Святыни буддизма: как музеи в Бурятии работают с религиозными артефактами
В начале октября 2022 года один из двух лидеров тибетского буддизма в России, ученик Далай-ламы XIV, глава буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче сообщил в YouTube, что покинул Россию. Но в Бурятии остался Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев, глава Буддийской традиционной сангхи России. Таким образом центром российского буддизма становится район Байкала, этническая Бурятия (Республика Бурятия и Забайкальский край), где идет процесс восстановления коллективной буддийской памяти и возвращения имен.
Тибето-монгольский буддийский мир появился на берегах Байкала в качестве официально одобряемой конфессии согласно документам лишь в XVIII веке. Большинство святынь нового, еще не окрепшего бурятского буддийского мира возникало в монастырях. Тысячи икон с непривычной нехристианской философией (танка), огромные театральные костюмы для монастырских танцевальных мистерий (цам), скульптуры, священные тексты — все эти сокровища искусства привозили в храмы из Тибета и Монголии. Со временем возник и национальный колорит забайкальского буддизма, когда в монастырях-дацанах были развиты традиционные ремесла. Культовые произведения, созданные в байкальских дацанах, сегодня составляют одну из самых ценных коллекций Национального музея Республики Бурятия.
В собрании Национального музея Республики Бурятия находится около 2000 традиционных бурятских буддийских икон, танка, XVIII-XIX веков. Танка создавались как иконы для медитаций, которые вобрали в себя сложную космологию буддизма и объяснения философии, обогатившись и национальным колоритом. Сейчас в Музее истории Бурятии им. Хангалова проходит выставка «Сокровища буддийской культуры и искусства».
В советские 1930-е, когда большинство монастырей было уничтожено или закрыто, а ламы репрессированы, материальное наследие дацанов сохранилось благодаря музейным сотрудникам. «Правительством было издано положение забрать из молельных домов предметы культа, имеющие научное значение, — рассказывает Светлана Бардалеева, хранитель коллекции. — И эту задачу решали музеи». Предметы распределялись между Бурятским республиканским краеведческим музеем, основанным в 1923 году, позднее преобразованным в Национальный музей Республики Бурятия, и Антирелигиозным музеем, созданным в 1934 году.
Экспозиция посвящена основным положениям буддийского учения о мудрости и сострадании, влиянию мировой буддийской культуры на жизнь бурятских племен и развитию региональной художественной культуры под влиянием буддизма. В центре выставочного пространства — основные листы Атласа тибетской медицины, комплекс лечебных средств, видов хирургических инструментов, используемых бурятскими эмчи-ламами.
На выставке представлены известные буддийские тексты и технологии книгопечатания: деревянные бары-клише, матрицы для печати ритуальных текстов, изображений божеств и культовых знаков-символов. В экспозиции показаны маски и костюмы ритуальных танцев — мистерии Цама Дуйнхор (мирных божеств) и Докшитов, гневных защитников веры. Мистерии проходили в больших монастырях, в Тамчинском (Гусиноозерском), Эгитуйском, Анинском и других дацанах.
Став музейными экспонатами, предметы из дацанов не утратили своего сакрального значения — некоторые посетители молятся и медитируют в пространстве экспозиции. Сотрудники музея относятся к такой зрительской реакции с пониманием. Музей становится центром культурной памяти о буддийской жизни региона, где часть монастырей уже разрушена, а другая практически недоступна из-за бездорожья и отсутствия линий общественного транспорта.
«Мы не можем сказать точно, из какого именно монастыря те или иные танка. Описи как таковой у нас не сохранилось, — отмечает Светлана Бардалеева. — Но известно, что большая коллекция пришла к нам из Янгажинского и Тамчинского дацанов». Янгажинский дацан был уничтожен в советское время, а с Тамчинским (Гусиноозерским) монастырем не налажено автобусное сообщение. Сейчас Янгажинский дацан восстановлен на старом месте, как храм Ади-Будды Ваджрахары, или Очирдари.
«Сейчас у нас в разработке несколько проектов, — рассказывает Светлана Бардалеева. — Которые дадут возможность наглядно представить и лучше понять традиции культуры и буддийского искусства Бурятии». В планах музея — показать старую бурятскую танка XVIII- XIX веков, написанную на грубом холсте с характерной грунтовкой местными красками.
Экспозиция в Национальном музее Республики Бурятия — актуальное напоминание о многогранности культуры страны, не ограниченной только европейской частью России. Бурятские музеи переосмысливают буддийский фрагмент коллективной памяти. Пока это происходит на региональном уровне. Возможно, именно благодаря нынешней ситуации бурятские буддийские реликвии получат шанс на выставки в больших музеях страны. Как акт исцеляющей коллективной памяти это выглядит сейчас важнее, чем обращение к заимствованному коллективному прошлому, показу музейных коллекций из собраний других стран и эпох.