«Художники — это стартапы разных уровней»: как будет работать арт-рынок в России
Галерея Anna Nova — одна из ведущих российских институций в области современного искусства — была основана в 2005 году в Санкт-Петербурге коллекционером Анной Бариновой. Произведения художников галереи находятся в коллекциях парижского Центра Помпиду, лондонской галереи Тейт, Третьяковской галереи и в других музейных собраниях. Анна Баринова — учредитель Всероссийского конкурса проектов молодых художников Nova Art.
— В соцсетях галереи появилось объявление, что Anna Nova закрывается до начала декабря. С чем это связано?
— За последнее время наш выставочный план сильно поменялся. Вместе с художниками мы решили, что сейчас необходимо уйти в закрытый формат. Команда продолжает работать. Мы занимаемся архивной деятельностью, инвентаризируем новые работы и нашу большую библиотеку. Галерея участвует в выставках, продолжает образовательную программу и взаимодействует с коллекционерами и партнерами.
За последние шесть месяцев примерно 80% наших проектов были перенесены или отменены. Это касается масштабных или зарубежных выставок, которые мы готовили совместно с партнерскими институциями. Изменились выставочные планы, кто-то из художников покинул Россию, кто-то не готов сейчас высказываться.
Сегодня часть наших усилий сосредоточена на том, чтобы поддержать тех художников, которые уехали за границу. Помочь в поиске студии, резиденций или партнерской галереи, чтобы они могли продолжать работать и развиваться. Мы используем свои наработанные за 17 лет международные связи. Недавно удалось помочь нескольким авторам с резиденциями в Латвии и Испании. Если у художника остались работы в России, мы занимаемся их инвентаризацией, хранением и продажей. Это то, чем мы можем помочь нашим художникам сегодня.
— Как сейчас обстоят дела с выставками?
— Обычно в год мы проводим шесть-семь выставок. В этом году из запланированных проектов реализовалось два. Летом мы довольно спонтанно показали видеоинсталляцию Джонатана Монагана на территории «Новой Голландии» и крупную персональную выставку московского художника Дмитрия Каварги в галерее. Из запланированного — в декабре будет показан проект Маяны Насыбулловой.
Неожиданно стали возникать новые предложения от региональных институций. У Юлдус Бахтиозиной сейчас проходит выставочное турне по городам России: этим летом была персональная выставка в галерее в Казани, 22 октября открывается выставка в Центре культуры в Нижнем Новгороде, а на 2023 год запланирована крупная ретроспектива в Москве. Это результат наших многолетних наработок.
— Каков потенциал современного искусства в регионах?
— Нужно активнее заниматься просветительской деятельностью. Например, я вижу большой потенциал в Красноярске, там растет интерес к современному искусству, но местная художественная сцена пока еще слаба. Было бы отлично, если бы в регионах открывалось больше резиденций и грантовых или обменных программ. При взаимодействии художников из разных городов может родиться синергия, способная дать невероятные результаты. Понятно, что закрытие границ и замыкание внутри страны очень серьезно отражается на культуре в целом. Необходимо не только развиваться и объединяться внутри нашей сферы, но и создавать новые коллаборации.
— Когда вы в последний раз участвовали в международной ярмарке?
— За всю историю галереи мы участвовали в более чем 25 международных ярмарках, таких как Volta, ARCO Madrid, PHOTOFAIRS Shanghai, Art Cologne, Contemporary Istanbul Art Fair, viennacontemporary и других. После 2014 года все стало намного сложнее, нам стали чаще отказывать. Никто ничего не объяснял, просто писали, что нет возможности, но при этом советовали, как говорится, «не терять надежды». Что касается перспектив, то с крупными европейскими или американскими ярмарками на ближайшее время, видимо, будут сложности. Но можно искать новые пути взаимодействия с Азией, Ближним Востоком и Латинской Америкой.
Как мне кажется, российский арт-рынок постепенно адаптируется, происходит локализация всех процессов. Внимание коллекционеров все чаще обращается вовнутрь, а не вовне. За последнее время мы наблюдаем значительный рост продаж и интереса к нашим художникам.
— В сентябре на Cosmoscow вы показывали работы Влада Кулькова и Петра Дьякова. Почему выбрали именно их?
— Последние несколько лет на Cosmoscow наблюдается рост покупательной способности. В прошлом году мы представляли на ярмарке работы Андрея Кузькина и Маяны Насыбулловой. Большинство крупных работ были очень быстро проданы.
Формирование стенда — это всегда вопрос баланса. Галерея — это в первую очередь коммерческая организация, заинтересованная в продажах. Но, с другой стороны, мы всегда думаем о концепции стенда в целом, о том, как будут сочетаться рядом работы разных авторов, одновременно усиливая друг друга, и насколько они соответствуют актуальной повестке.
Понятно, что каждый художник мечтает о персональном стенде, но для галереи это всегда высокий риск, а в этом случае у нас получился действительно органичный синтез двух ярких петербургских художников. С Владом Кульковым мы работаем где-то с 2011 года. Сначала мы были для него «вторым домом» после Regina Gallery (московская галерея, которая c 2018 года называется OVCHARENKO. — Forbes Life), а позже художник полностью перешел к нам. С Петром Дьяковым мы начали сотрудничать буквально год назад и сегодня вполне успешно продаем его работы. В этом году мы привозили на Cosmoscow его бронзовые скульптуры (цены варьировались от 100 000 до 600 000 рублей) наряду с живописными холстами Влада Кулькова (от 350 000 до 1, 4 млн рублей). Эти моменты мы обсуждаем с художниками, чтобы они понимали, насколько хорошо их работы взаимодействуют друг с другом, чтобы не было никакого отторжения. Уже в день превью работы с нашего стенда на Cosmoscow были раскуплены на 70%. Триптих Кулькова был продан за 1, 4 млн рублей, работа 2015 года Psychogenetic Collar of Symbiote из проекта «Бисер из Хиросимы» — за 780 000 рублей, а две бронзы Дьякова за 560 000 рублей и 470 000 рублей.
— Как формируется пул художников галереи?
— С частью из них мы работаем на дилерских условиях как агенты, это примерно 15 авторов. Еще 14 художников — это те, кого мы представляем эксклюзивно и стараемся продвигать. Понятно, что кто-то продается легче, кто-то — сложнее. У любой галереи есть такое разделение. Работы авторов, которые преимущественно занимаются перформансами или концептуальным искусством, продавать непросто в отличие от привычной живописи. Но это не значит, что продаж не бывает совсем. Просто они происходят реже, раз в несколько месяцев. Так было, например, с инсталляцией Андрея Кузькина «Молельщики и герои». Мы очень долго вели переговоры с крупным фондом, которые в итоге привели к успешной сделке, сумма которой составила порядка €600 000.
— Что сегодня происходит с продажами?
— За последние три-четыре месяца наблюдается рост, хотя и не очень большой. Наш сайт не позволяет нам заниматься онлайн-продажами, но мы сотрудничаем с рядом российских платформ, которые нам в этом помогают. Но при этом большая часть покупок происходит вживую.
Когда в 2020 году из-за пандемии мы ушли на дистанционный формат работы, три-четыре месяца продаж почти не было. Вместо этого мы начали перестраивать свою операционную деятельность. У нас полностью обновилась команда, людей стало больше. Раньше у нас в штате работало четыре-пять человек, которые были универсальны, им одновременно приходилось выполнять множество разных задач. А сейчас в команде восемь человек, среди которых есть шеф-куратор, менеджер по продажам и научный сотрудник. Получается, что каждый сосредоточен на своей зоне ответственности.
На сегодняшний момент часть коллекционеров уехали, у других заблокированы счета, но общение не прекращается. Были ситуации, когда у кого-то из наших художников работы в силу обстоятельств «застряли» в Европе, но после того как туда переехали некоторые наши клиенты, нам удалось их успешно продать.
— В каком ценовом сегменте сейчас совершается большинство сделок?
— Мы в основном работаем с признанными художниками, стоимость работ которых в среднем составляет около €10 000. Большой объем продаж приходится на ценовой диапазон от €3000 до €5000. Галерея — это что-то между продюсерским центром и венчурным фондом, а сами художники — это стартапы, находящиеся на разном уровне развития. Понятно, что нам хочется, чтобы они «выстрелили». Если хотя бы 10-15% художников начинают активно идти вверх, уже гораздо проще брать в пул новых авторов и заниматься их развитием и продвижением.
В последнее время среди покупателей все больше становится молодежи. Чаще всего это коллекционеры во втором поколении, то есть дети тех, кто покупал у нас раньше. Сегодня бывает, что и коллекционеры постарше могут приобрести видео-арт или инсталляцию, хотя раньше представить себе такое было сложно.