К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дать в руки знания: как могут измениться школы с новым законом о профилактике травли

Фото Getty Images
Фото Getty Images
На прошлой неделе группа депутатов объявила о намерении внести в Госдуму законопроект, который предусматривает профилактику травли в образовательных учреждениях. Что может измениться с его принятием и почему это важно, объясняют соавторы законопроекта, юрист «Травли NET» Анна Копылова и педагог, автор книги «Травля: со взрослыми согласовано» Светлана Моторина

По разным оценкам, травле в школах подвергается от 42,5% до 52% детей. Это не значит, что прямо сейчас каждый первый травит каждого второго. Чтобы понять масштаб проблемы, достаточно вспомнить торжественный праздник в честь 1 сентября, мысленно охватить взглядом первоклашек на линейке и осознать, что половина этих детей когда-то в течение школьной жизни испытает травлю на себе. У кого-то она продлится несколько месяцев, у кого-то год, а у кого-то и все 11 лет в школе. Для сравнения: в мире эта цифра колеблется от 7% до 74% — и эти данные развенчивают миф о том, что травля неискоренима. Страны с минимальным количеством случаев травли есть, отдельные школы в России без травли также существуют. 

Причин сложившейся ситуации несколько, условно можно выделить три ключевые сферы, в которых они кроются.

Общество

 

В обществе до сих пор существуют разнообразные мифы, связанные с травлей. Например, миф о том, что «дети так играют», что «все через это прошли», что травят только определенную категорию детей в виктимной позиции из неблагополучных семей. «Травля не зависит от качественного состава учащихся в классе, но масштаб ее распространения напрямую зависит от позиции, занимаемой образовательным учреждением», — рассказала Виктория Дергунова, адвокат, президент фонда «Юристы помогают детям» и соавтор нового законопроекта. 

В некоторых обществах явление травли представляется как некая инициация, неотъемлемая часть взросления и обретения важных личностных качеств. Не последнее место в факторах, препятствующих внедрению ценности взаимоуважения и сотрудничества, является толерантность общества к травле. К примеру, согласно данным PISA-2018, с утверждением «Я плохо себя чувствую, когда вижу, как других учеников травят» согласились 77% школьников России — против почти 90% в среднем по странам ОЭСР (в Организацию экономического сотрудничества и развития входит 38 стран. — Forbes Life).

 

Просвещение

Исследователи НИУ ВШЭ в своем «Мониторинге экономики образования» в России за 2020–2021 годы выяснили, что 60% учителей не видят проблем травли. Важно понимать, что причина не в нежелании разглядеть проблему, часто у педагогов просто нет навыков для распознавания травли на ранних этапах. Это говорит о том, что системного обучения педагогов по профилактике и предотвращению травли на государственном уровне не проводится. Учителя признаются, что не знают, как увидеть, что ребенка травят, как реагировать, какие инструменты эффективны в травле, какие — в конфликте или непопулярности. Это три совершенно разных явления, и подходы, применимые в одном из них, не подходят к другому. Аналогично не проводится просветительских мероприятий среди учащихся и в родительском сообществе.

Закон

 

В Российской Федерации законом «Об образовании» закреплено право обучающегося на защиту от всех форм физического и психического насилия. Образовательная организация в силу своего статуса как учреждения, выполняющего функцию по воспитанию и развитию детей, несет ответственность за обеспечение безопасности обучающихся во время образовательного процесса. Вместе с тем на данный момент отсутствуют правовые нормы, позволяющие предупреждать, пресекать и профилактировать случаи травли в образовательных организациях. 

Травля и ее признаки не определены в правовом поле, ответственность за бездействие не прописана. Наличие или отсутствие фактов травли, благоприятности психологической атмосферы в школе не мониторится с таким же вниманием, как, например, успеваемость. За результаты ОГЭ ответственность несут директор школы, педагоги, этот показатель встроен в систему поощрений. Психологическое же здоровье детей, эмоциональное состояние, в котором дети сдают ОГЭ, на сегодняшний день не выделяется как приоритетный показатель. 

Исследования подтвердили, что негативными последствиями травли могут стать психологические проблемы, депрессивные состояния, а также ПТСР, сопровождающие любого участника травли всю жизнь

Предлагаемый законопроект, по мнению авторов, внесет качественные изменения во все три перечисленные сферы: создаст законодательную рамку, закрепит ответственность Министерства просвещения за профилактику травли и просвещение всех участников образовательного процесса по вопросу травли, наконец, создаст общественный резонанс, обратив внимание граждан на то, что опасность травли проявляется не только тогда, когда она происходит в реальном времени. Травля оставляет след и травмирует человека на всю жизнь. Исследования подтвердили, что негативными последствиями травли могут стать психологические проблемы, депрессивные состояния, а также ПТСР, сопровождающие любого участника травли всю жизнь.

Как с травлей борются сегодня

Анализ имеющегося опыта противодействия травле показывает, что наиболее эффективными являются такие подходы к борьбе с травлей, в которых акцент делается на просвещении и профилактике в противовес подходам с фокусом на наказаниях. Анализ мирового опыта работы с этой проблемой показывает, что чаще всего государства идут по пути принятия одного законодательного акта, посвященного травле, как, например, в Северной Ирландии и Японии, или по пути внедрения программы, направленной на профилактику травли во всех детских коллективах, начиная с дошкольных учреждений (такие программы есть, например, в Норвегии и Австралии). Отличительная особенность предлагаемого российского законопроекта состоит в  закреплении обязанности профилактики травли в федеральном законе, что придаст ей высшую юридическую силу. Также отличие от международной практики состоит в том, что не предполагается штрафов для родителей или самих детей (как, например, во Франции), упор делается именно на профилактику.

Базово новый законопроект предлагает сделать профилактику травли не обособленным автономным мероприятием, а частью системы воспитания и обучения детей в образовательных организациях, деятельность и содержание программ которых должны способствовать повышению осведомленности, формированию психологически безопасной и комфортной образовательной среды и обучению эффективным мерам реагирования на травлю.

 

Стоит отметить, что наиболее действенными методами профилактики травли являются технологии работы не точечно с жертвой или агрессором, а с детским коллективом в целом, внедрение гуманистических ценностей и установок,  конструктивных моделей поведения. Часто в профессиональной образовательной литературе можно встретить понятие «навыки 4К» (коммуникация, кооперация, критическое мышление, креативное мышление) — именно развитие этих «мягких навыков» способствует формированию желаемых моделей поведения. Например, ребенок с развитыми навыками критического мышления ставит под сомнение необоснованное мнение большинства о ком-то, а навыки коммуникации и ценность кооперации позволяют выстроить эффективные стратегии взаимодействия в коллективе.

Как законопроект определяет травлю

Проект посвящен прежде всего школьной травле. Именно в школе дети проводят наибольшее количество своего времени, в школе формируется их круг общения, в школе они воспринимают нормы и правила общения, проявляют себя. Школа несет ответственность за физическую и психологическую безопасность учеников во время обучения. Травля представляет собой угрозу в первую очередь для психологической безопасности ребенка, но нередки случаи, когда в результате травли ребенок может и физически пострадать. Авторы проекта предлагают считать травлей систематическое психологическое и/или физическое агрессивное поведение группы лиц или одного лица в отношении другого лица или лиц, осуществляемое в том числе с использованием электронных средств коммуникации.

Помимо понятия травли, проект также определяет ее основных участников: жертву как лицо, в отношении которого осуществляется травля, и организатора (зачинщика) травли, по инициативе которого она происходит. Также в проекте содержится определение участника и наблюдателя травли (наблюдатель не всегда непосредственный участник, но тот, кому о травле известно) и перечислены виды травли (такие, как бойкот, оскорбления, публичное унижение, кибербуллинг).

Как законопроект предлагает профилактировать травлю

Основными мерами профилактики травли, предлагаемыми в законопроекте, является введение государственной программы профилактики травли (по аналогии с уже существующими в России государственными программами, например «Развитие образования») и единого стандарта профилактики травли. 

 

Следующим важным элементом системы предотвращения травли будет являться единый стандарт профилактики травли. В этот документ авторы предлагают включить положения, определяющие общие требования к порядку проведения и характеру мероприятий, направленных на создание системы профилактики. Государственная программа профилактики, о которой говорилось выше, будет определять государственную политику в области профилактики, ее цель и сферу применения. А единый стандарт станет набором конкретных практик и инструментов для достижения поставленных программой целей. В такой стандарт предлагается включить наиболее эффективные методики и практики, существующие уже сейчас и демонстрирующие положительные результаты.

Неравнодушные педагоги и директора школ и рады бы помочь детям, когда травля уже началась, но просто не знают, как это сделать

Опыт работы профильных организаций, работающих с травлей (программы «Травли NET», реализуемой АНО БО «Журавлик», практики БФ «Юристы помогают детям»), показывает, что далеко не всегда в российских школах безразлично относятся к травле. Неравнодушные педагоги и директора школ и рады бы помочь детям, когда травля уже началась, но просто не знают, как это сделать. Единый стандарт профилактики травли даст им в руки и знания, и инструменты для их применения. 

Что должна будет делать школа

Для эффективной профилактики травли в школах предлагается ввести обязательную оценку психологической обстановки. Следующим важным элементом общей системы профилактики травли для каждой школы будет обязательный внутренний локальный нормативный акт, направленный на профилактику травли. 

Для эффективного применения такого акта в школе должно быть создано подразделение, деятельность которого будет связана только с ситуациями школьной травли. В своей работе такое подразделение будет опираться на положения внутреннего школьного «закона», и основной задачей такого подразделения будет не наказание виновных, а реализация максимально эффективного способа прекратить травлю как можно скорее.

 

В случае, если школа не принимает внутренний локальный акт, предусмотрен штраф от 50 000 до 100 000 рублей,  для случаев, если школа не принимает меры по профилактике или не реагирует на травлю, — от 100 000 до 150 000 рублей. 

Перспективы

Соавтор законопроекта Сергей Макаров, адвокат, советник Федеральной палаты адвокатов России, отмечает: «Законопроект направлен на благо детей, защита которых от травли является его главной целью, на благо их родителей, беспокоящихся о безопасности своих детей, и в помощь педагогам, многие из которых по мере своих сил и знаний стараются бороться с травлей, но нужно снабдить их инструментами».

Предлагаемый законопроект станет лишь первым этапом масштабной работы по противодействию травле в школах. Авторы законопроекта понимают, что следующим важным шагом станет регламентация единых методик мониторинга и профилактики травли, эффективных мер реагирования на проблему. Для того чтобы каждое образовательное учреждение стало безопасным пространством для детей, важна разработка и проведение качественных обучающих программ для сотрудников школ, информирование родительского сообщества. Школа должна стать местом, где не только передаются знания, но формируются установки на взаимоуважение и взаимопомощь. Все это станет возможным при условии объединения усилий педагогов и родителей. Именно взрослые, родители и учителя, могут своим примером и реальными действиями показать ценность сотрудничества, моделируя тем самым желаемое поведение у детей. Самым эффективным инструментом профилактики травли является неравнодушный взрослый.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+