Суд за банан Маурицио Каттелана и скелеты динозавров на торгах: новости арт-рынка
Аукционные продажи: Лукас Кранах Старший — за £9,4 млн, сценарий «Андрея Рублева» — за 1,7 млн рублей
На лондонских торгах старых мастеров «Нимфу весны» Лукаса Кранаха Старшего Christie’s удалось реализовать за рекордные £9,4 млн (предаукционная оценка лота — £6-8 млн). Выполненная в мраморе «Лежащая Магдалина» Кановы с эстимейтом в £5-8 млн осталась непроданной, зато лесной пейзаж Якоба ван Рейсдала вдвое превысил верхнюю планку оценочной стоимости и ушел за £3,4 млн. Суммарная выручка аукционного дома составила £28,1 млн. Издание The Art Newspaper отмечает, что это вдвое лучше показателя допандемийного 2019 года (£14,9).
Sotheby’s повезло меньше: в 2019 году аукцион заработал £56,1 млн, а в этом — всего £7,1 млн. На топ-лот — морскую батальную сцену Виллема ван де Велде Младшего — покупателя найти не удалось. Главным успехом Sotheby’s стала картина Питера Брейгеля Младшего «Крестьяне, пирующие и веселящиеся на проселочной дороге». Она ушла с молотка за £1,1 млн (по нижней планке эстимейта).
7 июля закончились онлайн-торги Christie’s под названием «Ювелирный Париж». В сумме аукцион собрал €9,3 млн. Топ-лотом стало созданное в 1964 году колье «Молния» Van Cleef & Arpels, проданное за €819 000 при верхней планке эстимейта в €300 000. В подборке из более 20 работ парижской ювелирной династии Фуке самым дорогим оказалось выполненное в стиле ар-деко кольцо с сапфиром Жана Фуке, ушедшее с молотка за €88 200.
По итогам прошедших 7 июля торгов аукционного дома «Литфонд» режиссерский сценарий Андрея Тарковского к фильму «Андрей Рублев» (соавтор — Андрей Кончаловский) был куплен за 1,7 млн рублей. Финальная ставка превысила стартовую в 24 раза. За 700 000 рублей одним лотом была продана подборка почти из 450 документальных свидетельств (преимущественно — фотографий) работы над фильмом. Датированный 1824 годом выпуск альманаха «Полярная звезда» с первыми публикациями стихов Александра Пушкина ушел с молотка за 750 000 рублей, а второе прижизненное издание «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя нашло своего нового владельца за 420 000 рублей.
Будущие торги: ювелирные украшения в Гонконге и скелет динозавра за $5-8 млн
Меньше недели осталось до ювелирных торгов Sotheby’s, которые пройдут в Гонконге 19 июля. Выставляются свыше 130 лотов — это и массивные золотые браслеты Mario Buccellati, инкрустированные драгоценными камнями, и узнаваемые пантеры Cartier. Среди главных фаворитов — изделия с крупными камнями, включая ожерелье Tiffany & Co с подвеской в виде грушевидного бриллианта весом 15 карат (9-12 млн гонконгских долларов). Самым дорогим лотом стало ожерелье из жадеита с бриллиантовой застежкой Jacob & Co (оценка по запросу). На обложке каталога торгов — брошь в виде бриллиантовой птички с турмалином, которую для Tiffany & Co создал легендарный ювелирный дизайнер Жан Шлюмберже, с оценкой всего в 90 000-180 000 гонконгских долларов.
Не прошло и двух месяцев после продажи на Christie’s скелета динозавра по имени Гектор за $12,4 млн, (цифра вдвое превысила ожидания аукционистов), как свою палеонтологическую находку выставляет Sotheby’s . В конце июля аукцион продаст единственный в своем роде целый скелет горгозавра, останки которого нашли в 2018 году в Монтане. Весившие до двух тонн горгозавры были предками тираннозавра, но обитали на Земле на 10 млн лет раньше. Эстимейт лота составляет $5-8 млн.
Фаворитом аукциона «Литфонд», намеченного на 14 июля, станет неопубликованное письмо Николая Гумилева, написанное в Париже за два года до его женитьбы на Анне Ахматовой. Начальная цена — 6,5 млн рублей. В письме, адресованном художнику Мстиславу Фармаковскому, 22-летний поэт, в то время учившийся в Сорбонне, сетует на финансовые затруднения, вызванные тем, что «я только и делал, что и пил и пил». К письму, предположительно написанному в марте 1908 года, прилагаются автографы стихотворений «Андрогин» и «Одержимый». Также с молотка уйдет полное собрание прижизненных и несколько посмертных изданий Марины Цветаевой (всего 17 книг). Стартовая цена комплекта — 3,3 млн рублей.
Судебные иски: права на банан Каттелана и поддельная работа Шагала
Французский суд отклонил иск скульптора Даниэля Друэ к художнику Маурицио Каттелану. Предметом разбирательства было нарушение прав интеллектуальной собственности. В свое время Друэ создал восковые модели нескольких произведений Каттелана, включая работу под названием «Он» — фигуру стоящего на коленях Адольфа Гитлера. Скульптор требовал от представляющей Каттелана галереи Perrotin €5 млн и признания его авторства девяти работ. Суд счел эти требования «неприемлемыми».
Тем временем американец Джо Морфорд обвинил Каттелана в том, что тот украл у него идею инсталляции «Комик»: в 2019 году, во время ярмарки Art Basel в Майами, Каттелан приклеил к стене банан при помощи серебристого скотча, продав его за $120 000. Морфорд утверждает, что его работа под названием «Банан и апельсин» была создана на 20 лет раньше. В качестве компенсации он требует порядка $400 000.
Газета The New York Times опубликовала историю Стефани Клегг, которая в 1994 году купила на Sotheby’s акварель Марка Шагала «Пара» за $90 000. Спустя почти 15 лет аукционный дом предложил женщине продать работу уже за $100 000, но она отказалась, пообещав подумать. В результате владелица решилась расстаться с «Парой» два года назад. Но тут Sotheby’s настоял на том, чтобы работу проверил на подлинность комитет Шагала, в котором состоит внучка художника. И тут Клегг ждал неприятный сюрприз: комиссия не только признала работу подделкой, но и решила ее конфисковать и уничтожить. В ответ на претензии владелицы работы Sotheby’s ссылается на то, что срок давности гарантий подлинности уже истек. В качестве компенсации аукцион предлагает владелице «Пары» $18 500 в счет комиссии за будущие продажи. Но сама Клегг намерена отсудить как минимум $175 000.
В Сенат Канады поступило обращение с требованием реформировать закон об авторском праве, чтобы защитить художников-представителей коренных народов. Согласно авторам обращения, сегодня производство подделок, имитирующих резные племенные маски и другие произведения народного творчества, поставлено на поток. По оценке одного из сенаторов, объем рынка поддельных работ, которые производят в Азии и странах Восточной Европы, составляет сотни миллионов долларов.
NFT: ужесточение законодательства в Европе и бум в Африке
Министерство культуры Италии просит подведомственные музеи отказаться от заключения новых договоров на токенизацию произведений искусства эпохи Возрождения из своих собраний. Ведомство отмечает, что эта рекомендация носит временный характер и необходима лишь для того, чтобы усовершенствовать законодательство в данной области. В прошлом месяце стало известно, что флорентийская галерея Уффици заработала лишь €70 000 на продаже NFT «Мадонны Дони» Микеланджело. Цифровая копия шедевра создавалась совместно с платформой Cinello. Хотя проект в сумме принес €240 000, выручкой Cinello сочла только €140 000 (остальные €100 000 пошли на возмещение расходов) и поделила ее пополам с Уфицци. Итальянский Минкульт намерен добиваться более справедливого распределения доходов.
Депутаты Европарламента планируют ужесточить регулирование деятельности NFT-платформ, заставив их соблюдать закон о противодействии отмыванию денежных средств. В случае принятия этих нововведений платформы, наподобие OpenSea, будут вынуждены более пристально отслеживать все совершаемые транзакции, как это делают банки и биржи. Это может дополнительно усугубить положение на рынке NFT, который и без того переживает не лучшие времена: объем продаж на OpenSea только за последний месяц упал на 75%.
Портал Artnews сообщает, что на фоне всеобщего спада NFT-рынок Африки переживает настоящий бум. По данным платформы Chainalysis, с июля 2020 года по июнь 2021 года в регионе было совершено сделок в криптовалюте на общую сумму $105,6 млрд. Этот показатель свидетельствует о годовом приросте примерно в 1200%. В ноябре прошлого года в рамках ярмарки Art X Lagos состоялась первая выставка NFT-работ авторов из Нигерии, Марокко, Сенегала и других стран. Эксперты признают, что цифровому искусству Африки еще предстоит сделать качественный рывок, благодаря которому со временем оно станет соответствовать текущему уровню спроса.