К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Боли больше нет»: каким показан грядущий мир в триллере «Преступления будущего»

Кадр из фильма «Преступления будущего»
Кадр из фильма «Преступления будущего»
В прокат выходят «Преступления будущего» — первый за восемь лет фильм Дэвида Кроненберга, режиссера культовых картин в жанре боди-хоррора («Муха», «Связанные насмерть»). О том, почему триллер о безрадостном будущем человечества нельзя назвать удачной работой мэтра, рассказывает кинокритик и редактор «Кинопоиска» Тимур Алиев

Предыдущей работой Кроненберга было драмеди «Звездная карта». Сатирический водевиль о жизни и смерти в Голливуде с целой плеядой знаменитостей в главных ролях режиссер представил на Каннском кинофестивале в 2014 году — чтобы затем замолчать на восемь лет. Укоры в адрес «фабрики грез» мало кто понял и принял — об этом говорят и прохладные отзывы критиков, и катастрофически низкие сборы «Звездной карты». Уже тогда было очевидно: от прежнего Кроненберга, подарившего зрителям «Муху, «Автокатастрофу» и «Видеодром», не осталось и следа. Так бывает. Иногда нужно просто вовремя уйти и уступить место новому поколению. Впрочем, на это не у всех хватает смелости. В этом году 79-летний Кроненберг после долгой паузы снова приехал на Лазурный Берег, чтобы представить мучительно затянутую фантастическую историю о мрачноватом мире, в котором секс стал атавизмом эволюции, а люди больше не чувствуют боль.

Действие нового фильма Кроненберга происходит в будущем, где люди мутируют. Так называемый синдром ускоренной эволюции заставляет человеческие тела меняться причудливым образом — иногда из-за этих изменений они выглядят отталкивающе. А в некоторых случаях мутации и вовсе мешают жить обычной жизнью. 

Главные герои «Преступлений будущего» — Сол Тенсер (Вигго Мортенсен) и его помощница и соратница Каприс (Леа Сейду). Сол страдает тем самым синдромом — внутри его тела образуются неизвестные науке органы, функциональность которых не очень-то изучена. Но изучать их по большому счету не требуется. Мир будущего — это мир напоказ, в котором ничего не принято скрывать. Пока одни люди пришивают к телу уши и исполняют танцы на стыке балета и хип-хопа, такие как Сол подвергаются публичным хирургическим операциям — органы из тела героя вырезают на потеху толпе.

 

В фантастическом мире Кроненберга  боли больше нет — как нет и какого-либо движения вперед. Общество и культура стагнируют. Главное увлечение новых людей — нанесение друг другу изощренных увечий — поскольку боли они больше не чувствуют, этот процесс доставляет странное удовольствие. Для самого Сола вырезание органов — путь к спасению. Каприс полагает, что новые органы — нечто вроде раковых опухолей, которые нужно вовремя ликвидировать. Боли в мире будущего нет, зато смерть неизбежна (и вечна — воскрешать друг друга новые люди так и не научились). 

В целом мир будущего в новой картине — жалкое зрелище. Не ждите от картины размаха в стиле других популярных футуристических фильмов — «Бегущего человека» Ридли Скотта или «Первому игроку приготовиться» Стивена Спилберга. Ни бюджет, ни фантазия не позволили Кроненбергу развернуться в полную силу. 

 


При всей его кажущейся футуристичности фильм сложно воспринимать как историю собственно о будущем. Вся окружающая обстановка буквально дышит замшелой старомодностью. Здесь не мерцают неоновые огни, нет новых уникальных средств передвижения, здания похожи на те, что можно увидеть за окном и сегодня. Фильму не удается погрузить нас в соответствующую атмосферу — потому что деталей, которые могли бы ее создать, попросту нет. Максимум, чем может похвастаться канадский мэтр в 2022 году, — наличие в картине изумительной компьютерной графики и стильных визуальных эффектов. Тема телесных трансформаций и органических мутаций всегда была для Кроненберга одной из любимых, а теперь ему на помощь пришел технологический прогресс.  

Еще один слабый элемент картины — диалоги и сценарий в целом. Характеры персонажей не проработаны, мимика топорна. Кажется, из мира будущего исчезла не только боль, но и все чувственные проявления человеческого естества, включая эмоции. 

Что касается сценария, то историю Сола режиссер рассказывает настолько путанно, что к середине фильма зритель рискует потеряться — в хирургических терминах и политических интригах. Сцен «расчленения» здесь так много, что от любой из них можно оторвать взгляд — вы абсолютно ничего не упустите и не выпадете из контекста. Вероятно, сериальная форма подошла бы «Преступлениям будущего» куда больше. 

 

При этом актеры заслуживают безусловной похвалы. И Вигго Мортенсен, и Леа Сейду, и Кристен Стюарт, которая присоединяется к тандему позже, выкладываются по полной — насколько это возможно в заданных обстоятельствах. Достичь подлинных высот актерского мастерства сценарий все равно не позволяет. Сюжетная линия героини Сейду, например, оказывается буквально выброшенной на обочину, а суть ее отношений с героем Мортенсена остается неясной до самого конца. 

В «Преступлениях будущего» Кроненберг, с одной стороны, снова демонстрирует то, в чем он хорош, — рассказывает о двойственности человеческого естества. С другой стороны, историей о телесных мутациях вряд ли можно напугать зрителя в 2022 году. Если этот фильм задумывался как «последнее слово» мэтра, то звучит это слово, увы, неразборчиво и неубедительно. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+