К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Завещать лайки и разделить подписчиков: как можно распорядиться аккаунтом в соцсетях

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Можно ли распорядиться аккаунтом в соцсетях как имуществом — завещать лайки или разделить совместно нажитых подписчиков с супругом? А продать популярный аккаунт за долги обанкротившегося владельца? О существующей практике рассказывает старший юрист коллегии адвокатов Delcredere Алла Битарова

Мы можем скептически относиться к социальным сетям, но реальность такова, что аккаунт в социальной сети с большим количеством подписчиков — это ценный актив. Однако их оборот напрямую законодательством не регулируется. Немногочисленные исследования, посвященные правовой природе профиля в социальной сети, в основном исходят из позиции, что это имущество. 

Если обратиться к российскому законодательству, то в статье 141.1 ГК РФ в качестве цифровых прав признаются обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются правилами информационной системы, отвечающей признакам, установленным законодательством. Можно утверждать, что аккаунт в соцсети с точки зрения российского права — это иное имущество, цифровые права.

Но если профиль в социальных сетях — это имущество, то можно ли им распорядиться: завещать лайки или разделить совместно нажитых подписчиков с супругом, включить популярный аккаунт в конкурсную массу банкрота? Такие вопросы уже начали озадачивать юристов не только в теории, но и на практике. 

 

Совместно нажитый аккаунт 

В 2020 году разводящиеся блогеры-миллионники (имена которых не раскрываются) делили через московский суд свой аккаунт в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена). Поделить между собой привычные активы вроде квартиры и денежных средств они смогли. А вот оформленный на жену профиль в Instagram стал предметом судебного спора. Супруги вели его совместно, но по правилам социальной сети аккаунт должен быть оформлен на конкретного человека. 

С учетом специфики аккаунта разделить его между супругами вряд ли получится. Один из возможных вариантов — это прекращение режима общего имущества с выплатой половины стоимости тем супругом, на кого он оформлен, другому супругу. Однако сложно оценить стоимость аккаунта. Другой вариант — сохранение режима общего имущества за обоими супругами, с установлением их прав в отношении аккаунта. Но и этот вариант не так просто реализовать.

 

Нам неизвестно, чем закончился этот спор. Вероятнее всего, супруги достигли мирового соглашения. Но это дело интересно тем, что впервые в российской практике поднялись вопросы, связанные с оборотоспособностью аккаунтов. Ведь несмотря на очевидную денежную ценность Instagram-аккаунта, остается открытым вопрос, можно ли считать сам аккаунт в социальной сети общим имуществом супругов. 

Цифровое наследство

Профиль в социальной сети можно передать по наследству. Во всяком случае так считает Верховный суд Германии. К такому выводу суд пришел, рассматривая иск к Facebook (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) о доступе к содержанию личной страницы умершего пользователя. Девочка-подросток покончила жизнь самоубийством, а ее мать, пытаясь найти причины трагедии, обратилась к Facebook с заявлением о доступе к личной странице погибшей. Однако Facebook отказался предоставить такой доступ. 

Позиция Facebook заключалась в том, что аккаунт оформляется на конкретного человека, который вступает с Facebook в пользовательское соглашение. Такое соглашение не может быть передано третьему лицу. При передаче по наследству прав по пользовательскому соглашению Facebook от наследодателя к наследникам возникает положение, при котором наследник занимает место умершего пользователя, что приводит к нарушению принципа идентификации лица, на котором основано пользовательское соглашение.

 

Дело дошло до Верховного суда Германии, который признал, что права и обязанности по договору между пользователем и социальной сетью не связаны с личностью пользователя и могут быть переданы наследникам. Суд также не нашел в этом нарушение конфиденциальности: знакомство с содержанием личной страницы пользователя аналогично погружению в бумажные архивы.

В США законодатели также осознали необходимость в создании специальных правил передачи прав на аккаунты и учетные записи. В 20 штатах был принят закон, гарантирующий физическим лицам право передавать цифровое имущество на законных основаниях. Американской судебной практике известны случаи, когда близкие через суд получали доступ к аккаунтам благодаря использованию данного акта.

Все это говорит о том, что аккаунт в социальной сети можно передать по наследству. Желающие завещать свой аккаунт могут перечислить его в тексте завещания, а также включить пароли и ключи доступа к аккаунтам в текст завещания.

К слову, у некоторых социальных сетей есть опции, позволяющие распорядиться страницей на случай смерти. К примеру, в Facebook можно назначить хранителя аккаунта на случай смерти. Но вряд ли на практике пользователи спешат оставить такое «цифровое завещание». Кроме того, в этом случае аккаунт не переходит от одного владельца к другому, хранитель получает лишь временный доступ к аккаунту в случае смерти владельца и может вывести данные. 

Детский аккаунт 

Если раньше матери суеверно прятали фото детей под стикерами, то сейчас многие буквально с рождения стремятся завести ребенку аккаунт. Трогательный и милый контент мало кого оставляет равнодушным и хорошо продвигается.

 

Как правило, соцсети запрещают или ограничивают аккаунты, созданные детьми до 13 лет, однако вместо них могут вести аккаунты родители. Например, в Instagram вести аккаунт ребенка могут только его родители или опекуны. Заводя и продвигая такой аккаунт, родители полагают, что ребенок подрастет и оценит возможности, которые открывает для них популярный профиль.

Но родителям стоит быть осторожными. Например, в Германии право на неприкосновенность частной жизни наравне со взрослыми имеет и каждый несовершеннолетний. Пока ребенок слишком мал, чтобы самостоятельно принимать решения, для обнародования его фото нужно решение обоих родителей.

Французские власти рекомендуют родителям не размещать детские фото в интернете, так как они могут привлечь внимание психически нестабильных личностей, а также вызвать у самих детей социальные и психологические проблемы в будущем. Со временем ребенок, подобно герою фильма «Прощай, Кристофер Роббин», может начать тяготиться своей публичностью и, возможно, даже подаст в суд на родителей. Прецеденты уже есть. 

Австрийка засудила родителей за свои детские фото. Школьница обнаружила в Facebook-аккаунте родителей свои детские фотографии и была возмущена, что достоянием общественности стали интимные моменты детской жизни, где она сидела на горшке или лежала голая в кроватке. Она потребовала удалить эти фото, однако родители отказались. Девочка не сдалась и дождавшись, когда ей исполнится 18 лет, пошла на отчаянные меры — подала в суд на родителей. И суд разделил ее позицию и обязал родителей удалить фотографии. 

 

Продажа аккаунта 

В интернете огромное количество аккаунтов, предлагаемых к продаже, и даже существуют специальные площадки для их реализации. Цены зависят от количества подписчиков и охвата аудитории и могут достигать значительных сумм. К примеру, популярный Telegram-канал «Бывшая» был продан за 5,5 млн рублей. 

На практике такая продажа заключается в передаче логина и пароля от продавца покупателю. На первый взгляд, купля-продажа аккаунтов в соцсетях российскому законодательству не противоречит.

Но что происходит при этом юридически, сказать сложно: это перемена лиц в обязательстве (переход прав и обязанностей от одних участников сделки к другим) или же речь идет о передаче самостоятельного актива? Чтобы избежать ответов на эти вопросы, стороны обычно не спешат оформлять такую продажу юридически. Однако это стоит сделать. Отправной точкой должно стать то, как квалифицировать аккаунт в качестве предмета договора — является ли профиль в соцсети самостоятельным активом или же его продажа лишь перемена лиц в обязательстве между пользователем и площадкой. Более подходящим подходом для описания юридической стороны отношений при продаже аккаунта является замена стороны договорных отношений путем уступки права требования. Так, создатель аккаунта имеет право требования по отношению предоставляющей услугу соцсети. Далее путем заключения соглашения он может передать другому лицу логин и пароль, отказавшись от дальнейшего пользования услугой под этим аккаунтом в пользу нового покупателя. В таком соглашении следует детально прописать порядок и способ передачи доступов и все необходимые идентифицирующие характеристики передаваемого профиля. 

Перед заключением соглашения покупателю нужно удостовериться, что контрагент действительно владелец аккаунта. Для этого можно воспользоваться существующими сервисами гарантов сделок.

 

Также нужно обязательно удостовериться, что правила социальной сети не запрещают передачу аккаунта. Иногда сама соцсеть ограничивает возможность продажи аккаунта или передачи данных для входа в него. Такое ограничение, к примеру, есть в «Одноклассниках». При таком условии договор купля-продажа аккаунта будет недействительной сделкой. 

Но чаще всего такого ограничения нет, а соцсеть идентифицирует пользователей именно при помощи логина, а не настоящего имени, указанного в паспорте. Поэтому создать и поддерживать страницу человека в социальных сетях, в том числе путем размещения информации и фото, может любое лицо, и с точки зрения социальной сети передача аккаунта другому лицу не должна иметь большого значения. 

Никак не оформив передачу аккаунта юридически, пользователь рискует остаться ни с чем, мошенники могут продавать чужие аккаунты под видом своих или не передать доступ к аккаунту. Все это порождает сложные вопросы. Например, кто будет отвечать за действия, осуществленные из аккаунта, — новый владелец или старый и можно ли будет обратиться в суд, чтобы взыскать убытки с продавца или заставить его выполнить обязательство в натуре в случае, если аккаунт был продан, но доступ к нему покупатель так и не получил? 

Такие вопросы пока непривычны для судей, и им сложно найти решение в подобных спорах. Примером может служить многолетний спор волонтерских организаций «Мир тесен» и «Чемодан добрых дел», которые не смогли поделить группу «ВКонтакте». Создатель группы «Мир тесен» в какой-то момент уволился из одноименной волонтерской организации и организовал свое волонтерское сообщество — «Чемодан добрых дел». Группы «ВКонтакте» создатель переименовал и стал использовать вместе с имеющимся контентом и подписчиками для нужд новой организации. Организация «Мир тесен» подала иск в суд, ссылаясь на нарушение авторских прав. Однако суд отказался признавать аккаунты и группы во «ВКонтакте» самостоятельными объектами авторского права.

 

Проиграв суд, «Мир тесен» не сдалась и частично смогла защитить свои интересы с помощью антимонопольных органов. Действия общественной организации «Чемодан добрых дел» были признаны недобросовестной конкуренцией.

В российской судебной практике пока не сформировался единый подход по вопросу передачи прав на странички в соцсетях и мессенджерах. Поэтому стороны таких сделок в случае спора должны уметь использовать классические правовые инструменты. Уже сейчас действующее законодательство позволяет при творческом подходе к толкованию вписать в правовое поле сделки с аккаунтами. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+