«Страна Саша»: честное кино о современных подростках, детстве без отца и взрослении
В комнате, заполненной раскиданными тут и там вещами, лежит молодой человек. Это Саша (Марк Эйдельштейн), ему 17, и жизнь его катится куда-то не туда — так во всяком случае он сам считает. Куда именно нужно катиться, он и сам не знает, зато все вокруг уверены, что знают это за Сашу. Мама (Евгения Громова) в самом расцвете сил надеется найти спутника жизни, а пока этого не случилось, давит на сына и манипулирует им, чтобы тот определился, в какой вуз поступать.
Макса (Дмитрий Ендальцев), товарища по художественному цеху ( в свободное от учебы время Саша рисует вместе с ним граффити), кажется, в принципе, не очень заботит будущее его приятеля. Для персонажа Эйдельштейна Макс — какая-никакая, но фигура отца, поскольку настоящего, биологического папу он никогда в жизни не видел. С матерью Саша об отце не говорит: любые попытки затронуть эту тему заканчиваются в лучшем случае ссорой, в худшем — нервным срывом у обоих.
Хаос — лучшее определение того, что зритель видит в кадре. В комнате подростка бардак, олицетворяющей, как нетрудно догадаться, раздрай в его душе. Поступки Саши тоже лишены какой-либо логики и малейших зачатков здравого смысла. Четкости и стройности мышления герою не хватает в силу недостатка жизненного опыта, и это нормально: «Страна Саша» — вполне правдоподобная картина о современном тинейджере — без приукрашивания, но и без намеренного сгущения красок.
Режиссер явно знаком с контекстом отечественных проектов о молодом поколении. О проблеме безотцовщины, одной из центральных тем фильма, режиссеры говорят не первый год. Один из последних примеров репрезентации этого конфликта — «Межсезонье» Александра Ханта. Однако Юлия Трофимова не толкает своих героев в пучину безнадеги и не рисует образ родителей-злодеев. Драма в повествовании и без того присутствует, за нее отвечает главный дуэт — Саша и Женя (Мария Мацель).
Если в юности вы не были представителем типажа bad boy (или bad girl), то без труда узнаете в герое Эйдельштейна себя. Молодой человек в переходном возрасте, во многом закомплексованный (скажем спасибо детству в неполной семье и невозможности внятного диалога с единственным родителем), не просто ищет место под солнцем. Саше хочется верить, что когда-нибудь от него отстанут и позволят решать самому, где учиться, кого любить и с кем дружить.
Похожим образом вечный конфликт отцов и детей показывает независимое американское кино — чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть пару фильмов из программы «Сандэнса». Если бы в России был его аналог, фильм Юлии Трофимовой непременно завоевал бы Гран-при — мало в каком кино автор так умело балансирует между комедией и трагедией, выставляя сложное простым и наоборот. Казусы, которые происходят с Сашей, кажутся ему глобальными катастрофами, тогда как его мама, наоборот, обладает способностью закрывать глаза на действительно серьезные проблемы.
Конечно, «Страна Саша» в некотором роде сказка о взрослении, в которую ближе к финалу отчаянно хочется поверить, хотя в глубине души понятно, что так быть не может. При этом история лишена топорных нравоучений. Более того, режиссер не позволяет — ни повествованию, ни диалогам героев — уходить в сторону двумерного черно-белого мира, обитатели которого находятся в поиске морального камертона в стиле «Что такое хорошо, что такое плохо». За сценарий, к слову, отвечала команда, в которую вошел один из главных сценаристских тандемов — Мария Шульгина и Елизавета Тихонова. Они написали сценарий расхваленной критиками «Почки» с Любовью Аксеновой и еще не вышедшего «Товарища майора» Бориса Хлебникова.
В своем полнометражном дебюте Юлия Трофимова не упускает возможности экспериментировать. Основанная на одноименной повести Галы Узрютовой картина периодически ломает четвертую стену — герой Эйдельштейна, глядя прямо в камеру, зачитывает отрывки из литературного первоисточника (книга написана в формате беспрерывного монолога). В истории неимоверно много воздуха, герои периодически подолгу молчат — чего только стоит игра Саши и Жени в гляделки. Классический хронометраж 90 минут позволил режиссеру и раскрыть персонажей, и рассказать увлекательную историю, и оставить подвешенные «чеховские ружья» — чтобы полнее проиллюстрировать превращение «мальчика в мужа».
Несмотря на то что это дебют в полном метре, «Страна Саша» выглядит целостным, многогранным высказыванием о природе нового поколения юношей и девушек, а значит, режиссеру удалось написать объемный портрет сегодняшней молодежи. Возможно, именно такие фильмы должны смотреть наши родители вместо бессмысленных «мылодрам» на федеральных каналах, чтобы в конце концов все мы могли сесть и поговорить друг с другом о том, что действительно важно.