает о самых громких разводах и топ-лотах аукционных торгов

Жан-Мишель Баския, «Автопортрет», 1981, £3,5 млн
Christie’s

Жан-Мишель Баския, «Автопортрет», 1981, £3,5 млн

 Джонни Депп и Эмбер Херд: заблаговременные продажи
Разбирательства по иску о клевете голливудского актера против его бывшей жены Эмбер Херд (пара развелась в 2017 году, официально прожив в браке всего два года) стало самым громким судебным процессом 2022 года. Херд еще до развода начала обвинять супруга в физическом и психологическом насилии, а тот в ответ заподозрил ее в стремлении повлиять на условия раздела имущества. После нескольких месяцев препирательств им все же удалось заключить примирительное соглашение, согласно которому Депп выплатил Херд $7 млн отступных, а она обещала пожертвовать их на благотворительность.

Тем не менее еще до начала бракоразводного процесса Депп выставил на торги Christie’s восемь картин и рисунков Жан-Мишеля Баскии (аукционный дом тогда утверждал, что договоренность о продаже была достигнута до размолвки супругов). Эту подборку актер собирал на протяжении четверти века и регулярно одалживал музеям, тем самым повышая стоимость работ. Две из них попали на лондонские торги в июне 2016 года, собрав в сумме £8,6 млн (более $11 млн по тогдашнему курсу). Работа под названием «Свинина», представляющая собой расписанную Баскией дверь, стала топ-лотом аукциона, ушла с молотка за £5,1 млн, в то время как трехчастный «Автопортрет» был продан за £3,5 млн.

Кроме того, Деппу удалось неплохо монетизировать и свою победу в процессе 2022 года. Буквально на следующий день после вынесения приговора была почти полностью распродана коллекция выполненных самим актером портретов его друзей-знаменитостей, созданных еще в начале года. Суммарная выручка составила £3,9 млн. Одновременно с этим существенно выросли в цене NFT из его же проекта Never Fear Truth: если до суда они расходились довольно вяло, то сразу после было совершено свыше 200 продаж со средней ценой в 0,8 ETH (примерно $960).

Энди Уорхол, «Электрические стулья», 1971, £201 600
Phillips

Энди Уорхол, «Электрические стулья», 1971, £201 600

Дэвид и Либби Муграби: грязный развод 

Художественное собрание семьи Муграби, которой, в частности, принадлежит самая обширная подборка работ Энди Уорхола, в сумме оценивается в $5 млрд. Борьба за часть этой коллекции между Дэвидом Муграби и его бывшей женой Либби продолжается уже более пяти лет. Речь в первую очередь идет о работах, купленных за годы брака, то есть с 2005 по 2019 год. Судебные прения между бывшими супругами неоднократно прерывались недолгими периодами примирения, но затем снова возобновлялись, благодаря чему этот многолетний процесс снискал славу «самого грязного развода в истории».

В 2020 году Либби получила от Дэвида $100 млн отступных и несколько произведений искусства, но уже несколько месяцев спустя вновь выдвинула претензии. Она обвинила Муграби, что он ударил ее скульптурой Кита Харинга «Без названия (три танцующие фигуры)». Дэвид в ответ заявил, что застал бывшую супругу, когда та пыталась выкрасть работу из его дома. Этим летом появилась информация, что скульптуру Харинга планируют выставить на Phillips с эстимейтом $300 000, но в каталоге ее так и не оказалось. На других торгах Phillips этим же летом Либби якобы купила свой собственный комплект из 10 шелкографий Уорхола «Электрические стулья» за £201 600.

Клод Моне, «Парламент. Заходящее солнце», 1903, $75,9 млн
Christie’s

Клод Моне, «Парламент. Заходящее солнце», 1903, $75,9 млн

Сид и Энн Басс: сокровища Снежной королевы

Энн Хендрикс вышла за техасского нефтяного магната Сида Басса в 1965 году. Почти 20 лет спустя она уличила мужа в супружеской измене и подала на развод, получив непомерно высокие по меркам тогдашнего законодательства отступные. По разным оценкам, их стоимость составила от $200 до $500 млн. Энн достался миллион акций студии Disney, роскошные апартаменты на Пятой авеню и коллекция искусства. Коллекция формировалась самой Энн Басс, когда ее за глаза называли Снежной королевой. В воспоминаниях друзей и знакомых она предстает неприступной светской львицей с железным характером, прекрасно осознающей власть денег. Даже к окончанию своего брака она подошла предельно хладнокровно. О романе Сида Басса и Мерседес Келлогг весь светский Нью-Йорк судачил почти два года, в то время как Энн Басс выжидала наиболее удачный момент, чтобы подать на развод.

Часть коллекции Энн Басс из 12 работ попала на Christie’s этим летом, через два года после ее смерти в возрасте 78 лет. Подборка была предварительно оценена в $250 млн, а принесла в итоге $363 млн. Топ-лотом стала картина Клода Моне «Парламент, заходящее солнце», ушедшая с молотка за $76 млн. Кроме того, на аукционе был установлен новый ценовой рекорд на произведения Эдгара Дега: его отлитая в 1927 году скульптура «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица» была куплена за $41,6 млн. В преддверии нью-йоркских торгов Christie's использовал довольно смелый подход. Во время предаукционного тура в Гонконге экспонировалась не сама скульптура, а ее голограмма. При помощи специального сенсорного экрана, которым была снабжена выставочная витрина, зрители могли вращать объект, чтобы рассмотреть все детали.

Марк Ротко, «Без названия», 1960, $48 млн
Sotheby’s

Марк Ротко, «Без названия», 1960, $48 млн

Гарри и Линда Маклоу: непримиримые разногласия по поводу искусства

Нью-йоркский застройщик Гарри Маклоу и его жена Линда прожили в браке почти 60 лет, пока однажды на благотворительном вечере по сбору средств в пользу Еврейского музея его не соблазнила музейный фандрайзер из Израиля.

Бракоразводный процесс Маклоу начинался в 2016 году довольно мирно: ему досталась яхта ($23,5 млн) и машины ($385 000), а ей отошло серебро ($409 500) и обширная библиотека ($85 500). Камнем преткновения стала художественная коллекция, насчитывавшая 165 произведений искусства, включая шедевры музейного уровня. Еще за год до развода Christie's оценил страховую стоимость собрания в $937 млн. По итогам  предварительных прений судья Лора Драгер пришла к выводу о том, что «коллекция является самым ценным совместным имуществом сторон, а супруг убедительно свидетельствовал о том, что искусство способствовало диверсификации семейных активов и служило альтернативной формой инвестирования».

Но полюбовно разделить собрание никак не получалось: во всем, что касалось искусства, супруги не могли договориться буквально ни о чем. После многомесячных пререканий судья пришла к решению о том, что 64 наиболее ценные работы придется пустить с молотка, а выбор конкретных работ должен взять на себя независимый оценщик. Остальные 100 работ суммарной стоимостью $40 млн автоматически отходили Линде. За право пустить коллекцию с молотка боролись крупнейшие аукционные дома, но победу в итоге одержал Sotheby’s. По мнению экспертов, он гарантировал чете Маклоу желаемую сумму вне зависимости от итогов распродажи.

По результатам серии торгов, растянувшихся на полгода, Sotheby's  удалось перебить установленный Christie’s рекорд на самую дорогую частную арт-коллекцию (собрание Рокфеллеров принесло в 2018 году $832 млн). Первую часть принадлежавших чете Маклоу работ распродали в ноябре 2021 года за $676 млн, а вторая часть ушла с молотка в мае этого года за $245 млн. Суммарная выручка составила $922 млн. Топ-лотами обеих частей собрания стали работы Марка Ротко: ноябрьская композиция «№7» ($82,5 млн) и майская абстракция «Без названия» ($48 млн). Выполненный в камуфляжной палитре эффектный автопортрет Энди Уорхола был продан за $18,7 млн.

Питер Пауль Рубенс, «Саломея с головой Иоанна Крестителя», 1609, $25-35 млн

Питер Пауль Рубенс, «Саломея с головой Иоанна Крестителя», 1609, $25-35 млн

Марк Фиш и Рэйчел Дэвидсон: старые мастера с перспективой на будущее

На конец января следующего года запланированы торги Sotheby’s, посвященные коллекции работ старых мастеров американского девелопера Марка Фиша, который разводится со своей женой Рэйчел Дэвидсон. На аукцион собираются выставить 10 картин с суммарным эстимейтом $40-60 млн.

Этот бракоразводный процесс важен не только для арт-рынка, но и для американской судебной практики. Действия Фиша иллюстрируют практику, которую юристы описывают термином «манипулирование подсудностью» (forum shopping). Ее суть заключается в том, что истец выбирает удобную для себя юрисдикцию, действуя в обход закона. Прибегают к ней чаще всего состоятельные мужья, рассчитывающие на то, что чем дальше от Нью-Йорка они будут судиться, тем проще им будет запугать суд своим положением. Кроме того, они стараются выбрать судью с максимально консервативными взглядами. Следуя этой же логике, Фиш собирался подать иск в Саутгемптоне, где расположен загородный дом пары стоимостью $4 млн. Попытка была отклонена апелляционным судом, в результате чего исход бракоразводного процесса будет все же решаться на Манхэттене, где у пары был особняк стоимостью $177 млн. Это важный прецедент, который в будущем может поставить крест на практике «манипулирования подсудностью».

Топ-лотом предстоящих торгов Sotheby’s станет предварительно оцененная в $25-35 млн картина Питера Пауля Рубенса «Саломея с головой Иоанна Крестителя», которая считалась утраченной на протяжении двух столетий. «Саломея» датирована 1609 годом. Тогда же Рубенс написал два других своих шедевра на библейские сюжеты: «Самсона и Далилу» (в собрании Национальной галереи Лондона) и картину «Избиение младенцев», которая в 2002 году была продана на Sotheby’s за $76,5 млн, став на тот момент самым дорогим лотом английского аукционного рынка. Кроме того, на торги из коллекции Фиша и Дэвидсон попадет «Святая Мария Магдалина» кисти Орацио Джентилески ($4-6 млн).

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+