Звери-хранители и аллигатор Валли: кому помогают животные эмоциональной поддержки
Животные-поводыри помогают людям с ограниченными возможностями здоровья еще с начала XX века. Традиционно функции поводырей берут на себя собаки — они помогают людям с ограниченными возможностями здоровья перемещаться, узнавать об опасности, открывать двери. В некоторых странах встречаются и более экзотические виды помощников. Так, небольшие обезьяны подают предметы, нажимают на кнопки, перелистывают страницы, а мини-лошади могут толкать инвалидное кресло.
Животные эмоциональной поддержки (англ. emotionally support animal, или ESA. — Forbes Life) — явление относительно новое, набирающее обороты в США, Европе и других странах, вызывает у окружающих более противоречивые чувства, чем собаки-поводыри. Задача таких животных — просто быть рядом. Само их нахождение может успокаивать, поддерживать, снимать внезапную тревогу у хозяина в случае триггерной ситуации (события, вызывающего у человека внезапные тяжелые эмоции, заставляющего заново переживать когда-то случившееся травматическое событие словно наяву).
Кроме историй о традиционных животных, есть примеры гораздо более экзотических питомцев, которые нужны их владельцам для психологической стабильности.
Например, 69-летний Джозеф из Пенсильвании живет с аллигатором по имени Валли, официально являющемся его животным эмоциональной поддержки и имеющем соответствующие привилегии: находиться всегда со своим хозяином в качестве компаньона. Аллигатор, который, несмотря на свой суровый вид, любит обниматься и ходить на прогулки вместе с хозяином, спас мужчину от депрессии, которая случилась с ним после внезапной утраты нескольких близких. Джозеф берет его в торговый центр и супермаркет, становясь как центром внимания, так и источником беспокойства — некоторые люди переживают, что Валли может укусить, хотя его хозяин утверждает обратное.
Путешествия с животными эмоциональной поддержки, сопровождающими хозяев на самолетах, полны экстравагантных подробностей. Так бортпроводники не пустили в самолет павлина из-за его несоответствия габаритам кабины, в другой ситуации одна из пассажирок была вынуждена покинуть самолет, потому что ее минипиг не выдержал и сходил в туалет прямо на борту. Бывают и более драматичные повороты: например, одной пассажирке предложили избавиться от эмоционально поддерживающего хомяка. Опций было немного — оставить его за бортом или смыть в туалет (авиакомпания позже уточнила, что сотрудники ошиблись — они должны были пустить животное на борт, но опровергала тот факт, что женщине предлагались такие варварские способы «эвакуации» питомца). Пассажиры летают с индюками, обезьянами и утками, вызывая улыбку наблюдающих, возмущение соседей по креслам в самолете и необходимость пересмотра правил авиаперелетов.
До недавнего времени получить разрешение на животных эмоциональной поддержки было относительно просто, хватало специальной диагностики и заключения, что у человека имеются психологические сложности и ему показан четвероногий напарник. Сейчас же выписка рецепта «на кота» становится психотерапевтической дилеммой и сферой, требующей усиленного регулирования, поскольку многие люди используют эту «серую зону» как лазейку для того, чтобы с комфортом путешествовать со своими питомцами.
Пет-терапия как лекарство от стресса
Исследования показывают, что животные действительно улучшают наше самочувствие. Например, анализ 49 статей, посвященных изучению пет-терапии (с англ. pet — домашнее животное, любимец), подтвердил положительное эмоциональное воздействие животных на пациентов с аутизмом, эмоциональными нарушениями, посттравматическим синдромом (ПТСР), шизофренией, депрессией и зависимостями.
Общение с животными в домах престарелых снижает чувство одиночества, а контакт с питомцами уменьшает тревожность. Наличие кого-то, про кого человек говорит «мы в ответе за тех, кого приручили», может даже снизить желание совершать преступления, чтобы не попасть в тюрьму и не оставить животное на произвол судьбы — это показывают исследования Кэмбриджа о бездомных. Удивительно, но ответственность и наличие эмпатии по отношению к четвероногому другу заставляло их вести менее деструктивный образ жизни. Животные помогают людям легче познакомиться (мужчине с собакой дадут телефон 30% женщин, тогда как без собаки — лишь 10%), укрепляют пары и делают образ человека более располагающим для других. Детям звери тоже на пользу. Анализ 22 исследований, проведенный британским учеными, выявил, что дети, живущие с домашними животными, испытывают меньше беспокойства, имеют более высокую самооценку.
Помогали питомцы и в пандемию, например, опрос почти 6000 человек, живущих в Англии, во время локдаунов, показал, что наличие домашнего животного в некоторой степени предотвращало чувство одиночества и другие проблемы с психическим здоровьем. По косвенным признакам можно сделать аналогичный вывод и относительно российских питомцев. Статистика говорит о том, что численность домашних кошек в 2020 году по сравнению с 2017 годом выросла на 25% и составила 40,8 млн особей, собак за три года стало больше на 21% — 22,6 млн. Похоже, с опытом пандемии и развитием удаленной работы люди все больше ценят контакт с животными.
Окситоцин, материнские чувства и анималистичная версия себя
Но как именно питомцам удается делать нашу жизнь лучше и быть эмоционально поддерживающими? По некоторым данным, это связано с той тесной связью, которая образуется у человека с животным. Согласно отчету, опубликованному в журнале Science, контакт «глаза в глаза» хозяина с собакой увеличивает содержание окситоцина в организме. Этот гормон привязанности и эмпатии не только повышает уровень доверия, но и снижает чувство беспокойства. Причем это происходит у обоих. Прочная связь между людьми и собаками подобна связи между матерью и ее ребенком. Исследователи предполагают, что эта форма общения возникла на раннем этапе одомашнивания собак, а затем помогла сформировать отношения между человеком и домашним питомцем.
Похоже, в эмоциональной поддержке особое значение и «целебный эффект» имеет тот контакт, который формируется между человеком и животным, будь то собака, кошка или крокодил. Давайте рассмотрим, какие варианты взаимодействия здесь могут быть.
В частности, на человека положительно влияет ощущения безусловной любви и принятия, которые чувствуются им в отношениях с питомцем. Психологи связывают это с явлением антропоморфизма (перенесение присущих человеку психических свойств на животных и другие объекты). Мы действительно ощущаем, что собака смотрит на нас поддерживающим взглядом, когда мы грустим; кот намекает на то, что все будет хорошо, когда мы растеряны; а хомяк, услышав утренний будильник, бодро запрыгивает в свое крутящееся колесо из солидарности с тем, что нам пора вставать на работу. При этом им не важно, как человек выглядит, сколько зарабатывает, они принимают людей любыми (главное — не забывать насыпать в миску корм).
Особенно важно это чувство безусловного принятия для тех, кто недополучил подобного ощущения в детстве. Тогда, столкнувшись с реалиями мира, где многому надо соответствовать, человеку бывает сложно выдерживать ощущение «меня любят за что-то». Безусловно принимающий нас питомец в этом случае будет поддержкой и опорой, давая хозяину чувство «ты можешь быть любым, и я всегда буду тебя любить».
Бывает и несколько иначе. Не животное нас безусловно принимает, словно идеальные материнские объятия, а человек испытывает к питомцу родительские чувства. Прежде всего это касается зверей, для которых подходящими эпитетами будут «милый», «пушистик», «малыш». Австрийский зоолог Конрад Лоренц ввел термин Kindchenschema («детская схема») для описания этого явления. Схема включает в себя такие характеристики, как большая голова, округлое тело, большие глаза, мягкие текстуры, доверчивое, наивное поведение — все это вызывает у нас теплое чувство и желание опекать. Это обусловлено эволюционно и связано с тем, что многим живым существам требуется время, чтобы стать самостоятельными. Поэтому природа сделала детенышей «милыми» и образовала психофизиологическую связку «хорошенький, значит, о нем надо заботиться». Речь здесь идет прежде всего о млекопитающих, имеющих период вскармливания потомства до достижения детенышами самостоятельности. У животных, независимых от рождения, подобная привлекательность не является приоритетом. Пропорции головы и тела детенышей этих животных могут быть почти идентичны их взрослым особям, и, возможно, поэтому любовь человека к подрастающим насекомым, змеям и некоторым видам птиц не так велика, как, например, к котятам и щенкам.
Животное может выполнять роль так называемого психического контейнера. Контейнирование — термин, пришедший из психоанализа, означает способность матери выдерживать эмоции младенца, перерабатывать их и возвращать ребенку в осмысленном виде. Например, маленький ребенок испытывает беспокойство и плачет, но не может осознать, что это связано с тем, что мама вышла в другую комнату. Мама, сохраняя собственное самообладание, называя эмоции ребенка и объясняя, что с ним сейчас происходит, контейнирует его переживания, тем самым успокаивая его. Безусловно, пес или морская свинка навряд ли могут что-то сказать, когда их хозяин расстроен, но совершенно точно они могут сохранять невозмутимый вид, когда ему плохо, а значит, негативные эмоции могут угасать благодаря такой реакции. В этом смысле животные могут оказывать эмоциональную поддержку уже тем, что находятся рядом, когда вам плохо, не запрещая негативные чувства и не разрушаясь от них.
Человек любить в животном некую анималистичную версию себя. Некоторые исследования показывают: сходство питомцев с хозяевами — совсем не миф. Людям действительно свойственно считать более привлекательными и выбирать себе животных, которые каким-то образом им идентичны. Темперамент, повадки, внешность — что-то должно резонировать. С раннего детства людям свойственно представлять себя в виде животных. Маленькие дети играют в «зайчиков» и «волчков», интуитивно выбирая себе «схожего» зверя. Есть методика психологической диагностики, которая называется «несуществующее животное». Рисуя придуманное существо, человек на самом деле изображает самого себя.
Такую тесную связь человека с животным-напарником, личностно схожим с ним, можно увидеть в фильме «Аватар» Джеймса Кэмерона. В фантастическом мире у главных персонажей есть звери-хранители, имеющие особый контакт с хозяевами. Они преданы друг другу до конца дней и являются «родственными душами».
Привлекает в животных и искренность. В мире людей, где манипуляции сосуществуют рядом с открытой коммуникацией, а желание сотрудничать идет бок о бок с жаждой наживы, питомцы являются эмоциональной поддержкой еще и потому, что им можно полностью доверять. В этом смысле полезно рассматривать их и как неких учителей, которые могут напомнить нам о самом главном. Будучи совсем беспомощными, не читая нам нравоучения и не давая советы, они каким-то образом не только снимают стресс и дарят радость, но и делают нас самих лучше. С ними мы учимся не злоупотреблять властью, не обижать слабых и заботиться о том, кто нуждается.