Уместить человечество в 16 типов: что такое тестирование MBTI и стоит ли ему верить
Что такое MBTI и при чем здесь Юнг
В 1921 году швейцарский психиатр Карл Густав Юнг опубликовал труд «Психологические типы». Главная идея работы заключалась в том, чтобы упорядочить особенности психики людей по двум основным факторам: в соответствии с их психологическими установками, которые могут быть интровертными или экстравертными, и с учетом того, насколько выражены у личности психические функции — мышления, чувства, ощущения и интуиции. По задумке Юнга, различные сочетания и градация этих особенностей создает «тригонометрическую сетку» — спектр, который удобно применять в психологической практике для определения наиболее эффективных способов взаимодействия с пациентом.
Позднее для определения типа по Юнгу стали использовать тесты Грея — Уилрайта и специальный опросник «Индекс юнговских типов», разработанный норвежскими психологами Тором Одегордом и Хальвардом Рингстадом. При этом сам Юнг в 1934 году акцентировал внимание на том, что его метод служит лишь для систематизации полученных на практике данных — и не может использоваться как способ «классифицировать» людей.
Однако в начале 1920-х годов американский психолог Кэтрин Бриггс все-таки взялась разрабатывать собственную типологию личности, взяв за основу труды Юнга, с которым она состояла в переписке и однажды даже встретилась — во время визита ученого в США. Вместе с дочерью Изабель Бриггс Майерс, писательницей и психологом (формального психологического образования не было ни у матери, ни у дочери — в те годы женщинам было трудно его получить), она придумала индикатор психотипов MBTI (Myers Briggs Type Indicator). После многих лет изучения теории Юнга и наблюдения за людьми в 1940-е годы мать и дочь разработали опросник из 172 вопросов.
Ответив на все вопросы, испытуемый получал возможность узнать, к какому из 16 типов личности он относится. Каждому типу были присвоены псевдоним и «научное» название в виде аббревиатуры из четырех букв — например, «Коммуникатор» (ENFP) или «Инспектор» (ISTJ). Е или I означают «экстраверсия» или «интроверсия», N или S — «интуиция» или «сенсорика», F или T — «мышление» или «чувство», а J или P — «суждение» или «восприятие». Все эти характеристики дихотомичны и описывают то, как личность взаимодействует с миром — опирается на телесные ощущения или воображение, логику или эмоции, принимает решения продуманно или спонтанно и так далее.
Результаты трудов Майерс — Бриггс были опубликованы в 1950-х годах, а само тестирование удалось опробовать на 10 000 студентов колледжа Джорджа Вашингтона, в котором отец Бриггс был деканом. В итоге методология нашла своих последователей — к началу 1970-х годов ее уже активно использовали, в том числе, например, студенты Мичиганского университета. К этому времени опросник был доработан и существенно сокращен.
В 1975 году Изабель Бриггс вместе с психологом Мэри Макколли, главой медицинского центра Университета Флориды, основали типологическую лабораторию, позже преобразованную в Центр прикладного типирования (Center of Application of Psychological Type). Эта некоммерческая организация существует по сей день, занимается исследованиями в области психологии личности и популяризацией MBTI.
Начиная с 1990-х MBTI все чаще стали использовать компании, пытаясь с помощью теста найти идеально подходящих сотрудников и сформировать «команду мечты». Не все компании, использовавшие или по сей день использующие в работе MBT,I готовы открыто об этом говорить, но, по данным экономического портала Marketplace, в конце 1990-х услуги по тестированию MBTI занимали существенную долю рынка — от 20% до 30%.
От Мичигана до Южной Кореи
Популярность MBTI среди обычных пользователей возросла с началом эры интернета. Сегодня пройти тот самый опросник и узнать свой тип может каждый не вставая с дивана — в том числе благодаря британской компании Neris Analytics Limited. В 2011 году она запустила сайт 16personalities.com. Пройти опросник из 60 вопросов, который представляет собой упрощенную версию MBTI, здесь можно абсолютно бесплатно — тогда как на официальном сайте вам нужно будет заплатить около $50.
Согласно статистике сайта, с момента его создания до мая 2022 года тест прошло уже более 40 млн человек. Однако платформа для учета трафика Similarweb демонстрирует другую картину: с момента запуска сайт успели посетить 25,7 млн пользователей. Сколько из них прошли тест до конца (и вообще прошли), неизвестно. Что примечательно, чаще всего на сайт заходят пользователи из США (их почти 20% от общего числа), а на втором месте — жители Южной Кореи (5,33%). Причем если число американцев, интересующихся опросником, падает, то число корейцев, наоборот, только растет.
В последние несколько лет тестирование MBTI действительно стало популярно у южнокорейской молодежи. И 20-летние, и 30-летние проходят тесты, чтобы затем подобрать себе по типу «идеального» романтического партнера. Эксперты объясняют это менталитетом южнокорейского общества — на первом месте здесь эффективность, а уже потом эмоции. «В нашем обществе, если вы знаете тип партнера заранее, вы верите, что сможете построить более «эффективные» отношения», — рассказал в комментарии CNN профессор психологии Данкукского университета Лим Менг-хо.
В июне этого года южнокорейская компания Thingsflow запустила онлайн-симулятор, который позволяет «пообщаться» с ботами, имитирующими поведение каждого представителя 16 типов по MBTI. По данным самого разработчика, только в первую неделю после запуска приложение скачали 1,2 млн пользователей.
Южнокорейская культура в последнее время популярна во всем мире. Так, бойз-бенд BTS в 2020 и 2021 годах становился самым коммерчески успешным музыкальным коллективом (в прошлом году по суммарным продажам группа обогнала Адель и Тэйлор Свифт), в июне этого года участники группы посетили с визитом Белый дом и лично встретились с президентом Джо Байденом. Участницы другой популярной корейской группы, герлз-бенда Blackpink, подписывают контракты с крупными модными домами — от Chanel до Celine.
Вместе с популярностью корейских знаменитостей во всем мире растет и популярность тестов MBTI. Айдолы (так называют участников корейских поп-групп) регулярно выкладывают результаты своих тестов в соцсети — вслед за ними опросники проходят и поклонники, большинство из которых подростки. Российских зумеров увлечение тоже не обошло стороной. Только во «ВКонтакте» теме MBTI посвящено 142 сообщества, самое популярное из которых насчитывает около 40 000 подписчиков.
Снять с себя часть ответственности
При этом тестирование MBTI по-прежнему популярно не только у подростков, но и в корпоративном мире — российском и зарубежном.
По данным журнала Psychology Today, сегодня тесты на определение типа личности используют 80% компаний, которые входят в список Fortune Global 500. Не все из них используют MBTI, но система Майерс — Бриггс входит в топ-5 самых популярных. По словам Кэтлин Мерфи, сертифицированного коуча института Гэллапа, применение результатов персонального тестирования на практике успешно повлияло на работу таких гигантов, как Facebook, Google и Amtark and Kroger.
«MBTI как вид тестирования очень часто упоминается в среде HR, — рассказала Forbes Life директор по персоналу и организационному развитию компании OfferGate Рада Рогожникова. — Однако в своей практике я не встречала такого, чтобы требовался один конкретный тип. Все зависит от компании и позиции, на которую претендует соискатель, потому что разные должности подразумевают разные роли. И понятно, что только лишь на основе результатов личностного тестирования соискатель не получит позицию. Я считаю, что такие опросы должны быть вишенкой на торте принятия управленческих решений — ни в коем случае не основой. И, конечно, огромную роль играет профессионализм людей, которые интерпретируют результаты тестирования».
Есть и специалисты по найму персонала, которые относятся к тестированию MBTI с явным скепсисом. В их числе — директор по развитию человеческого капитала Школы управления «Сколково» Сергей Спасов. «Мне кажется, подобные тесты все-таки не влияют на эффективность работы компании напрямую, — считает Спасов. — Думаю, когда работодатель зациклен на таких нюансах, как результаты MBTI, это помогает ему снять с себя часть ответственности за выбор кандидата». По словам эксперта, методика MBTI постепенно устаревает и ей на смену приходят другие инструменты «проверки» потенциального кандидата — например, изучение его соцсетей или просьба решить на собеседовании кейс из практики. Все это способно дать работодателю куда больше информации о человеке, чем то, к какому «типу личности» его отнесли бы американские психологи, жившие в середине прошлого века.
Кроме того, на смену MBTI приходят и другие психологические методики — например, тест Хогана, состоящий из семи шкал и разработанный специально, чтобы оценивать личность в бизнесе. А также опросник Clifton Strenghts, разработанный институтом Гэллапа и исследующий сразу 34 аспекта личности. По данным компании по исследованию рынков Slintel, только в 2022 году использовать тесты Хогана при найме персонала начали 162 компании. А если верить самому институту Гэллапа, то тест Clifton Strenghts используют уже 90% компаний из списка Fortune Global 500.
Упрощенное представление о личности
C момента создания тест MBTI активно критикуют психологи. Главные недостатки системы Майерс — Бриггс, по мнению экспертов, в отсутствии надежной научной базы. Согласно критикам, типы MBTI представляют собой не что иное, как набор стереотипов. Само типирование при этом —лишь попытка загнать в рамки человека, чья личность намного сложнее, чем «Инспектор» или «Коммуникатор». «MBTI дает до нелепого ограниченное и упрощенное представление о человеческой личности, которая на самом деле представляет собой многосоставную и невероятно сложную для изучения систему, — писала в 2013 году The Guardian. — Исследование личности — настоящая наука, и есть множество тестов, которые основаны на научных исследованиях. Кажется, тест MBTI к этой категории не относится».
«Несмотря на то что создатели MBTI вдохновлялись трудами Юнга, в их типологии есть значительные расхождения в понимании и определении именно интровертных типов, — считает психолог Алия Сабирзянова. — К тому же современные исследования отмечают, что, во-первых, данный опросник легко обмануть, а во-вторых, полученные результаты не всегда подтверждаются другими надежными и валидными методиками. Учитывая то, что сам Юнг предупреждал о применении его типологии, в первую очередь как инструмента для систематизации научного знания, а не в целях классификации людей, использование опросника MBTI едва ли можно назвать надежным методом».
Впрочем, есть психологи, которые настроены к MBTI чуть более лояльно. Но даже они не советуют относиться к результатам теста чересчур серьезно — и тем более полагаться на них при принятии важных решений, будь то поиск сотрудника или романтического партнера. «MBTI-типология имеет право на существование, — говорит психолог Галина Лайшева. — Она достаточно общая, но в ней есть попытка выявить слабые и сильные черты, и любой человек может из этого что-то полезное для себя выделить. Но надо помнить, что это не единственная классификация, и качественная диагностика проводится на основе сотни различных параметров и с применением множества методик. Невозможно определить свой тип личности, ответив на несколько десятков вопросов. Если нужен реальный, практически применимый результат, лучше обратиться к профессионалу».
Впрочем, если даже крупные компании в скором времени откажутся от MBTI, мода на это тестирование в соцсетях и среди кумиров молодежи, судя по всему, пойдет на спад нескоро. А когда популярность теста Майерс — Бриггс сойдет на нет и среди «обычных» людей, ему на смену придет новая система классификации людей — такая же понятная и простая для неподготовленных исследователей. В нулевые и 2010-е годы отечественные психологи-любители, например, увлекались соционикой, системой, очень похожей на MBTI и разработанной в 1970-е годы советским экономистом Аушрой Аугустинавичуте. Пик увлечения соционикой пришелся на 2014 год — в январе число запросов в поисковике «Яндекса» по этой теме составило почти 122 000. Однако уже в марте интерес к ней у пользователей неожиданно упал почти на 20%.
«Мозгу очень важно получить конкретную информацию, которая будет способна объяснить наше поведение, — говорит Алия Сабирзянова. — Тесты как раз отвечают этой потребности. Кроме того, результаты могут подчеркивать нашу «уникальность и неповторимость» и, следовательно, «успокаивать» человека, избавлять его от необходимости изменить жизнь. Именно по этой причине очень часто к тестированию прибегают люди, которые хотят повысить свою уверенность в себе, получая через них подтверждение правильности своих действий».
При этом, по мнению эксперта, результаты тестов могут, в свою очередь, влиять на поведение человека. Существует так называемый эффект Барнума (или Форрера) — он описывает ситуацию, когда человек верит любому «научному» описанию своего характера, даже если те качества, которые якобы ему приписывают, на самом деле встречаются у большинства людей. «Потенциальный вред тестов заключается в том, что, получив результат, человек может начать «программировать» свое поведение, — предостерегает Алия Сабирзянова. — Иногда человек становится «заложником образа», он начинает специально выбирать линию поведения, которая соответствует его «типу». Если же результат покажется «плохим», можно утратить мотивацию к изменениям («Тест же показал, что я не умею, этого мне не дано!»). Могут снизиться самооценка и качество жизни. Тесты все-таки лучше выполнять и расшифровывать совместно с психологом, чтобы иметь возможность, во-первых, пользоваться стандартизированными и валидными методами, а во-вторых — детально обсудить, как именно полученные результаты соотносятся конкретно с вашим характером».