Хлоя (Ана Жирардо) с маленьким слабослышащим сыном Жюлем (Джованни Пуччо) переезжают из большого города в глухую деревню. Здесь они неслучайно. Во-первых, героине — талантливой учительнице из мегаполиса — предложили интересную работу в сельской местности. Во-вторых, Хлоя, судя по всему, не без труда вырвалась из абьюзивных отношений с мужем и отцом Жюля — тот был агрессивен и склонен к насилию.
Здесь, вдалеке от городской суеты, Хлоя и Жюль должны начать жизнь с чистого листа. Правда, многое в здешней местности настораживает, если не сказать пугает. Вокруг деревни рыщет волк — по словам охотников, он загрыз уже несколько особей домашнего скота. Не так давно пропал маленький ребенок, одногодка Жюля, и повсюду висят объявление с его фотографией, на которые обращает внимание смышленый сын Хлои.
Монстры в далекой глуши — тема настолько избитая, что выдать что-то по-настоящему уникальное практически невозможно. Тем не менее год за годом на больших и малых экранах выходит изрядное количество триллеров и хорроров, где в центре повествования одинокая мать, поселившаяся вдали от города с ребенком. От канадского триллера «Дитя тьмы» о зле, притаившемся внутри подростка, до ирландского инди-хоррора «Другой» — о таинственной связи ребенка и загадочной дыры в лесной глуши.
Той же проторенной тропой решил пойти режиссер Арно Малерб. «Бойся темноты» — его третья полнометражная работа после фэнтези «Бельвильская история» и триллера о магическом фотоаппарате «Камера-обскура». На первый план в новом фильме Малерба, как кажется поначалу, выходит детско-родительский конфликт. Да, кругом творится что-то трудно объяснимое: прохожие бросают на ребенка косые взгляды, одноклассники насмехаются над ним, а молчаливая девочка, сверля Жюля глазами, показывает ему средний палец. Но хуже всего то, что родная мама ему не верит.
Мальчик уверен: во всем виновато чудовище. Некий монстр, выглядывающий из темноты и блуждающий по окрестностям. Свирепые животные, пропавший ребенок, немой страх, сковывающий местных жителей, которые не очень-то отличаются радушием и вообще, кажется, не слишком счастливы — все это вторичное. Позднее в фильме появляется еще один герой — доктор по имени Матье (Самюэль Жуи) становится новым романтическим партнером матери и главным соперником Жюля в борьбе за ее внимание.
Казалось бы, у сценария большой потенциал. Автор мог бы рассказать глубокую историю личностного кризиса, использовать сюжет, чтобы поговорить о детских травмах и рассказать, что творится в душе маленького молчаливого мальчика. Но «Бойся темноты» не использует и 5% потенциала — фильм топчется на месте, как маленький Жюль, то и дело крутящий слуховой аппарат, который висит у него за ухом. При этом работу со звуком в фильме хочется похвалить. Перед нами, конечно, не «Звук металла», где тишина стала самостоятельным героем картины, но тем не менее, периоды затишья и сцены скандалов, в которых громкость выкручена на полную, в «Бойся темноты» образуют такой причудливый синтез, что за ним интересно наблюдать.
Гораздо хуже обстоят дела с фантастической составляющей. Почему местные жители раньше не предприняли хоть чего-то, чтобы изгнать чудовище? Да и вообще, существует оно на самом деле или это лишь плод фантазии Жюля? Как мальчик научился управлять птицами? «Бойся темноты» можно похоронить под лавиной закономерных вопросов. Но ответа ни на один из них зритель не получит.
Главный казус картины в том, что режиссер пытается объять необъятное. В фильме есть классические скримеры (сцены, при просмотре которых зрители по задумке должны кричать от ужаса), сценарий задает обстоятельства, в которых скримеры вроде как работают — но эти сцены не пугают до дрожи в коленках, а выглядят нелогичными ляпами. Есть в «Бойся темноты» и намек на постхоррор (синтез хоррора и драмы, не ставящий себе главной целью напугать зрителя). Однако, чтобы его элементы смотрелись органично, фильму недостает эмоциональной отстраненности.
Французский режиссер попытался снять странноватую сказку о детях, ставших жертвами пороков взрослых, но до того же Оза Перкинса («Гретель и Гензель») Малерб явно недотягивает. История ведет к развязке, которую толком незачем ждать, — зрителей ничто не держит у экранов уже после 10 минут хронометража.