К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Люди в шоке от того, как их здесь принимают»: как в Средней Азии помогают россиянам

Мужчина, пересекший российско-казахстанскую границу через автомобильный пункт пропуска  «Мариинский», в пункте временного размещения. (Фото AP / TASS)
Мужчина, пересекший российско-казахстанскую границу через автомобильный пункт пропуска «Мариинский», в пункте временного размещения. (Фото AP / TASS)
После объявления частичной мобилизации из России уехало порядка 700 000 человек, выяснил Forbes. Многие из них едут в страны Средней Азии. Forbes Life поговорил с волонтерами из Таджикистана, Казахстана и Узбекистана о том, как и почему они помогают прибывающим россиянам и с какими трудностями сталкиваются

С 21 сентября, когда в России объявили частичную мобилизацию, из страны стремительно уехали, улетели и даже ушли пешком множество мужчин призывного возраста. Больше всего людей выезжает в соседние Казахстан, Грузию, Финляндию, это подтверждают количественные показатели от агентства Евросоюза по контролю границ Frontex. Российские власти и пограничные службы не озвучивают официальных данных о числе своих граждан, покинувших страну за последнее время. Как ранее стало известно Forbes, почти за две недели Россию покинуло примерно 700 000 человек. Из них 200 000 въехали в Казахстан. Кроме Казахстана, многие летят в Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан. Это все безвизовые для россиян страны. 

Реакция на наплыв россиян у местных жителей разная: от язвительного «понаехали» и до создания благотворительных инициатив для помощи приезжающим. Многие волонтеры привозят к границам, вокзалам и аэропортам вещи первой необходимости, кормят и поят приехавших, организуют для них бесплатный ночлег. 

«Гость — это благословение свыше»

«Центральная Азия всегда славилась своим гостеприимством, дружелюбием и миролюбием. Да, у нас с большинством россиян разные нации и религии, но Бог един. От того, что сейчас происходит с россиянами, никто не застрахован. Каждый может оказаться на их месте: испуганные, растерянные в чужой стране. Наш долг — помочь гостям и показать, насколько мы отличаемся от других», — говорит волонтер из Душанбе Фирдавс Мухаммадиев, создатель  телеграм-канала «Россияне в Таджикистане». Это распространенная точка зрения среди волонтеров, помогающих россиянам, которые сейчас приезжают в страны Центральной Азии. Администратор другого телеграм-канала, «Релокация в Таджикистан», Зульфия Голубева тоже убеждена, что  гражданство и национальность людей, которым нужна помощь, не имеют значения: «Некоторые россияне удивляются, учитывая, как в России зачастую относятся к мигрантам из Центральной Азии. Я отвечаю, что мы просто делим людей на плохих и хороших. Плюс в нашей культуре гость — это посланник небес, своего рода благословение свыше».

 
Фирдавс Мухаммадиев с командой и гостями (ФотоDR)

Россияне выбирают для эмиграции страны Центральной Азии по ряду причин: безвизовый въезд, относительно низкая стоимость жизни, лояльные условия для легализации, распространенность русского языка, особенно в крупных городах. Кроме того, граница между Россией и Казахстаном — самая длинная в мире из непрерывных государственных сухопутных границ (7598,8 км). На ее протяженности работает несколько десятков пропускных пунктов, что дает возможность большому количеству россиян въехать на территорию соседней страны наземным транспортом. Казахстан — единственное государство Центральной Азии, граничащее с Россией, но в другие республики региона можно добраться на самолете или поезде. 

Журналистка Мария Максимычева, которая переехала из Петербурга в Ташкент весной 2022 года и ведет телеграм-канал «Заметки северянки» о жизни в Узбекистане, отмечает дополнительные выгоды от переезда именно в эту страну: «Огромная поддержка сообщества релокантов, стремительно развивающаяся экономика, теплый климат, комфортная жизнь в европейском духе в столице, масса возможностей для внутреннего туризма, сказочные исторические города Шелкового пути». 

 

Бесплатная еда, жилье и перевозки

Юрист из Душанбе Навруз Одинаев давно занимается благотворительностью, но никогда не стремился создать собственное сообщество или примкнуть к какому-то НКО. Основной его опыт в этой сфере связан с пандемией коронавируса, когда он вместе с единомышленниками помогал медперсоналу горячей едой и средствами защиты, а также соотечественникам, которые «застряли» вдали от родины из-за отмены рейсов и не имели возможность отправлять деньги родным. «Жизнь многих таджикских семей зависит от денежных средств мигрантов», — поясняет Навруз. 

Навруз Одинаев за работой в чатах (Фото DR)

Что касается помощи сегодняшним российским эмигрантам, то он начал проявлять активность сразу после начала массовых приездов. «На меня выходили знакомые и незнакомые люди, просили совета, как вести себя в Таджикистане, где искать жилье, когда нужно будет сделать регистрацию, как открыть банковскую карту, сколько в среднем стоят такси и жилье, — рассказывает он. — Сначала я по мере своих знаний и времени отвечал всем индивидуально. Но потом, изучив опыт соседних стран, понял, что надо самоорганизоваться и помочь всем приезжим коллективно». Одинаев создал телеграм-канал «Релокация в Таджикистан», который за три первых дня набрал 3000 участников. Активист рассказывает, что другие душанбинцы быстро подхватили инициативу и предложили свою помощь: «Одна знакомая сразу вышла на связь и сказала, что готова бесплатно предоставить гостям частный дом. Другой предлагал всем, кто еще не успел снять жилье, оставаться у него в квартире. Постепенно таких предложений стало больше и больше».

Теперь над каналом работают несколько администраторов, которые следят за порядком: удаляют оскорбительные сообщения, блокируют тех, кто пытается разжечь межнациональную рознь. Также активисты создают справочник (гайд), чтобы гости самостоятельно и легко находили нужную информацию. «Главный запрос у россиян на канале — поиск жилья. Еще люди спрашивают, как открыть карту в банке, где и как снять деньги с российских карт, кто готов помочь с регистрацией по месту пребывания, сколько денег можно привезти, как легче добраться из Душанбе до Ташкента, как заказать еду. Кто-то из нашей команды дает людям временный кров, кто-то встречает в аэропорту, угощает в местных кафе. Никаких сборов денег мы не ведем», — рассказывает Одинаев. 

 

Один из администраторов канала, журналист Зульфия Голубева, помогает иммигрантам с логистикой. В основном онлайн, через знакомых и коммуникацию в мессенджерах. Женщина организует встречи в аэропорту и трансферы до города, дает контакты гостиниц и аптек, делится информацией о регистрации, оформлении сим-карт, открытии банковских счетов, обмене валют и т. д. Голубева занимается благотворительностью около 10 лет, но, как и Одинаев никогда не состояла в каких-то сообществах и не работала в НКО. «Я просто отслеживаю проблемы, объединяюсь с единомышленниками и помогаю. Например, мы ищем убежище для женщин, подвергшихся домашнему насилию. Бывают и коллективные обращения к органам власти, петиции. Думаю, это нормальная потребность у человека — поддержать в трудную минуту. В Таджикистане оказать помощь вообще не сложно: все можно быстро организовать через друзей, знакомых, родственников, друзей друзей. И это в основном бесплатно. Иной раз одного звонка достаточно, чтобы решить самые серьезные проблемы», — говорит Зульфия.

«Мы хотели показать нашу родину, показать нас. Чтобы гости знали, что таджики не просто люди, приезжающие на стройку, что здесь есть много талантливых деятелей»

Душанбинец Фирдавс Мухаммадиев тоже давно занимается волонтерством, он активно помогал людям во время пандемии. Сейчас в команде Фирдавса восемь человек, и каждый помогает по мере возможности. «Мы с другом создали канал «Россияне в Таджикистане», где люди могут сообщить, когда они приедут в республику и чем им можно помочь. Мы встречаем гостей в аэропорту и развозим по гостиницам, либо ищем им другое жилье, потом помогаем с регистрацией. В принципе у гостей только две потребности: найти жилье и легализоваться. Поначалу нам не доверяют и стараются держаться на расстоянии. Это даже обидно. Но потом люди видят, что у нас нет плохих намерений. Все говорят одно и то же: что в России бесплатно ничего не делается. А у нас делается. Мы стараемся уберечь гостей от афер, ибо цены взлетели. Ведем беседы с хозяевами, убеждаем их снизить арендную плату», — рассказывает Фирдавс. По словам активиста, его команда уже помогла более 3500 человек.

Телеграм-каналы сейчас — главный источник информации для россиян, настроенных эмигрировать в Центральную Азию, среди самых популярных — «Релокация в Казахстан», «Релокейшн в Узбекистан», «Добро пожаловать в Кыргызстан (Киргизия)». Все на русском языке, информацию постоянно обновляют. В них можно найти варианты трансфера и аренды жилья, инструкцию по регистрации, контакты риелторов и таксистов, актуальные вакансии, адреса хороших кафе. Также пользователи советуют, как провести досуг, где погулять и что посмотреть.

Недавно активисты в Душанбе даже организовали в чайхане угощение пловом, шоу-программу и экскурсию. «Мы рассказали гостям историю Таджикистана и показали работы местных мастеров, в частности примеры резьбы по дереву. Мы хотели показать нашу родину, показать нас. Чтобы гости знали, что таджики не просто люди, приезжающие на стройку, что здесь есть много талантливых деятелей», — говорит Голубева.

Угощение в ресторане в Душанбе (Фото DR)

Волонтер Леана из казахстанского города Уральска (недалеко от границы с Россией) по профессии певица, это ее первый опыт в благотворительности. Девушку мотивировала фотография, которую ей прислали вскоре после начала миграции из России: женщина спит, сидя на скамейке, а у нее на коленях ребенок. «Мама укрыла ребенка курткой, чтобы согреть, но картина все равно душераздирающая. Я поняла, что надо срочно организовать помощь беженцам из соседней страны, чтобы люди могли здесь адаптироваться. Сделала объявление в соцсетях, и несколько человек откликнулись. Одна девушка, Полина Горбунова, вступила в нашу команду чуть позже: она сама обратилась за помощью, так как искала квартиру для гражданина России. Мы его заселили, и Полина решила присоединиться к нам», — вспоминает Леана.

 

Сейчас у нее команда из 10 человек под названием «Красные шапочки». «Из них четверо водителей, пятеро сутками сидят в телефонах и ищут жилье по доступным ценам», — говорит Леана. Петр Скляров, волонтер из ее команды, который до недавнего времени жил в Самаре, рассказывает, как наставлял прибывающих: «После пересечения границы ищите Леану в красной панаме». До недавнего времени активистка лично встречала людей со стороны Маштаково — автомобильного пропускного пункта, на пути из российской Самары в казахстанский Уральск. «Даю всем прибывшим информацию о том, как вести себя на территории Казахстана, чтобы соблюсти все законы нашей республики. Инструктирую в основном по теме регистрации. Далее волонтеры-водители везут гостей до жилья. Кому-то удается найти комнаты и квартиры бесплатно или за низкую цену, кому-то достаются места только в гостинице. Стараемся контролировать полный процесс заселения людей. Мы дежурим каждый день с 9 утра до полуночи, но иногда приходится трудиться без сна. Учитывая бесконечный поток звонков и вопросов, мы все спим по полтора часа в сутки. Очень устаем, но оно того стоит», — рассказала Леана. На данный момент «Красные шапочки» нашли жилье примерно для 400 человек, приехавших из России.

По подсчетам активистки, в Уральске сейчас в общей сложности 70 волонтеров, которые помогают российским беженцам. Многие развозят еду, ищут жилье. «Что касается финансов, то есть в Уральске бизнесмены, помогающие инкогнито. Потраченное время, здоровье и бензин — это наши личные вложения», — уточняет Леана.

В других городах и селах центральноазиатских республик помощи тоже много. Многие волонтеры дежурят в палатках около вокзалов, аэропортов и КПП. Они дают консультации прибывающим, угощают едой, раздают вещи первой необходимости. Местный бизнес тоже подключается: владельцы кафе раздают россиянам бесплатные порции еды, а директор кинотеатра в Уральске даже пригласила всех, кто не нашел постоянного жилья, переночевать в здании. 

Кто и почему противостоит волонтерам

Активисты рассказывают, что иногда им приходится сталкиваться с агрессией людей, «решивших нажиться на тяжелой ситуации российских беженцев». Это, прежде всего, таксисты, владельцы гостиниц и частного жилья. По рассказам собеседников Forbes Life, многие резко повысили цены на свои услуги, и страдают от этого и сами азиаты — иногородние студенты, семьи без постоянного жилья. Доходит до того, что хозяева выселяют целые семьи, которые давно арендуют у них квартиру, чтобы освободить ее и сдать россиянам в три раза дороже. «Таксисты, дежурящие у границы, тоже требуют несоразмерные суммы за дорогу до ближайших гостиниц. Нам поступают угрозы, а в ходе недавней конфликтной ситуации мне сломал руку таксист, которому я не позволила нажиться на очередных россиянах. В полиции составлен фоторобот нападавшего, а я теперь тружусь из дома — продолжаю координировать работу своих волонтеров онлайн», — говорит Леана.

 

Есть и более глобальная проблема: негативное отношение к массовой иммиграции россиян со стороны некоторых местных жителей, преимущественно в Казахстане. Искусствовед из Астаны Жибек Даткина аргументирует свою личную позицию так: «Во-первых, люди массово уезжают из России по политическим причинам. Раз они против, то должны бороться на территории своей страны. Во-вторых, есть экономические факторы. Очень сильно поднялись цены на жилье, в итоге иногородние казахские студенты и жители приграничных территорий остаются без крыши над головой. Далее, вопрос рынка труда. Куда эти гости пойдут работать, если даже сами граждане Казахстана не всегда могут найти достойную работу с хорошей зарплатой? После протестов в январе этого года люди в разных регионах несколько раз выходили на улицы и перекрывали дороги, требуя от правительства открывать рабочие места. Это самое больное место нашего общества, так как зарплаты очень маленькие. Причем цены растут, а оклады нет». 

Бывший менеджер компании «Тонг Джахони», помогающей мигрантам в России, Александр Ким эмигрировал в Казахстан в марте этого года. «Люди опасаются, что российские беженцы могут стать «пятой колонной» и привлечь внимание российского правительства, в результате чего в Казахстане повторится сценарий «спецоперации»*. И многие боятся, что из-за притока беженцев ухудшатся условия на рынке труда для местных жителей», — говорит он. При этом Ким отмечает, что сама по себе ксенофобия по отношению к русским и россиянам в Казахстане не распространена: «По крайней мере, там она совершенно точно встречается реже, чем ксенофобия по отношению к казахам и казахстанцам в России».

«Некоторые говорят, что теперь будут хорошо относиться к людям из среднеазиатских республик и очень сожалеют, что не помогали им в России»

По наблюдениям волонтеров, гости из России в большинстве своем приезжают очень напряженные и растерянные. «После прохождения таможни люди сутки приходят в себя. Отдыхают немного и думают, куда ехать дальше. Ведь для большинства россиян Уральск — транзитный город. Он маленький, примерно 250 000 жителей, хотя за последние дни людей, по ощущениям, стало раза в два больше. Кое-кто уже трудоустроился здесь: врачи, сварщики, автомеханики очень востребованы. Работодатель даже предоставляет таким специалистам жилье», — говорит Леана.

Таджикистан для многих россиян тоже перевалочный пункт. Эмигранты потом двигаются в Узбекистан, Казахстан, Турцию, Индию и в дальние страны. «Очень много программистов, которые работают дистанционно и вполне могут продолжить это делать из любой точки мира. Некоторых мы стараемся устроить на работу: находим вакансии через знакомых и сайты объявлений. В основном на должность бариста», — рассказывает Фирдавс Мухаммадиев.

 

«Приезжающие — специалисты из разных областей. Думаю, многие могут устроиться на работу в Душанбе. Уже сейчас чат полон предложений для инженеров, энергетиков, врачей, ветеринаров, IT-специалистов, менеджеров по рекламе и маркетингу. У нас такие кадры должны расхватать быстро. Другой вопрос, что оклады здесь могут быть намного ниже, чем в России. Но, возможно, частные компании готовы заплатить и больше, чтобы удержать хорошего специалиста», — считает Зульфия Голубева.

Часть эмигрантов перебираются из Таджикистана в Узбекистан — в основном из-за качества интернета. Дело в том, что в Таджикистане плохой и дорогой интернет по сравнению с соседями. 

Все волонтеры отмечают, что российские эмигранты с благодарностью принимают помощь. «Некоторые говорят, что теперь будут хорошо относиться к людям из среднеазиатских республик и очень сожалеют, что не помогали им в России, когда сами имели возможность», — говорит Навруз Одинаев. «Мне ребята, которым мы помогаем, пишут, что они в шоке от того, как к ним здесь относятся и как принимают. Многие даже признаются, что не заслужили такого», — говорит волонтер Голубева.

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+