К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Былое и думы вымышленного предпринимателя: почему бизнес-романы так популярны

Фото Slidebean / Unsplash
Фото Slidebean / Unsplash
Бизнес-романы — художественные произведения об успешных предпринимателях и увлеченных работой карьеристах — в наши дни считаются одним из самых перспективных жанров на издательском рынке. Рассказываем, когда он возник, почему такие книги любит массовый читатель и можно ли считать их настоящей литературой

От Эмиля Золя до Айн Рэнд

Так называемые бизнес-романы — истории успешного бизнеса, чаще всего вымышленные, рассказанные языком художественной литературы, — явление далеко не новое. Строго говоря, прародителями жанра можно считать «Дамское счастье» (1883) Эмиля Золя, где главному герою удалось превратить небольшую лавку в огромный прибыльный бизнес, и «Финансиста» Теодора Драйзера (1912) — о жизни и профессиональном становлении бизнесмена Фрэнка Каупервуда.

Один из самых ярких представителей жанра, роман Айн Рэнд «Атлант расправил плечи», был опубликован в 1957 году. Книга о том, как предприниматели пытаются спасти свой бизнес и свободную рыночную систему в «социалистической» Америке будущего, принесла автору всемирную славу. В течение 50 лет после первой публикации только в США было продано 7 млн экземпляров. Согласно отчету аналитиков Ozon, роман и в наши дни входит в топ-10 книг о бизнесе.

При этом художественная ценность произведения Рэнд до сих пор считается, мягко говоря, спорной. В год выхода одни критики называли этот роман «книгой, которую обязан крепко прижать к груди каждый бизнесмен», а другие — «худшим крупным прозаическим произведением» со времен «Источника» того же автора. 

 

Примечательно, что примерно тогда же, в конце 1950-х, «роман о карьере» стал чрезвычайно популярен в Японии. Первой звездой жанра в стране называют писателя Широяму Сабуро. В 1957 году, в один год с «Атлантом» Рэнд, вышла его книга «Экспорт». Роман показывает подноготную сферы крупных продаж. На родине он получил престижную литературную премию «Бунгаккай» и породил целую волну подражателей. В 1979 году в стране даже учредили специальную премию для авторов бизнес-романов. 

Deadline и «Пять пороков команды»

Япония — единственная страна, где бизнес-романы выделяют в отдельный жанр. В остальном мире как отдельную категорию их рассматривают редко, причисляя то к бизнес-литературе, то к художественной. При этом романы о бизнесе по-прежнему пишутся, издаются и пользуются популярностью у читателей, в том числе в России.

 

Как рассказала Forbes Life шеф-редактор направления «Бизнес» издательства МИФ Ангелина Шапиро, сейчас книг, которые можно было бы отнести к жанру бизнес-романа, в портфеле издательства пока не так много. Тем не менее тиражи некоторых впечатляют. Так, книга американского инженера-программиста, главы консалтинговой компании Atlantic Systems Guild Тома ДеМарко, «Deadline. Роман об управлении проектами» разошлась в количестве 20 000 экземпляров (для сравнения: средний тираж книги в России, по данным за 2021 год, составляет 3500 экземпляров). В романе описываются жизнь и рабочие будни руководителя — все свои мысли главный герой записывает в блокнот, а в конце каждой главы дает читателям советы по управлению проектами и взаимодействию с командой. 

Другие бестселлеры жанра — романы «Пять пороков команды» Патрика Ленсиони и «Цель-2» Элияху Голдратта (продолжение бизнес-романа «Цель», вышедшего в 1984 году и разошедшегося тиражом в несколько миллионов экземпляров во всем мире). Тираж каждого из этих произведений в МИФе — 8000.

«Людям нравится этот жанр, потому что он объединяет в себе черты как художественной литературы, так и бизнес-литературы, — говорит Ангелина Шапиро. — Можно подчерпнуть полезные знания и при этом приятно провести время за чтением. К тому же, хорошие бизнес-романы способны вдохновлять и мотивировать». Шапиро признается, что в ближайшее время МИФ планирует расширять портфель бизнес-романов — и сдавать их чаще и больше — особенно, бизнес-романов русскоязычных авторов: «У нас жанр бизнес-романа появился сравнительно недавно, но уже есть первые ласточки, например, книга Михаила Воронина, Дарьи Кабицкой и Натальи Тихоновой «HR-квест. Как сделать сотрудников адвокатами бренда». Сейчас мы готовим к выпуску еще несколько изданий русскоязычных авторов. Вероятно, уже зимой увидим результаты». 

 

В скором времени бизнес-романы, вероятно, появятся в портфеле еще одного издательства — «Лимбус-пресс». Его генеральный директор Ольга Тублина признает, что замечает растущую популярность таких книг и понимает ее причины. «Среди наших лидеров продаж много книг, которые контекстуально близки бизнес-романам, например, рассказывают истории успеха, — комментирует Тублина. — Книга «Уилки Коллинз» Питера Акройда стала книгой месяца по числу продаж. Она рассказывает о становлении и сенсационном успехе Коллинза, появлении авторского общества, защите авторских прав, о публичных выступлениях, гастролях, дружбе с другими великими людьми. Мы видим, что есть запрос на истории успеха. Читатели ищут ролевые модели в близких по духу успешных людях, им нравится изучать «личный бренд». 

Важные вещи упрощенным языком

В том, что популярность жанра бизнес-романа в России в ближайшее время будет набирать обороты, уверены не только те, кто работает в сфере книгоиздания. Директор по персоналу и организационному развитию компании OfferGate Рада Рогожникова убеждена, что истории успеха, написанные в форме романа, — спасение для перенасыщенных информацией современных людей.

«Компаниям часто важно, чтобы сотрудники общались в рамках однородного информационного поля, быстро понимали друг друга. Здесь на помощь слабо подкованным теоретически или же сильно загруженным сотрудникам как раз приходят бизнес-романы. Каждому хочется иметь возможность расслабиться и отдохнуть, а с помощью такого формата гораздо лучше запоминаются многие вещи. Это хорошие симуляторы, которые простым языком объясняют важные менеджерские и управленческие задачи», — считает Рогожникова.

Грамотный сторителлинг — одна из главных (если не главная) причина успеха бизнес-романов в России и мире. О важности умения преподнести информацию, упаковав ее в увлекательную историю, психологи и бизнесмены заговорили еще в начале 1990-х — первым это сделал руководитель концерна Armstrong International Дэвид Армстронг. В 1992 году он выпустил книгу MBSA: Managing by Storying Around, в который рассказал, что можно гораздо эффективнее доносить до подчиненных инструкции, когда информация подается в форме увлекательных историй. 

С тех пор сторителлинг активно используют во многих сферах, особенно в маркетинге и рекламе, и это оправданно. По данным маркетингового агентства Granth, 55% покупателей охотнее купят товар, если им нравится история, построенная вокруг этого товара или бренда. А 15% клиентов приобретут такой товар немедленно и без раздумий. 

 

Бизнес-романы — те же бизнес-книги, но с грамотно выстроенным сторителлингом. «Весь мир молится на сторителлинг. О том, что он важен, говорят писатели, журналисты, маркетологи и рекламщики, напирая на то, что любая идея, оформленная как логичная история с сюжетом, лучше запоминается читателю или слушателю, — рассуждает литературный критик Елена Васильева. — Специалисты по сторителлингу ссылаются на исследования о мозге, утверждающие, что человеческий мозг склонен систематизировать информацию, обнаруживать связи между фактами и соединять их если не в полноценные рассказы или романы, то хотя бы в скромные сюжеты. По той же причине мотивационные романы будут выигрывать у привычных мотивационных книг: полноценная история по-настоящему захватывает внимание. Всегда хочется узнать, «а что же там дальше» и «чем закончилось», а герои способны вызывать сопереживание. И даже свойственная таким книгам назидательность может нивелироваться благодаря увлекательности сюжета».

«Чисто утилитарный подход»

Литературная ценность большинства современных бизнес-романов, как и во времена Айн Рэнд, остается спорной. Если не брать в расчет Японию, где для писателей, работающих в этом жанре, существует специальная премия, наград от критиков такие книги не получают. «Это, конечно, литература, но литература для тех, кто не очень много читает, — говорит о романе «Атлант расправил плечи» Елена Васильева. — Как правило, поклонникам подобных книг не нужны изыски. К чтению у них чисто утилитарный подход. Оно должно развлекать, вдохновлять, подавать пример. В первую очередь они думают о том, чему книга может их научить». 

Ольга Тублина из «Лимбус-пресс» не вполне согласна с такой точкой зрения. «Художественная ценность романа определяется не его темой, а мастерством автора и его влиянием на читателя», — утверждает Тублина. Она не исключает, что со временем литературные премии смогут получать и авторы, пишущие бизнес романы, — в конце концов, качество текста не зависит от жанра. 

Но если даже премии ни один автор бизнес-романа не получит, сам жанр, судя по всему, будет оставаться на волне еще долго, как и книги об успехе в целом. По данным Amazon, нон-фикшен о том, как «зарабатывать миллионы», а также мотивационные книги для тех, кто мечтает сделать головокружительную карьеру, до сих пор остаются в топе самых популярных жанров. Судя по всему, народная любовь к ним переживет не одно десятилетие, а то и столетие.

 

«Мы живем в эпоху культа саморазвития, когда кажется, что каждое действие обязательно должно быть полезным, — говорит психолог Алия Сабирзянова. — Чтение бизнес-литературы помогает нам поддерживать образ продуктивного человека. Мы прикасаемся к чужому опыту, вдохновляемся, а значит, повышаем свою уверенность и стойкость перед лицом неудач. Кроме того, бизнес-книги в большинстве случаев предлагают быстрые и конкретные ответы. А это всегда выглядит очень привлекательно, поскольку избавляет от необходимости постоянно размышлять и снижает личный уровень ответственности за принятие того или иного решения».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+