К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Не верить своим глазам: что такое травма свидетеля и какие она имеет последствия

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Травма свидетеля и посттравматическое стрессовое расстройство могут возникнуть у людей, которые не были непосредственными участниками травмирующего события. Forbes Life разобрался, как запускается механизм травмы свидетеля и можно ли ее избежать

Понятие травмы сегодня употребляется очень часто, но не всегда уместно. Неверно полагать, что травмой является любое негативное событие, после которого человек испытывает сильные отрицательные эмоции. Типичные ситуации, которые сопровождают нас изо дня в день, не попадают под это определение. То есть бессчетные отказы работодателей, внезапно разрядившийся автомобильный аккумулятор, сгоревший ужин или опоздание на рейс не травмируют человека психологически. Тем не менее в психологии принято говорить о травме свидетеля, когда простое наблюдение за событиями может привести к катастрофическим последствиям для психического здоровья. 

Стресс еще не травма

Сильная эмоциональная боль, острая реакция на событие-раздражитель и процесс горевания не во всех случаях становятся причинами психопатологии. Важно понимать, что стресс — нормальная защитная реакция организма на события, которые несут в себе потенциальную угрозу. Это необязательно выльется в травму, иначе все население планеты пришлось бы признать травмированным.

В психиатрии под травмой понимают тяжелое психическое состояние, которое стало результатом эмоционально не пережитого и не вплетенного в жизненный опыт сверхсильного стресса. Как правило, травма развивается в ответ на события, которые несут в себе реальную или предполагаемую угрозу жизни или физическому здоровью, и сопровождается чувством беспомощности и страха. Симптомы травмы ярко выражены и не проходят в течение нескольких месяцев. Травма также влияет на функционирование памяти, что выражается в навязчивых негативных воспоминаниях (флешбэках), ночных кошмарах и в то же время неспособности воспроизвести важные детали произошедших событий.

 

В ответ на травматическое событие (авиакатастрофа, ограбление, умышленное убийство, террористический акт, стихийное бедствие, участие в боевых действиях) может возникнуть посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Чем более неожиданным и ярким было событие, тем больше вероятность развития симптомов ПТСР. Степень их выраженности зависит от совокупности причин, включая психологическую устойчивость человека, контекст и субъективное значение события, а также социокультурные факторы.

Симптомы ПТСР могут проявляться не только у непосредственных участников потенциально травмирующего события, но и у тех, кто наблюдает за ним со стороны. В психологии такое нарушение ментального здоровья получило название травмы свидетеля: «Как таковой разницы между симптомами ПТСР и травмой свидетеля нет, потому что при реакции на травмирующее событие задействованы одни и те же механизмы психики. Фактически посттравматическое стрессовое расстройство является следствием того, что мы наблюдали своими глазами. Как и участники, так и свидетели ситуаций, связанных со смертельной опасностью или насилием, могут получить травму. Разовьется она или нет, зависит от персональных характеристик психики и, так сказать, остроты самого события», — считает клинический психолог, директор Центра когнитивной терапии Яков Кочетков.

 

Как правило, наиболее травмирующей является визуальная составляющая события. Американские исследователи проводили эксперимент на крысах, чтобы изучить механизмы развития травмы свидетеля и последующего ПТСР. Одно молодое животное помещали за стекло, и оно в безопасности наблюдало за схваткой других крыс. У крысы-свидетеля впоследствии наблюдалось тревожное состояние и когнитивные нарушения, длительность которых могла доходить до шести недель.

Предупрежден — значит вооружен

Психологи определяют травму свидетеля как реакцию на неожиданное событие с угрозой жизни для другого человека, на которое свидетель не может повлиять. Человек переживает увиденное как боевик наяву, и его психика включает защитные механизмы, которые впоследствии могут вылиться в серьезные нарушения. Наиболее часто психологам приходится работать с нарушениями, которые были вызваны следующими травмирующими событиями:

  • Разовые ситуации. Например, несчастные случаи, насильственные нападения, стихийные бедствия, автомобильные аварии. 
  • Постоянный, непрекращающийся стресс. Например, жизнь в криминальном районе или повторяющиеся события вроде буллинга, сексуального или физического насилия.
  • Неочевидные причины. Например, сложные роды, детские травмы, неожиданное хирургическое вмешательство (особенно в первые 3 года жизни), внезапная смерть близкого человека, разрыв отношений, унизительный или глубоко разочаровывающий опыт.
  • Косвенные причины, с которыми сталкиваются работники «помогающих» профессий. Сотрудники аварийно-спасательных служб, социальной и образовательной сфер сильно подвержены вторичному травматическому стрессу.

Некоторые психологи считают, что просмотр новостей в медиа может травмировать аудиторию. Их оппоненты убеждены, что сами по себе новости с жестокой, антигуманной тематикой не являются травмирующими событиями, источниками ПТСР. Однако персональная реакция на новостные сюжеты может послужить прогрессированию характерных симптомов. «Все люди разные, и специалисты до сих пор не знают, почему отдельно взятые ситуации проходят бесследно для одних и вызывают ПТСР у других, — замечает Яков Кочетков. — Мы работали с травмами, которые люди развивали у себя после мониторинга соцсетей. Сцены насилия вполне могут привести к настоящему ПТСР с избеганием, эмоциональной дизрегуляцией и изменением отношения к окружающему миру». 

 

Травма свидетеля может выражаться в следующих симптомах

  • Навязчивые мысли, ночные кошмары;
  • Нарушение пищевого поведения;
  • Многократное повторное переживание травмирующего события в виде яркого воспоминания, запущенного триггером (громким звуком, вспышкой света, характерным запахом и т. д.);
  • Чувство опустошенности при напоминании о событии. Вы можете чувствовать себя расстроенным, когда находитесь рядом с местом, где произошло событие, или в обстановке, напоминающей о событии;
  • Избегание чувств и ситуаций. Вы можете избегать воспоминаний, мыслей, чувств, вещей, людей и мест, связанных с событием;
  • Потеря памяти. Возможно, вы не сможете вспомнить детали события или его хронологию;
  • Отрицательные эмоции и чувства, которые стали неотъемлемой частью жизни: негативное отношение к себе, другим или миру, страх, ужас, гнев, вина или стыд, неспособность чувствовать счастье, удовлетворение или любовь к другим;
  • Изменения в поведении. Например, отсутствие интереса к вещам, которые вам раньше нравились, чувство отчужденности по отношению к близким людям, безрассудные или саморазрушительные поступки, агрессия, сверхбдительность или настороженность.

Те же симптомы могут развиться у человека с посттравматическим стрессовым расстройством. Однако не у всех, кто переживает травматическое событие, оно выливается в посттравматическое стрессовое расстройство. Если симптомы не исчезают в течение длительного времени (более трех месяцев), это повод обратиться к психотерапевту или психиатру, поскольку самостоятельно справиться с ПТСР невозможно. 

Если вы пережили травматическое событие, вот несколько общих рекомендаций, которые могут минимизировать последствия, снизить риск развития ПТСР:

  • Дайте себе время на восстановление. Чтобы оправиться от травматического события, принять его и научиться с этим жить, может потребоваться время. Не нужно подавлять свои эмоции и стараться заглушить боль (особенно с помощью алкоголя или других психоактивных веществ) — это нормальная реакция;
  • Придерживайтесь рутины. Постарайтесь максимально следовать тому распорядку дня, который был у вас до травмирующего события. Это может казаться трудным, но регулярные приемы пищи, занятия спортом, полноценный сон и все те вещи, которые вы повторяли ежедневно, помогут вернуть ощущение контроля над жизнью и сократить возможный вред;
  • Расскажите о событии близкому человеку или психологу. Возможно, вам будет комфортнее избегать вещей, которые напоминают о произошедшем событии. Избегание воспоминаний и чувств заставляет людей чувствовать себя хуже. Еще один вариант — пообщаться с человеком, который пережил подобный опыт;
  • Избегайте одиночества. Общение с другими людьми снижает вероятность ухудшения психического здоровья после травматического события. Постарайтесь проводить больше времени с близкими людьми или поддерживать с ними контакт по аудио- и видеосвязи;
  • Описывайте свои чувства и эмоции. Научитесь определять свои эмоции, их тональность и продолжительность. Для этого можно даже завести дневник. Если спустя месяц не происходит даже крошечных улучшений, следует обратиться за квалифицированной помощью;
  • Ограничьте потребление информации о событии. Даже потенциально травмирующие события вызывают соблазн узнать о них как можно больше в социальных сетях или в новостях. Это связано с иллюзией контроля, которую такие сведения могут дать. Тем не менее лучше избегать потребления новостей, особенно если это вызывает у вас беспокойство. «Если вы все же хотите оставаться в курсе событий, выработайте правило проверять новостные источники один-два раза в день в течение ограниченного времени, это поможет снизить риски», — рекомендует Яков Кочетков.

Чтобы поддержать близкого человека с травмой свидетеля, вместо дежурных фраз о том, что все будет хорошо, психологи рекомендуют внимательно выслушать человека, убедить его в том, что испытывать подобные чувства и эмоции нормально, предложить провести с ним время (при отказе не настаивайте, но дайте понять, что вы будете рядом, если ваш близкий передумает).

Философские вопросы бытия 

В сложные периоды, когда кажется, что мир рушится на глазах и прежние ценности и смыслы теряют свое значение, важно пытаться сохранить контроль над теми сферами жизни, которые этому поддаются. Такая практика получила в психологии название авторства жизни

 

Если человек ощущает, что принятые им решения ни на что не влияют, он теряет много сил, чтобы либо смириться с этим, либо выйти из такого состояния. Чтобы вернуть чувство контроля, важно начать сознательно фиксировать возможность выбора даже в мелочах (например, что мы выбираем съесть на завтрак или как и с кем проведем вечер пятницы). 

Эта практика эффективна и в случае травмы свидетеля. Она помогает вернуть привычное мироощущение, абстрагироваться от постоянного стресса как реакции на длительное травмирующее событие. Исследователь феномена коллективной травмы, кандидат философских наук Мария Фокеева считает, что с философских позиций свидетель является и соучастником, и в то же время жертвой: «Если общество сталкивается с цепочкой потенциально травмирующих событий, это вырабатывает коллективное бессилие и в то же время агрессию. Французский философ Рене Жирар, говоря о коллективном насилии замечал, что нельзя оставаться просто свидетелем. Свидетель соучаствует в том, что он видит,  и таким образом он сам становится жертвой. Здесь, конечно, речь не идет о сопоставлении степени страдания, которое переживают непосредственные жертвы и свидетели насилия».

Чтобы вернуть привычное мироощущение, первым делом нужно признать травматичность опыта не только своего, но и окружающих: «То, что человек переживает травматический опыт другого как свой собственный,— это важнейшая эмпатическая реакция, обесценивать ее — лишь усугублять травматизацию», — уверена Мария Фокеева.

Концепция авторства подразумевает сознательную ответственность там, где она на первый взгляд кажется невозможной. Для этого психологи рекомендуют регулярно задавать себе следующие вопросы:

 
  • Что я могу сделать, чтобы наилучшим образом выйти из этой ситуации? 
  • Как я могу изменить свою жизнь в лучшую сторону?
  • Безвыходно ли мое положение? 
  • Необходима ли мне помощь? Если да, то какая?
  • Есть ли моя вина в том, что случилось?
  • Что я могу сделать, чтобы подобное не повторилось?

Мария Фокеева считает, что текущая геополитическая ситуация может сформировать коллективную травму свидетеля: «Свидетель — тоже действующее лицо, которое фиксирует отдельные, видимые для него проявления коллективной исторической травмы. Ситуация, которую мы проживаем, пока не может быть описана и исследована, ведь мы находимся внутри нее, а значит, не можем ее охватить и осмыслить».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+