У меня FOBO: как «страх лучшего варианта» парализует человека при принятии решений
Все началось с FOMO
О страхе упущенных возможностей — FOMO (от англ. fear of missing out. — Forbes Life) — впервые заговорил маркетолог Дэн Херман более 20 лет назад. Несколькими годами позже венчурный капиталист Патрик Макгиннис в статье для Гарвардской школы бизнеса дал определение обоим состояниям и добавил в список FOBO (от англ. fear of better options. — Forbes Life). Позже он посвятил им книгу «FOMO sapiens».
Оба страха возникают в ситуации изобилия, но оказывают на нас разное влияние. Люди с FOMO боятся даже на минуту выключиться из жизни, чтобы не пропустить интересные события, возможности или информацию. Поэтому большую часть дня проводят онлайн: проверяют ленты социальных сетей, чаты, почту. Им становится необходимо изучать жизнь других и сравнивать ее с собственной.
Сам Патрик Макгиннис, а также исследования, проведенные другими учеными, подтверждают: FOMO приводит к повышению уровня тревожности, к неуверенности в себе, депрессии и снижению качества жизни. Ученые разработали метод анализа на основе фактических данных, показывающий, как FOMO непосредственно влияет на жизнь и самоощущение. Так, страдающие FOMO жалуются на «более высокую утомляемость, более сильный стресс, более частые проблемы со сном и физические недомогания». Опрос показал: 56% людей страдают от того, что якобы упускают некие возможности.
Для определения FOMO можно пройти специальный тест. Необходимо оценить каждый свой ответ по пятибалльной шкале, а после этого сложить баллы и разделить полученную сумму на 10. По результатам опроса 2000 пользователей создатели теста вычислили, что если средняя величина больше или равна 3, то человек, прошедший тест, похоже, вступил в ряды «FOMO sapiens».
FOMO, конечно, может быть серьезной проблемой, но он отравляет, прежде всего, жизнь самого человека, не нанося существенного вреда окружающим. Чего нельзя сказать о другом недуге нового тысячелетия — FOBO.
FOBO: как проявляется и как влияет на жизнь
Если FOMO провоцирует хвататься за все подряд из страха что-нибудь упустить, то FOBO, наоборот, парализует. Человек старается выбрать наилучшее и зачастую не выбирает ничего. В той или иной степени муки выбора испытывают все. Желать для себя лучшего и не соглашаться на первое, что предлагает жизнь, — нормальный процесс для любого человека. Другое дело, когда мы начинаем бесконечно перебирать варианты при принятии даже самых малозначительных решений. Иногда кажется, что для людей с FOBO вся жизнь — мучительный выбор.
FOBO — «болезнь изобилия», которая погружает в мир бесконечных «может быть» и «если бы». FOBO заставляет молчать, когда необходимо утверждать планы, или ждать лучшего момента для покупок, инвестиций, знакомств. Или принуждает отказываться от решения в последний момент, ожидая чего-то «более стоящего».
FOBO влияет не только на жизнь самого человека, который склонен к такому поведению, но и окружающих его людей, которые также пребывают в неопределенности и не могут ничего планировать: ни поездку, ни переговоры, ни мероприятие.
Психолог Барри Шварц, исследователь и автор книги «Парадокс выбора», утверждает, что изобилие может серьезно навредить благополучию, стать причиной тревоги и депрессии. Избыток альтернатив приводит к тому, что мы постоянно чувствуем себя занятыми процессом выбора. При этом ученые доказали, что принятие решений истощает силу воли. Наши когнитивные ресурсы ограничены, поэтому наличие большого количества вариантов для рассмотрения быстрее истощает нашу умственную энергию, подавляя нас. Попытка найти наилучший вариант делает нас такими же склонными к перегрузке выбором, какими делает и неуверенность в своих предпочтениях.
Исследование Шварца также показало, что те, кто ищет только лучшее, — максимизаторы. Они менее удовлетворены своей жизнью, менее счастливы, менее оптимистичны и более подавлены. А еще часто подвержены «раскаянию покупателя»: после каждого сделанного выбора вместо ощущения радости такие люди сожалеют, что приняли решение слишком быстро. Для них изобилие превращает каждый сделанный выбор в проигрыш. При этом чем больше вариантов, тем сильнее вероятность того, что человек разочаруется.
«Парадокс выбора»: больше значит меньше
Еще в 1956 году психолог и ученый Джордж Миллер в своем исследовании памяти пришел к выводу, что мозг взрослых может одновременного оперировать семью (максимум девятью) объектами. Чтобы иметь дело с большим количеством данных — например, совершая покупки, — мы должны создать систему для сравнения альтернатив.
О перегрузке выбором в 1970 году говорил и писатель Элвин Тоффлер в книге «Шок будущего». Автор предсказал, что по мере усиления индустриализации люди будущего пострадают от «парализующего избытка» выбора.
Позже перегрузка выбором стала привлекать внимание все большего числа исследователей. В 1995 году Шина Айенгар, один из ведущих экспертов в области выбора, провела знаменитое исследование джемов. Суть эксперимента: когда на витрине было шесть джемов, остановились 40% клиентов, из них 30% совершили покупку. Когда на прилавок поставили двадцать четыре вида джема, 60% людей остановились, чтобы посмотреть на варенье, но только 3% из этих клиентов его купили.
Исследовал перегрузку выбором и Барри Шварц. В книге «Парадокс выбора» он доказал: большее количество вариантов приводит к более болезненному выбору. В свою очередь, испанские ученые с помощью эксперимента на МРТ выяснили: повлиять на решения может как чрезвычайно большое, так и малое количество критериев. Активность зон полосатого тела мозга и передней поясной коры, отвечающих за объективную оценку ценности, показала, что легче всего выбрать, когда количество вариантов среднее.
То, что изобилие вариантов вызывает у людей волнение, нежелание принимать совершенно никакие решения и депрессию, показывают и другие исследования.
Как широта выбора зависит от культуры и статуса
Социальный психолог Хейзел Р. Маркус в одном из исследований пришла к выводу о том, что смысл и значение выбора — культурные конструкции. Поэтому широта выбора меняется от таких составляющих, как культура и статус. Если человек убежден, что является хозяином своей жизни, то право на выбор для него — то же самое, что право на свободу.
Например, для американского общества возможность выбора — неотъемлемая составляющая культуры. Это часть общественного договора, прописанная в Декларации независимости. А в некоторых частях Азии в обществе чрезвычайно крепки связи между его членами. Поэтому люди, воспитанные в такой культуре, часто ориентируются на то, как решения, принятые каждым из них, влияют на других.
Материальное положение также оказывает существенное влияние на то, как часто человеку приходится выбирать из множества альтернатив. Склонность к FOBO напрямую коррелирует с тем, насколько богата выбором оказывается жизнь. Но даже средний достаток и невысокая должность в сегодняшних реалиях открывают огромный выбор предметов ежедневного потребления.
Как справиться с FOBO
Оптимизационная задача, сформулированная математиком Мартином Гарднером, — одно из отражений проблемы остановки выбора. Она рассказывает о девушке, которая выбирает жениха из тысячи претендентов. Цель невесты — найти наилучшего. Для этого девушка проводит время с каждым из молодых людей единожды и в случайном порядке. Девушке по факту становится известно, лучше текущий жених своего предшественника или нет. В результате общения с каждым кандидатом невеста должна принять решение. В момент, когда она определится, процесс остановится.
Ответ нашел математик Сабир Гусейн-Заде. Если число вариантов n велико, оптимальное решение — отказать первым кандидатам. То есть в случае невесты с 1000 вариантами нужно отсмотреть 368 претендентов, просто запоминая их для сравнения. А затем из оставшихся 632 выбрать первого, кто окажется лучше уже отсмотренных. Вероятность того, что он будет наилучшим из 1000, достигает примерно 40%, а того, что будет одним из лучших или достаточно хорошим для счастливой жизни, — еще выше.
Но мы не всегда знаем точное количество возможных вариантов и не всегда можем принимать решения, руководствуясь математическими формулами. Однако если мы не будем управлять процессом, то попадем в ловушку нерешительности. Одна из вещей, которая подпитывает перегрузку выбором, — неопределенность предпочтений. Мы не всегда точно знаем, что ищем. При этом если хотим получать самое лучшее, должны четко представлять свои потребности.
Патрик Макгиннис, автор книги «FOMO sapiens», утверждает, что принимать решения стоит, основываясь на следующих принципах:
- Выбирать то, чего вы действительно хотите.
Чтобы сделать выбор, необходимо понимать свои желания. Следует определить цели, сосредоточиться на действительно важном, а остальное оставить без внимания и действовать. Необходимо определить для себя 8-9 самых главных критериев, честно ответив себе на вопрос о том, почему они важны. Из них выбрать три еще более значимых критерия и определиться окончательно. Кроме этого, можно зафиксировать все принятые обоснования, чтобы дополнительно удостовериться: решения продуманы и целостны.
- Найти в себе силы отказаться от остального, чтобы не сожалеть.
Страх лучшего варианта не исчезает после принятия решения. Наоборот, человек все больше задается вопросом: это точно был наилучший вариант?
Постоянное возвращение к одному и тому же набору вариантов наносит наибольший вред. Поэтому, как только вариант исключен, — он должен перестать существовать. Важно избавиться от иллюзии о том, что мы якобы можем совершить единственный правильный выбор.
Барри Шварц утверждает: можно дать себе время «просто посмотреть» на альтернативы — это поможет снять лишнее напряжение. Но при этом важно ставить себе ограничение по времени на изучение вариантов, рассматривать выбор как необратимый, а также вести «дневник благодарности». Избыток альтернатив часто скрывает от нас положительные стороны того варианта, который мы выбрали, и заставляет зацикливаться на его недостатках. Исследования показывают, что чувство благодарности при всей своей кажущейся банальности и простоте является источником силы.
С каким бы количеством альтернатив мы ни сталкивались, главное — постараться слушать себя, изучать свои истинные потребности и стремиться к решительным действиям. И быть готовыми к тому, что если сделанный выбор себя не оправдает, то мир от этого не рухнет. В случае если преодолеть состояние FOMO или FOBO самостоятельно не удается, всегда лучше обратиться к профессиональной психотерапии. Ведь страх «что-то упустить» или дождаться несуществующего «самого лучшего» варианта не стоит того, чтобы ставить жизнь на паузу.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.