Осколки искусства на Тайване и изумруд со дна океана: новости арт-рынка
Число коллекционеров-миллионеров за год выросло почти вдвое, русских снова продают
Аналитики Art Basel и UBS опубликовали отчет о том, как пандемия повлияла на покупательскую активность коллекционеров (в опросе приняло участие порядка 2700 человек). Результаты показывают: арт-рынок восстановился, а расходы коллекционеров выросли с допандемийных времен: в первой половине 2022 года каждый из опрошенных потратил на искусство в среднем $180 000. В 2001 и 2020 годах этот показатель составлял $164 000 и $100 000 соответственно. Число коллекционеров, готовых покупать работы на суммы свыше $1 млн, за год выросло почти вдвое.
Британский аукционный дом Bonhams усиливает свое присутствие в Европе. На торги с поэтическим названием «Бунтарский дух» 8 ноября в Париже было выставлено более 70 работ Оскара Рабина, Василия Ситникова, Владимира Вейсберга, Эдуарда Штейнберга, Олега Целкова и Ильи Кабакова — советских нон-конформистов, многие из которых были вынуждены эмигрировать по политическим причинам, как указывает пресс-релиз аукциона. Общие продажи аукциона составили €322 421. Среди топ-лотов — «Букет в пейзаже в Лианозово», 1957, Оскара Рабина, ушедший за €60 000 (эстимейт €50 000-70 000); «Две зеленые головы» Олега Целкова из частной коллекции из Сан-Франциско ушли за €28 050 при эстимейте €24 000-34 000; «Композиция», 1978, Эдуарда Штейнберга, выставленная нью-йоркской Claude Bernard Gallery, вдвое превысила верхнюю планку эстимейта (€10 000-12 000) и была продана за €20 400.
Предстоящие торги: повести Гоголя и изумруд со дна океана
Sotheby’s выставит на продажу редкий колумбийский изумруд, который пролежал на дне Атлантического океана более 350 лет. Камень весом 6,25 карата находился на борту испанского галеона «Нуэстра Сеньора де Аточа», затонувшего в результате шторма у берегов Флориды в сентябре 1622 года. Останки судна вместе со всеми сокровищами (24 тонны серебряных слитков, 180 000 серебряных монет, 125 золотых слитков и 70 фунтов колумбийских изумрудов) были обнаружены и подняты из океанских глубин только в 1985 году. Большая часть драгоценностей была передана в дар Смитсоновскому институту. Свою часть клада получил и финансировавший экспедицию американский бизнесмен-птицевод Фрэнк Пердью, директор Perdue Farms (7-е место в рейтинге богатейших семей в 2015 году, $3,2 млрд). Одним из изумрудов Пердью украсил кольцо, подаренное будущей жене. Это кольцо будет выставлено на ювелирные торги Sotheby’s 7 декабря с эстимейтом $50 000-70 000.
В $20-30 млн эксперты Sotheby’s оценили первое издание Конституции США, которое пустят с молотка 13 декабря. Будет продан один из двух находящихся в частных руках редких экземпляров исторического текста, который был издан в сентябре 1787 года для участников Континентального конгресса. Из общего тиража в 500 экземпляров до наших дней дошло всего 13 копий, 11 из которых хранятся в государственных музеях и библиотеках. В ноябре прошлого года экземпляр, принадлежавший девелоперу, коллекционеру Говарду Гольдману, был куплен на Sotheby’s Кеннетом Гриффином с двукратным превышением оценочной стоимости, за $43,2 млн. Лот установил рекорд как самый дорогой текст в аукционной истории. На предстоящие торги выставлен экземпляр, принадлежащий наследникам букиниста Адриана ван Синдерена. Заниженный эстимейт объясняется не столь идеальной сохранностью, которой отличался экземпляр Говарда-Гриффина.
На 22 ноября запланированы парижские торги Christie’s, топ-лотами которых станут предметы антиквариата, принадлежавшие Марии-Антуанетте. Один из них — лакированный комод в китайском стиле (эстимейт €800 000-1 200 000). Пара комодов была выполнена по личному заказу королевы и доставлена в Компьенский дворец. Один из комодов сегодня находится в Версале. Стул в этрусском стиле, украшенный замысловатой резьбой, оценен экспертами аукционного дома в €100 000-200 000. Он стоял спальне Марии-Антуанетты вплоть до 1793 года. В прошлом году два принадлежавших королеве бриллиантовых браслета были проданы на Christie’s за €7,2 млн.
Датированная 2005 годом абстракция Сая Туомбли «Без названия» станет топ-лотом вечернего аукциона Phillips 15 ноября. Масштабное полотно относится к серии работ, названной именем древнеримского бога виноделия Вакха. Спиралевидный узор, напоминающий кровавые потеки, передает неистовство вакханалий. Оценочная стоимость картины составляет $35-45 млн. Помимо работ Туомбли, на торгах — произведения Пабло Пикассо, Рене Магритта, Виллема де Кунинга.
Топ-лотами намеченных на 17 ноября торгов аукционного дома «Литфонд» станут редкий экземпляр сборника повестей Николая Гоголя «Миргород» (стартовая цена — 4,5 млн рублей) и письмо Марины Цветаевой от 1925 года, в котором она рассказывает о своем отношении к Октябрьской революции (стартовая цена — 2,5 млн рублей). В письме есть такие строки: «...первым моим ответом на октябрьскую революцию был плевок на флаг, задевший меня по лицу; [...] флаг выцвел, плевок остался».
Музейные новости: осколки за $77 млн и искусственный интеллект
В Национальную художественную галерею в Афинах вернулись работы Пабло Пикассо и Пита Мондриана, украденные 10 лет назад. Прошлым летом греческая полиция обнаружила обе картины в ущелье на окраине Афин. Судя по всему, похитителям так и не удалось продать их на черном рынке. Датированная 1939 годом «Женская голова» кисти Пикассо представляет собой портрет Доры Маар, музы и возлюбленной художника. Картина была передана в дар музею художником в 1949 году. «Ветряная мельница» Мондриана — яркий образец ранней (1905), все еще реалистической живописи художника.
По итогам проверки, проведенной в Тайваньском национальном дворце-музее по инициативе местного парламента, стало известно о трех экспонатах, которые были разбиты за последние полтора года. Несмотря на то что датируемые XV—XVII веками миска, чаша и тарелка классифицируются хранителями как объекты культурного наследия «невысокого исторического значения», их суммарная стоимость составляет порядка $77 млн. Руководство дворца уже обвиняют в том, что оно пыталось замести следы произошедшего и купить молчание сотрудников. В ответ директор музея утверждает, что были приняты все необходимые меры для проведения максимально открытого расследования. По его словам, один из трех инцидентов стал результатом небрежного обращения с экспонатом, а причины двух других пока неизвестны. Разрешить загадку не помогли даже записи с камер видеонаблюдения за последние 10 лет.
Фасад бывшего Гамбургского вокзала, который используется как филиал Новой национальной галереи, с 1996 года украшает работа американского художника-минималиста Дэна Флавина, прославившегося своими инсталляциями из флуоресцентных ламп. Недавно стало известно, что с середины октября по решению руководства музея работу Флавина отключили от электричества. «Мы посчитали немаловажным подать пример мировым музеям, внеся свой посильный вклад в дело разумного потребления скудеющих ресурсов», — заявил директор музея.
Руководство гаагского Музея Бредиуса признало работой Рембрандта картину, авторство которой долгие годы приписывалось одному из его последователей. Набросок «Воздвижение креста» хранится в собрании музея с 1921 года. Впервые о возможном авторстве Рембрандта год назад заговорил искусствовед Йерун Гилтай, изучавший картину для своей монографии о творчестве голландского мастера. Ранее кажущаяся композиционная небрежность не позволяла исследователям приписать этот эскиз кисти Рембрандта. Но результаты проведенного в ходе реставрации инфракрасного и рентгенологического исследования показали, что художник несколько раз менял изначальную композицию. Это говорит о более вдумчивом подходе и позволяет экспертам утверждать, что его «автором мог быть только Рембрандт».
Компания Art Recognition провела цифровой анализ картины Тициана «Вечерний пейзаж с парой» из собрания цюрихского Кунстхауса. Это единственная работа художника, хранящаяся на территории Швейцарии. Сравнив ее с оцифрованными изображениями трехсот других произведений Тициана, алгоритм, использующий AI-технологии, пришел к выводу, что она была создана другим автором. Вероятность этого искусственный интеллект оценил в 80%. Музей, со своей стороны, заявляет, что не давал Art Recognition разрешения на анализ картины и не планирует пересматривать атрибуцию экспоната.