Время новых: что показали на ярмарке современного искусства Contemporary Istanbul
Ярмарка Contemporary Istanbul заняла пространство реконструируемых султанских верфей Терсане на берегу пролива Золотой Рог, построенных в XV веке — в то же время, что и венецианский Арсенал, где проходит Венецианская биеннале, важнейшая в мире выставка современного искусства. Историческая параллель — удачный повод для бизнесмена и владельца стамбульской ярмарки Али Гюрели поговорить о взрывном росте рынка искусства в Азии. «Только что Ларри Гагосян продал весь свой стенд на ярмарке в Frieze Seoul. Мировые аукционные дома стабильно устанавливают рекорды продаж на торгах в Гонконге. Япония возвращается к активности после пандемии», — рассказывает он. По мнению Али Гюрели, у Стамбула есть все шансы стать мировым центром современного искусства наряду с Парижем и Нью-Йорком. Для полного расцвета ему не хватает налоговых льгот, чтобы, как в Сеуле, работы стоимостью до $45 000 не облагались НДС.
У ярмарки этого года большая программа сайт-специфик. По всему Стамбулу установлено 27 объектов, созданных при поддержке многих компаний — спонсоров ярмарки. Многолетний партнер ярмарки — Akbank. BMW представила очередной арт-кар, в этот раз окрашенную вручную Джеффом Кунсом версию BMW 850i. Джефф Кунс прибыл в Стамбул лично. Оказалось, что это второй визит художника на Contemporary Istanbul. Во время паблик-тока, который вел Али Гюрели, Кунс согласился, что центр силы современного искусства смещается на восток, чему способствуют непредвзятый интерес, современные технологии и ежедневная потребность в новых эмоциях, «зашитая в человеческую ДНК». Среди технологических достижений, оказавших на него наиболее значительное влияние, Джефф Кунс назвал изобретение GPS.
Куратор ярмарки Маркус Граф, немец, живущий и работающий в Стамбуле с 2001 года, говорит, что турецкие коллекционеры обратили внимание на мировое современное искусство в 2010-х годах. До этого они предпочитали покупать только турецкое искусство на грани между китчем и поп-артом. Первая коммерческая галерея появилась в Стамбуле в 1951 году. В 1970-е их было две. В 1980-х искусство Турции оставалось закапсулированным. Ситуация изменилась с появлением биеннале современного искусства и ярмарки. Сегодня, по мнению Графа, драйвер арт-рынка Турции — это молодежь, образованная, мультикультурная, открытая к нововведениям, которая активно продвигает и покупает современное искусство в Instagram.
До пандемии, в 2019 году, ярмарка в Стамбуле собирала 74 галереи из 23 стран, 510 художников и более 1400 произведений искусства. В 2021-м в ней участвовали 47 галерей. Зато в этом году Contemporary Istanbul серьезно отыграла количественные потери: 65 галерей из 22 стран, 558 художников, 1476 работ.
Искусство, представленное на стендах ярмарки, — визуальный портрет города Стамбула, население которого давно превысило отметку 15 млн человек, это плавильный котел цивилизаций, народов, религий.
На Contemporary Istanbul свои стенды представляли галереи из разных регионов Турции, а также из Сеула, Бухареста, Тегерана, Софии, Нью-Йорка, Белграда, Лондона, Парижа, Цюриха, Дубая, Лиссабона, Тбилиси, Мальмё, Рима, Братиславы. 14 из них участвовали в ярмарке впервые. В этом году не было ни одной российской галереи. Только две галереи представили работы российских художников: болгарская Art Agency (участвовала в 2021-м в Cosmoscow) привезла живопись Зураба Церетели и графику Айдан Салаховой и художника Кайхана Салахова, а стамбульская Sanatorium — работы российского художника Евгения Дедова.
В этом году среди приглашенных на ярмарку 154 музеев, фондов и выставок со всего мира звучали названия Третьяковской галереи, музея «Царицыно» и Уральской индустриальной биеннале. Однако никого из представителей российских музеев и выставки, кроме директора музея ММоМа Василия Церетели, на открытии ярмарки не было.
На Contemporary Istanbul главное требование к искусству, очевидно, одно — чтобы было ярко: от портрета Одри Хепберн в роли Холли Голайтли из «Завтрака у Тиффани» Рассела Янга, выполненного в технике трафаретной печати и покрытого алмазной пылью (продан в день превью за €15 000) до скульптуры Тони Крэгга «Плющ» за $275 000 в галерее Dirimart.
Однако на доминирующем фоне декоративности и громких имен галереи показали немало молодого современного искусства. На стендах ярмарки оно максимально политически нейтральное. Например, в галерее Mixer продавались соединяющие фольклор и христианские мотивы красочные текстильные работы художницы из Анкары Хилаль Полат, работающей в самых разных техниках, от перформанса до дизайна. Ее цикл «Анатолийские истории» был выставлен за €2000 за работу.
Галерея Pilot предлагала за €3500 работы стамбульской художницы Ирэм Ток — микромиры из керамики, сушеных трав, мхов, зеркал, врезанных в старинные талмуды книг. Несколько таких инсталляций купил в свое собрание парижский Центр Помпиду. Галерея из шведского Мальмё Wadstrom Tonnheim дебютировала в Стамбуле со стендом, посвященным графике и скульптуре аргентинского художника Маттиаса ди Карло. Его стальные абстракции соседствовали с графикой, нарисованной ржавчиной, образовавшейся на объектах художника. Небольшие объекты галерея выставила от €3900 до €14 000.
В этом году ярмарку посетили 48 700 человек. Было продано 77% работ. Как отмечается в пресс-релизе по итогам Contemporary Istanbul, произведения искусства в ценовом диапазоне $15 000–65 000 уходили в первые часы открытия ярмарки. Рекорд продаж установила Sevil Dolmaci Art Gallery с работой фотографа из Гонконга Коди Чоя «Легенда Коди vs ящик Фрейда», за $450 000.