Что такое эмпатия
Эмпатия в психологии — это понимание чужих эмоций и осознанное им сопереживание. Психолог Дэниел Гоулман, автор книги «Эмоциональный интеллект», считает, что в более широком смысле эмпатия также включает в себя правильное реагирование на «проблемы или нужды, стоящие за эмоциональными переживаниями и поведением другого человека».
Люди редко выражают словами свои истинные чувства. Нам бывает сложно сформулировать свои переживания и потребности даже для самих себя, уж тем более облечь их в устную форму и донести до собеседника. Но, кроме слов, коммуникация включает в себя выражение лица, жесты, оттенки голоса, интонации и другие невербальные сигналы, которые человек с развитой эмпатией может считать, расшифровать и таким образом приблизиться к пониманию чужого эмоционального состояния.
Механизм работы эмпатии не до конца изучен, но считается, что при виде человека, испытывающего эмоции, например плачущего или смеющегося, в нашем мозге активируются зеркальные нейроны, которые возбуждаются как при выполнении человеком определенного действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другими. Это позволяет нам понять чувства другого, как если бы мы испытывали их сами. Одновременно наш мозг анализирует информацию об обстоятельствах происходящего и принимает решение о том, как реагировать.
Кто такой эмпат и как он общается
Эмпат — человек с развитой способностью к эмпатии, который может устанавливать с другими людьми эмпатическую связь, «настроиться на волну» другого человека и принять информацию о его состоянии.
Психолог Маршалл Розенберг сформулировал принципы эмпатичного общения. Допустим, друг звонит и рассказывает о стрессовой ситуации на работе или проблемах со здоровьем. Как ведет себя эмпат?
- Полностью присутствует в моменте. Слушая собеседника, человек с развитой эмпатией не отвлекается, не старается анализировать ситуацию и делать выводы, а задает уточняющие вопросы, чтобы услышать подробности и понять взгляд собеседника на происходящее.
- Фокусируется на чувствах и потребностях другого человека. Эмпатия отличается от сочувствия. Эмпат не говорит «мне так жаль», чтобы не смещать фокус на себя, а задает вопросы и старается понять, что в данный момент чувствует собеседник. Он может проявить сочувствие позже, если увидит, что человек в нем нуждается. Но может быть и так, что собеседнику нужна другая реакция и сочувствие не понадобится.
- Не декларирует понимание, а демонстрирует его. Эмпат не говорит «я понимаю». Вместо этого он может пересказать то, что сообщил собеседник, и уточнить, правильно ли он его понял, или озвучить впечатление, сформировавшееся в ходе беседы, например «это было для тебя ударом».
- Находится рядом. Эмпат не дает советы, не высказывает оценок, не излагает свой взгляд на ситуацию, если его специально об этом не попросят. Он понимает, что его задача не предложить решение, а выслушать человека и понять, что ему сейчас нужно, — и готов ли сам эмпат это предоставить. В зависимости от потребностей человека эмпат может предложить свое внимание, чтобы тот мог выговориться; подставить плечо, чтобы тот мог поплакать; свою компанию, чтобы вырваться из рутины и отвлечься; просто побыть рядом, чтобы человек чувствовал поддержку и ему не было одиноко; посочувствовать, предложить конкретную помощь — и так далее.
Для чего нужна эмпатия
Эмпатия помогает правильно вести себя в общении, и это позволяет строить и укреплять социальные связи, которые очень важны для физического и психического здоровья.
Люди обретают сеть поддержки — друзей и близких, к которым можно обратиться в трудный момент. Это помогает справляться со стрессом и выходить из трудных жизненных ситуаций.
Люди, обладающие высокой эмпатией, — хорошие друзья, к которым тянутся окружающие; эмпатия улучшает отношения между партнерами.
Эмпатия — необходимое профессиональное качество для тех, кто работает с людьми. Исследования показывают, что эмпатия помогает людям быть более успешными руководителями. Она позволяет врачам и медицинским работникам создавать доверительные отношения между пациентом и врачом, что доказанно улучшает диагностику и результаты лечения. Эмпатия помогает продавцам понимать нужды клиента, учителям — владеть аудиторией и находить индивидуальный подход к ученикам, коллегам — совместно работать над проектами, и в целом способствует успеху людей в профессии.
Что мешает эмпатии
Существует ряд общественных явлений, которые препятствуют развитию эмпатии, даже если в конкретной ситуации есть все основания для сопереживания. Эти явления важно уметь замечать.
Предубеждения и стереотипы. Исследование распространенных стереотипов о мужчинах и женщинах (например, стереотипа о том, что мужчины более стойкие и мужественные, а женщины чаще жалуются и сильнее преувеличивают проблемы) показало: из-за сексизма уровень эмпатии людей становится ниже. В одном исследовании людям показали одно и то же видео плачущего младенца и попросили оценить, насколько ему больно. Те, кому сказали, что на видео мальчик, оценили его боль как более сильную, чем те, кому сказали, что на видео девочка. Другое исследование также продемонстрировало, что испытуемые недооценивают боль, которую испытывают женщины, и переоценивают боль, которую испытывают мужчины.
Дегуманизация — явление, которое часто используется в пропаганде во время войны или в обществах, где существует сильное неравенство: отрицание человеческих качеств у отдельных социальных групп, народов или рас. Они описываются как неполноценные люди, которые недостойны человеческого отношения, сострадания и эмпатии и заслуживают того жестокого обращения, которому они подвергаются. Рабство, пытки, концлагеря, уничтожение людей в газовых камерах — все это примеры того, что происходит, когда одни люди дегуманизируют других и перестают испытывать эмпатию.
Виктимблейминг — обвинение жертвы: если с человеком случилось что-то плохое, значит, он сам виноват — спровоцировал, не предусмотрел («А зачем она такую короткую юбку надела?»). Причина этого явления в том, что людям хочется верить в справедливый мир, где все получают по заслугам и заслуживают того, что получают. Эта психологическая защита помогает людям чувствовать себя в безопасности: если они будут вести себя «правильно», с ними такого не случится. Так, чтобы защитить свою психику, люди порой отказывают в эмпатии тем, кто в ней больше всего нуждается.
Низкая эмпатия или ее отсутствие могут быть симптомом психических расстройств: социопатии, нарциссического расстройства личности, шизофрении, а также расстройств аутистического спектра.
Как развить эмпатию
Если в детстве у ребенка был пример эмпатичных родителей и опыт эмпатичного общения, то он и без специальных упражнений может рано научиться эмпатии через наблюдение и подражание.
Но и во взрослом возрасте навык эмпатии можно натренировать: ей можно научиться, если целенаправленно над этим работать. Существуют специальные психологические игры и упражнения для развития эмпатии.
Упражнения для развития эмпатии:
- Расширять круг общения. Чем больше вы общаетесь, наблюдаете, интересуетесь жизнью других людей, тем больше тренируется ваша способность поставить себя на место человека, посмотреть на ситуацию его глазами.
- Читать художественную литературу. Чтение книг, в которых уделяется большое внимание чувствам и переживаниям героев, повышает нашу способность понимать мысли и эмоции других людей. Исследование показало, что после чтения качественной художественной литературы люди показывают более высокие результаты в тестах на эмпатию.
- Практиковать активное слушание. Слушая, надо стараться полностью сосредоточиться на собеседнике, его чувствах и нуждах, проявлять искренний интерес к собеседнику и его жизни, задавать уточняющие вопросы. Слушать нужно внимательно — не отвлекаться, отложить телефон. Не перебивать, не осуждать, не стараться сразу предложить решение.
- Изучать язык тела. Наблюдайте за жестами, мимикой и невербальной коммуникацией окружающих. Можно анализировать, как актеры в фильмах и сериалах стараются передать эмоции своих героев. Интересный эффект может получиться, если попробовать копировать язык тела другого человека, потому что мимика, поза и жесты не только выражают эмоции, но и вызывают их.
- Практиковать осознанность и присутствие в моменте. Как пишет Дэниел Гоулман, способность «настроиться на волну» эмоций другого человека, улавливать его невербальные сообщения «базируется на таких компетенциях, как самоосознание и самоконтроль». Поэтому развить эмпатию помогают также mindfulness-практики — медитации и упражнения на глубокое дыхание.