К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Ты станешь легендой»: лучшие фильмы Жан-Люка Годара и его вклад в мировое кино

Французский режиссер Жан-Люк Годар на съемках (Фото ullstein bild via Getty Images)
Французский режиссер Жан-Люк Годар на съемках (Фото ullstein bild via Getty Images)
На 92-м году жизни умер классик мирового кинематографа, самый известный режиссер «новой волны» Жан-Люк Годар. По сообщению близких, Годар решил расстаться с жизнью добровольно. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает о том, какой след оставил Годар в истории кино, и вспоминает его самые значимые картины

Бунтарь, революционер, борец со стереотипами, новатор — Жан-Люку Годару можно дать множество определений, и все они будут правдой. Еще при жизни режиссер превратился в живую легенду — в мэтра вроде тех, против чьего авторитета он сам яростно боролся в 1950-е и 1960-е годы. Годар отчасти предрек собственную судьбу в фантастическом нуаре «Альфавиль», в котором одна из героинь произносит: «Тебя ждет кое-что похуже самой смерти. Ты станешь легендой».

Как и большинство режиссеров французской «новой волны», в 1960-х бросивших вызов традиционному кинематографу, Жан-Люк Годар начинал как кинокритик. На заре 1950-х в Париже все популярнее становились киноклубы, где синефилы могли познакомиться с единомышленниками. В одном из таких заведений Годар повстречал будущих революционеров от кинематографа — Франсуа Трюффо, Клода Шаброля, Жака Риветта, Эрика Ромера. Большинство из них работали в легендарном журнале Cahiers du Cinema и постоянно рассуждали о природе кино. Для пионеров «новой волны» фильмы были словно воздух, неотъемлемой частью жизни. «В 1950-е кино было не менее важно, чем хлеб, хотя сейчас это уже не так. Мы думали, что кинематограф станет инструментом знаний, микроскопом, телескопом… В «Синематеке» я открыл для себя мир, о котором никто мне не рассказывал. Нам говорили о Гете, о Дрейере… Мы смотрели немое кино в эру звука. Мы мечтали о фильмах. Мы были как христиане в катакомбах», — вспоминал режиссер.

Однако чем больше Годар изучал кино, тем меньше ему хотелось поклоняться идолам прошлого. Уже в начале 1960-х он признался, что разочаровался в кинематографе. Фильмы как средство самовыражения больше его не устраивали, и он призвал к радикальному пересмотру кинопроцесса,  чему, собственно, и посвятил всю свою последующую жизнь.

 

Режиссеру не понадобилось много времени, чтобы устроить настоящую революцию. Его полнометражный дебют «На последнем дыхании» с молодым Жан-Полем Бельмондо в главной роли отвесил оскорбительную оплеуху буржуазному истеблишменту и хорошенько «поиздевался» над традиционным кино. Хотя, на первый взгляд, в этом фильме не было ничего особенного. «На последнем дыхании» — простая история, вдохновленная американскими жанровыми картинами. В центре сюжета — довольно неприятный тип, жулик, который угоняет машину, убивает полицейского и скрывается в Париже. Там он влюбляется в продавщицу газет Патрицию (Джин Сиберг), но этот роман, как и жизнь молодого нарцисса и нигилиста, ждет трагический конец.

Сейчас дебют Годара смотрится как обычный классический фильм. Находки режиссера давно перешли из категории радикальных экспериментов в разряд привычных приемов, которые в наши дни используют повсеместно. Однако в 1960 году его долгие, непрерывающиеся сцены, съемки на ручную камеру, «прыгающий» монтаж, игнорирование четвертой стены, огромное количество отсылок к литературе, искусству и кино наряду с необычным для той эпохи главным героем, который абсолютно не пытался понравиться зрителям, поражали. Годар одним фильмом как будто смахнул тяжелый груз правил и традиций и позволил молодому поколению вдохнуть полной грудью — даром что его герой умирал на последнем дыхании. Сам режиссер остался жив и превратился в воплощение лозунга своей картины: «Живи опасно до самого конца».

 

После успеха «На последнем дыхании» Годар начал производить фильмы с поразительной скоростью, часто без сценария и разрешения на съемку — все это было пережитками старой системы, которой не было места в новой реальности. Режиссер относился к фильмам как к полотнам — огромным белым холстам, где в случайном порядке отображались мысли и ощущения, отсылки к влиятельным философам того времени и автобиографические эпизоды. На 1960-е годы, или так называемый «дореволюционный период» творчества Годара, приходятся его самые яркие и, наверное, самые доступные для понимания работы: «Маленький солдат» (1960), «Женщина есть женщина» (1961), «Жить своей жизнью» (1962), «Презрение» (1963), «Альфавиль» (1965), «Безумный Пьеро» (1965), «Мужское и женское» (1966). Хоть Годар и работает во всем известных жанрах, он отказывается от привычной трехактной структуры фильма, в связи с чем вспоминается его известная фраза: «В фильме должны быть начало, середина и конец, но не обязательно в этом порядке».

Французский режиссер стал разрушителем устоев кино, бунтарем и одновременно настоящим героем своего времени. В эпоху исторических, социальных и экономических перемен, которая подарила миру, хоть и ненадолго, надежду на лучшее будущее, одной единственной правдой для Годара стало кино — «правда 24 кадра в секунду». Он превратился в того самого auteur (автора), чей приход предрекал его друг Франсуа Трюффо в статье «Об одной тенденции во французском кино». Правда, тот же Трюффо впоследствии даст Годару самые нелестные определения, считая, что его коллега «заигрался» в эксперименты.

В какой-то степени Трюффо прав. В определенный момент Годар настолько презрел кино, что в своем стремлении его переизобрести совершенно забыл о зрителе. Его проекты превратились в диалог между самим мастером и киноаппаратом, а то и просто в монолог мастера. В 1970-е Годар увлекся маоизмом, основал социалистическо-идеалистическую группу «Дзига Вертов» и начал снимать политически заряженные работы, отказавшись от концепции авторства. Впоследствии режиссер не столько переизобретал кино, сколько экспериментировал с чужими находками и технологиями. Например, в фильме «Прощай, речь» 2014 года, с успехом показанном на Каннском кинофестивале, он экспериментирует с 3D и цифровой камерой. Годар оставался творчески активным до самого конца и относился к своему легендарному статусу иронически — как и положено настоящим бунтарям. 

 
«На последнем дыхании» (1960)
DR

«На последнем дыхании» (1960)

Дебютный полнометражный фильм Годара и одна из ключевых работ французской «новой волны», которая закрепила за режиссером статус главного революционера в кино. Кроме того, фильм стал прорывом для молодого актера Жан-Поля Бельмондо, сыгравшего мелкого жулика Мишеля, скрывающегося от полиции.

«Жить своей жизнью» (1962)
DR

«Жить своей жизнью» (1962)

История молодой парижанки Наны в блистательном исполнении Анны Карина. Героиня вынуждена стать проституткой, чтобы заработать денег. Режиссер рассказывает о жизни Наны в сухом документальном стиле, используя при этом полюбившийся ему «прыгающий» монтаж и другие стилистические находки. В отличие от мужских персонажей Годара, склонных к нигилизму и нарциссизму, Нана получается очень чуткой, хрупкой и эмпатичной.

«Презрение» (1963)
DR

«Презрение» (1963)

«Презрение» — один из ярчайших фильмов о фильме, переплетающий критику киноиндустрии с романтической драмой. Драматургу (Мишель Пикколи) поручают адаптировать знаменитую «Одиссею» Гомера для большого экрана. Во время работы над сценарием герой сталкивается с классическим производственным кошмаром, которому способствуют самонадеянный продюсер (Джек Пэланс) и упрямый режиссер (остроумное камео Фрица Ланга).

«Банда аутсайдеров» (1964)
DR

«Банда аутсайдеров» (1964)

Одна из самых зрительских и увлекательных работ Годара, в которой есть знаменитая «минута тишины», когда все звуки в кадре и за ним исчезают, и не менее известная пробежка по Лувру, процитированная в десятке фильмов. Два бездельника-синефила (Сэми Фрей и Клод Брассер) встречают молодую женщину (Анна Карина) и предлагают ей совершить ограбление. Все, как водится, идет не по плану.

«Безумный Пьеро» (1965)
DR

«Безумный Пьеро» (1965)

Сюжет «Безумного Пьеро» похож на историю, которая могла бы произойти с Мишелем из «На последнем дыхании», если бы тот выжил и остепенился, тем более что играет главного героя  все тот же Жан-Поль Бельмондо. Фердинанд, несчастный, разочаровавшийся в жизни и браке мужчина, покидает осточертевший ему Париж и отправляется на Лазурное побережье в поисках приключений. Те не заставляют себя долго ждать — Фердинанд встречает девушку Марианну (Анна Карина), за которой гонится наемный убийца.

«Мужское Женское» (1966)
DR

«Мужское Женское» (1966)

Романтическая драма «Мужское Женское» стала настоящим воплощением 1960-х. Жан-Пьер Лео и Шанталь Гойа играют молодого идеалиста и молодую певицу, которые, несмотря на полную противоположность политических взглядов и музыкальных вкусов, влюбляются друг в друга. На примере нескольких героев Годар рисует портрет молодежи 1960-х, разрывающейся между разными социальными и политическими веяниями.

«Альфавиль» (1965)
DR

«Альфавиль» (1965)

Неожиданное смешение научной фантастики и нуара. Действие происходит в будущем. Детектив (Эдди Константин) отправляется на поиски компьютерной программы Альфа 60, которая стерла из человеческого сознания любые эмоции. Для создания антиутопии Годару даже не потребовались декорации — городом будущего стал ночной Париж, погруженный в драматичную полутьму.

«Китаянка» (1967)
DR

«Китаянка» (1967)

Одна из последних работ Годара перед тем, как он окончательно увлекся маоизмом и позабыл об игровом кино. «Китаянка» — вольная адаптация «Бесов» Федора Достоевского — рассказывает о группе студентов-маоистов, которые решают свергнуть русского императора. Однако герои здесь больше заняты не организацией, собственно, революции, а спорами о жизни, политике и будущем человечества. Годар разбавляет сложный политический посыл хорошей долей иронии и юмора.

«Прощай, речь» (2014)
DR

«Прощай, речь» (2014)

Попытка режиссера подчинить себе 3D-камеру. Последняя, кстати, не устроила оператора Годара Фабриса Араньо, поэтому тот изобрел свою камеру и снял картину, во многом нарушая правила создания 3D-фильмов. Так что даже в поздней работе Годара не обошлось без мини-революции. Формально сюжет фильма «Прощай, речь» разворачивается вокруг классического любовного треугольника. Муж (Камель Адбели) ловит жену (Элоиз Годе) на измене. Проходит время, они снова встречаются, но уже в новых обстоятельствах, и мир вокруг меняется вместе с ними.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+