«Наблюдатель»: стоит ли смотреть новый сериал Райана Мерфи о таинственном сталкере
Мистер и миссис Брэннок хотят спокойной жизни для себя и своих детей. Нора (Наоми Уоттс) и Дин (Бобби Каннавале) присматривают большой и красивый дом. Желающих заполучить его много, но супругам сопутствует удача — агентом по недвижимости оказалась старая знакомая Норы — Карен (Дженнифер Кулидж). Сделка завершена, самое время перевозить вещи и обустраиваться в новом пространстве.
С первых дней этот тихий и красивый дом вызывал у детей Брэнноков неприятные чувства. 16-летняя Элли (Изабель Грэвитт) переживает, что в городе остались друзья, а на участке даже теплая вода, подогреваемая бассейном, навевает тревогу. Ее брат Картер (Люк Дэвид Блумм) жалуется на плохой сон, а также переживает шок от неожиданной встречи с молчаливым соседом, который любит кататься на кухонном лифте в чужом доме без спроса.
Но основной источник проблем семьи Брэннок — таинственный Наблюдатель, который оставляет в почтовом ящике у дома письма. В них неизвестный рассказывает, что следит за домом, в который Брэнноки вложили все свои накопления, и предлагает мужу и жене «отдать дому новую кровь», имея в виду в первую очередь их детей. Такие послания могут напугать кого угодно, и Нора с Дином не стали лишний раз геройствовать, поэтому обратились во все возможные службы — от полиции до ФБР и частного детектива.
«Наблюдатель» — новый сериал Райана Мерфи, шоураннера таких проектов, как «Хор», «Политик» и «Американская история ужасов». Крайне плодовитый автор, Мерфи уже давно сотрудничает с Netflix, поставляя стриминг-гиганту большое количество шоу самых разных жанров. Он по-настоящему грамотный маркетолог и ремесленник, каждый его проект легко узнаваем благодаря фирменному стилю и предполагает некоторый кредит доверия со стороны зрителей.
Так же произошло с «Наблюдателем» — крайне интригующей историей, еще и подкрепленной фундаментом из реальных событий. В 2018 году в журнале New York Magazine вышла статья Ривза Вайдемана о старинном доме, жильцам которого кто-то отправлял письма с угрозами на протяжении нескольких лет, она и легла в основу сериала, — и если реального Наблюдателя так и не поймали, и история, по сути, закончилась ничем, то Мерфи решил предложить свою версию развития событий. Первые подозрения Брэнноков падают на чокнутых соседей, а в итоге оказывается, что история затрагивает репутацию целого города, жители которого замалчивали жуткую тайну.
Как и в первых сезонах «Американской истории ужасов», Мерфи собирает воедино американский фольклор и теории заговоров, оставляя зрителя разбираться со всем самостоятельно. В процессе разоблачения автора таинственных писем всплывают различные городские легенды — например, про бухгалтера, вырезавшего свою семью и пропавшего в неизвестном направлении. При этом Брэнноки сталкиваются с бездействием полиции — шеф что-то явно не договаривает и либо печется о низкой статистике преступлений в округе, либо покрывает настоящего преступника, личность которого ему известна.
Явных намеков от «Наблюдателя» ждать не стоит — шоураннер часто пускает зрителей по ложному следу. Все «подсказки» в кадре — фигуры в темных одеждах, упоминания исторических событий или литературных произведений, акценты на номерах машин или камерах видеонаблюдения — могут быть пустышками, а не «чеховским» ружьем, двигающим сюжет.
При таком насыщенном, но сумбурном событийном фоне линия раскрытия личности Наблюдателя, за которую отвечает частный детектив (Нома Думезвени), оказывается самой интересной. Харизма отчаянной женщины-детектива, которая берет с Брэнноков минимальную плату, чтобы помогать дочери, переплетается с истинной заинтересованностью довести дело до конца. Именно амбиции частного детектива помогают героям выйти на предполагаемый след маньяка-сталкера.
Все попытки Мерфи сделать характеры главных героев сложносочиненными, а их мотивацию неоднозначной, проваливаются. Брэнноки — максимально серые и непритязательные герои, такую семью легко представить на рекламном уличном билборде. Все проблемы в семье белых американцев упираются в финансы и отсутствие близости. Кажется, что угроза, исходящая от маньяка, что наблюдает за детьми, беспокоит самих подростков куда больше, чем взрослых.
Гораздо интереснее следить за фриками-соседями, что живут рядом с Брэнноками. Например, в анамнезе одной из семей, дом которой расположен на той же улице, — участие в таинственном культе с жертвоприношениями и высасыванием крови младенцев. У другого молчаливого соседа — сомнительные дела с психиатрической клиникой, куда его родственники регулярно перечисляли деньги за какие-то услуги. Мерфи рисует город, погрязший в тайнах и секретах, — неудивительно, что зло и насилие, с которыми сталкиваются Брэнноки, не кажутся ни соседям, ни полиции настоящей угрозой.
Шоураннер «Наблюдателя» предлагает окунуться в мир загадок и вместе с молодой семьей распутать клубок интриг не частного, а общественного характера. Слишком много умолчаний и свидетельств связано с личностью и мотивацией Наблюдателя, отчего эта зловещая фигура «нависает» не только над одной семьей, но и над целым городом, опосредованно связанным с маньяком. В конце Мерфи выдает не одну, а сразу несколько вариантов завершения истории — то ли в угоду аудитории, что жаждет гиперреалистичных развязок, то ли как оммаж действительности, в которой личность Наблюдателя до сих пор остается тайной.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции