К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Нападки, сарказм и издевательства»: как распознать и искоренить буллинг на работе

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Жертвой буллинга может стать не только ребенок или подросток в школе, но и взрослый на рабочем месте. Социальная предпринимательница, основательница HR-проекта «Компании для всех возрастов» Анастасия Лазибная и руководительница лондонского центра психотерапевтической помощи для русскоговорящих Clever Psychology Юлия Морозова рассказывают, как распознать травлю, как на нее влияет гендер жертвы и где пострадавшему получить поддержку

Что такое буллинг и как его распознать

Определение буллинга можно сформулировать, используя академические термины: буллинг — это исключение из сообщества, коллектива, одним человеком или группой людей, а также использование методов вербального, психологического (иногда физического) давления на члена коллектива или сообщества с целью его исключения, морального подавления или понижения его статуса. 

Можно описать суть этого явления и более простыми словами, но объяснение получится ненамного короче: буллинг — это травля, направленная на одного или нескольких человек внутри коллектива, которая проявляется в психологическом и/или физическом давлении на жертву. Осуществляется одним человеком или группой людей. 

Как правило, в буллинге участвуют три стороны: жертва, инициатор травли и свидетели. Стоит отметить, что страдает от издевательств не только жертва, но и свидетели — и даже инициатор. 

 

Важно и то, что буллинг — это длительный процесс, который может продолжаться месяцами. Именно поэтому не стоит путать его с обычным конфликтом или настороженностью сотрудников, например по отношению к новичку. 

Сложность в выявлении буллинга связана с тем, что жертвы могут не определять его как травлю, особенно во взрослой среде. В этом случае на помощь могут приходить как сами члены коллектива, так и представители организации, например школы, вуза или компании, где есть структура и ответственные за атмосферу в коллективе люди: психологи, HR-специалисты и т. д.

 

Если речь идет о бизнес-организациях, то предпосылкой и возможным индикатором буллинга можно считать психоэтические перекосы (нецензурные слова, повышенный тон, нарушение личных границ, агрессия — в том числе физическая) в корпоративной коммуникации. 

Гендерный фактор

Женщины чаще становятся жертвами буллинга. Предположительно, это может быть связано с их менее развитой способностью дать отпор, а также с  гендерным неравенством и харассментом. 

Для агрессоров женщина — более легкая жертва. Женщинам в два раза чаще, чем мужчинам, говорят неприятные вещи. В три раза чаще отправляют угрозы — в том числе о физической расправе. Все это так называемый толстый буллинг — открытое неприятие, которое может подразумевать и угрозы. 

 

Мужчины чаще становятся жертвами тонкого буллинга, то есть неочевидного негативного отношения — завуалированных подколов, косых взглядов, едкого сарказма, игнорирования, — когда при жертве, например, демонстративно прекращают разговаривать. 

Также мужчины чаще сталкиваются с тем, что отношение к ним коллег меняется вследствие каких-либо событий. Например, если сотрудника повысили, то его коллеги могут саботировать выполнение задач, поставленных новым начальником, компрометировать его авторитет перед другими отделами.  В других случаях работники объединяются против белой вороны — коллеги, который не похож на остальных, — и начинают издеваться: ставят кружки на его стол, съедают его еду, оставленную в общем холодильнике, подкладывают огрызки в ящик стола. 

Впрочем, тонкому буллингу могут подвергать и женщин. Одна из форм такого буллинга — демонстративно не приглашать коллег-женщин на общие мероприятия, вечеринки, ужины. Мужчины могут не звать женщин на совместные неформальные собрания, где обсуждаются в том числе ключевые рабочие вопросы. 

Женщины внутри своего коллектива тоже могут исключать из общения коллегу. Например, создавать отдельные чаты и зло шутить в них над жертвой. Еще один пример буллинга — постоянные придирки со стороны группы коллег. Часто они бывают направлены на женщину, которая либо равна по должности, либо стоит чуть выше. Особенно распространено такое поведение сотрудников в сферах, где женщин не очень много, например в IT или финансах. Женщины описывают это как нескончаемую проверку их компетентности — они будто постоянно должны доказывать свою профессиональную  состоятельность.

Кто поддерживает жертву

По данным HR-проекта «Компании для всех возрастов», наиболее значительную часть поддержки жертвы буллинга получают от друзей (45%), семьи (36%), коллег по работе/учебе (от 23% до 34%) и соседей (20%).

 

Мужчины реже чувствуют поддержку, чем женщины. Возможно, это связано с тем, что женщины эмоционально более отзывчивы и лучше считывают сигналы от окружающих. В целом женщине достаточно просто обсудить с кем-то свою проблему, и ей становится легче, тогда как для мужчины важно, чтобы поддержка была делом, а не только словом.  В этом состоит наиболее существенное различие в восприятии поддержки и ее наличия среди социально-демографических групп.

Мужчин больше поддерживают коллеги. У женщин же чаще семья выступает в роли источника поддержки. Возможно, это происходит потому, что мужчины не готовы обсуждать свои рабочие проблемы с семьей. А женщины, наоборот, охотнее делятся переживаниями с близкими, пытаясь разобраться, в чем сложность и как с этим справиться.  Семья, друзья и школьное сообщество чаще поддерживают женщин (67%), чем мужчин (52%). 

Мужчины, ставшие жертвами буллинга, в два раза чаще женщин говорят, что проблема «разрешилась сама собой». Женщины в качестве выхода чаще выбирают увольнение, уход или переезд. Это говорит о том, что буллинг, направленный на женщин, чаще достигает своей цели, исключая жертв из сообщества. 

При этом женщины гораздо чаще выступают в роли защитников в ситуациях буллинга (19% против 2% среди мужчин). Это указывает на то, что для женщин отношения очень важны, они готовы ради них рисковать. 

 

Как мы считываем и воспринимаем буллинг

Люди, бывшие жертвами буллинга в прошлом, как правило, умеют его распознавать. Они лучше считывают первые тревожные сигналы и начинают испытывать дискомфорт и беспокойство, заново становясь жертвами или свидетелями травли. Люди, которых травили в детстве, знают своеобразные маркеры буллинга — они понимают, что происходит. Когда взрослый человек вновь попадает в ситуацию отвержения, он испытывает сильнейший стресс и ощущает беспомощность — происходит ретравматизация. 

Однако если перенесенная травля была очень жесткой, чувствительность к маркерам буллинга у жертвы, наоборот, может снизиться. Люди, пережившие жестокую травлю, иногда склонны не придавать достаточно значения происходящему, если буллинг, с которым они столкнулись, не такой жесткий, как тот, что они пережили до этого. 

Если же человек никогда ранее не становился объектом буллинга, то на первый опыт притеснения он может реагировать очень остро. 

На восприятие буллинга влияет и культурный код. Находясь в другой стране или в незнакомом для нас сообществе, мы можем не распознавать травлю — иногда это происходит в силу недостаточного владения языком и неспособности считать подтекст там, где он есть.  По той же причине те, кто  живет в стране дольше, распознают буллинг лучше, чем те, кто приехал недавно. Но это не значит, что людям не нужна поддержка в ситуации, когда они не понимают, что происходит. Она нужна им в любом случае. 

 

Как предотвратить и остановить травлю на работе

Большинство жертв буллинга до сих пор справляются с ситуацией самостоятельно (60%). Это может быть связано с тем, что разговор о травле в российском обществе стал подниматься относительно недавно — раньше не было принято  «жаловаться».

Кроме того, даже если сотрудник решил рассказать о буллинге начальнику, его могут проигнорировать. По данным HR-проекта «Компании для всех возрастов», 52% работодателей никак не реагируют на буллинг и не воспринимаюсь всерьез жалобы жертв. 

Поэтому часто жертвам буллинга приходится справляться с травлей самостоятельно. Они ощущают, что с ними что-то не так, и не понимают, почему все настроены против них. Кажется, что если бы они больше старались или лучше работали, то нападки, сарказм и издевательства прекратились бы. Но это не так.  Стресс от травли начинает влиять на здоровье — человек часто болеет, нарушаются сон, питание, режим. Важно в этой ситуации обеспечить себе надежный тыл, больше общаться вне работы с  людьми, которые принимают и уважают. А также ходить на психотерапию и укреплять самоценность. 

Чтобы в компании не было буллинга,  внутри должны быть четкие правила, а в них прописано, что издевательства и притеснения сотрудников недопустимы и наказуемы. Необходимо регулярно проводить корпоративные тренинги, которые помогают решить конфликты и сделать атмосферу в коллективе более дружелюбной и поддерживающей. 

 

Если буллинг уже происходит в компании, нужно выявить зачинщика, который провоцирует травлю. Это может быть как рядовой сотрудник, так и руководитель. Иногда этот человек может не подозревать, что он занимается буллингом — например, может считать, что просто шутит или игнорирует того, кто ему не нравится. В этой ситуации важно объяснить, что такое буллинг, к каким последствиям он приводит и как изменить свое поведение. 

Представителю HR-отдела или психологу важно проводить беседы один на один, чтобы сотрудники могли откровенно рассказать о том, как они себя чувствуют в коллективе, — и вовремя попросить о поддержке и помощи.

Также необходимо давать людям знания о том, как общаться с агрессорами. Самая действенная стратегия — прекратить общение и все попытки угодить. Одна из причин, по которой зачинщик травли так себя ведет, — попытка через страдания другого пережить те эмоции, которые у него под запретом. Поэтому не стоит демонстрировать агрессору боль, обиду и грусть — ведь именно этих реакций он ждет. Кроме того, важно перевести все общение с агрессором в письменную форму, чтобы иметь доказательства травли и возможность сослаться на факты. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+