Брейгель Младший на торгах, артефакты античности — снова в музее: новости арт-рынка
Итоги громких аукционов: Бэкон, Моне и Шагал
Лондонские торги Christie’s, Sotheby’s и Phillips, посвященные искусству XX—XXI веков, стали последним громким аккордом летнего сезона. За отдельными редкими исключениями июль и август — самые «сонные» месяцы в аукционном календаре. Впереди — подведение итогов полугодия и анонсы осенних блокбастеров.
У Christie’s 28 июня прошло сразу три аукциона, которые в сумме собрали чуть меньше $250 млн. Топ-лотами главной лондонской сессии стали две работы Клода Моне: редкая версия «Кувшинок» — «Кувшинки (Пасмурная погода)» — и «Мост Ватерлоо (Эффект тумана)» ушли с молотка за £30 млн каждая, то есть ровно по верхней границе оценочной стоимости. Широко разрекламированную «Антропометрию» Ива Кляйна купили за £27 млн, а пурпурную «Обезьянку из воздушных шаров» Джеффа Кунса — за £27 млн. Выручку от продажи Кунса бывшие владельцы — Виктор Пинчук и его супруга Елена — обещают направить на гуманитарную помощь Украине. Картине Люси Булл (без ее работ, похоже, сегодня не обходится ни один крупный аукцион современного искусства) удалось в несколько раз превзойти свой эстимейт. Ее полотно 2018 года под названием «Больше никаких печальных завтра» продалось за £277 200.
Отдельные торги Christie’s, посвященные работам Марка Шагала из собрания наследников художника, принесли чуть меньше £10 млн, зато с молотка ушли все 20 выставлявшихся на продажу картин. Топ-лотом стала написанная в 1984 году композиция «Художник и влюбленная пара в трех цветах» ($1,9 млн). Выручка парижской сессии составила €16,8 млн.
Выручка лондонских торгов Sotheby’s была чуть скромнее, чем у Christie’s (£149 млн против £181 млн). Чуть ли не треть этой суммы (£43 млн) пришлась на «Эскиз к портрету Люсьена Фрейда» кисти Фрэнсиса Бэкона, написанный в 1964 году. Он стал топ-лотом отдельного аукциона британского искусства, приуроченного к юбилею Елизаветы II. Фотопортрет королевы был продан за £151 200, едва превысив верхнюю планку эстимейта. Непроданным остался масштабный пейзаж Дэвида Хокни, зато яркая абстракция Флоры Юхнович при скромной оценке в £200 000-300 000 ушла с молотка за £2,3 млн.
Не менее впечатляющий результат продемонстрировала другая работа Юхнович на торгах Phillips. Датированное 2017 годом полотно под названием «Я тоже переполнена» в семь раз превысило свою оценочную стоимость, продавшись за £1,7 млн. 32-летняя британка, прославившаяся своими современными интерпретациями живописи в стиле рококо, сегодня находится на пике своей коммерческой популярности. В общей сложности аукцион собрал £17,5 млн, а главным топ-лотом стала картина Сая Туомбли «Без названия», купленная за £2,6 млн.
Предстоящие торги: старые мастера в Лондоне, «Литфонд» и «Антиквариум» в Москве
В Лондоне проходят посвященные искусству старых мастеров вечерние аукционы Sotheby’s (6 июля) и Christie’s (7 июля). Один из топ-лотов торгов Sotheby’s — картина Питера Брейгеля Младшего «Крестьяне, пирующие и веселящиеся на проселочной дороге». Оценочная стоимость этой работы, написанной не раньше 1616 года, составляет £1-1,5 млн. Она представляет собой один из восьми вариантов этого редкого сюжета, который художник создал сам, а не позаимствовал у отца. Список топ-лотов Christie’s возглавляет «Нимфа весны» Лукаса Кранаха Старшего с эстимейтом £6-8 млн. Картина была открыта исследователями творчества художника относительно недавно — в 1990 году. Предполагается, что в свое время она была частью одного из самых выдающихся художественных собраний Швеции — оно принадлежало графу Густаву Адольфу Спарре.
Завтра, 7 июля, аукционный дом «Литфонд» в числе прочих лотов выставит на торги подборку уникальных фотографий из коллекции первого директора Горьковского автомобильного завода Сергея Дьяконова. Он возглавил ГАЗ в 1932 году, два года спустя был награжден орденом Ленина, а уже в 1938 году — обвинен во вредительстве и расстрелян. С молотка будут пущены редкие снимки, включая датированное 1937 годом памятное фото Дьяконова с Любовью Орловой и Григорием Александровым (стартовая цена 3000 рублей). К числу топ-лотов основной части аукциона относятся фотография цесаревича Николая Александровича Романова, отпечатанная не ранее 1893 года (360 000 рублей) и второе прижизненное издание «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя (400 000 рублей).
В субботу, 9 июля, «Антиквариум» выставляет на продажу вторую часть работ из парижского архива альманаха «Мулета». Издателем альманаха был художник, поэт и актер Владимир «Толстый» Котляров, публиковавший скандальные тексты Эдуарда Лимонова, Алексея Хвостенко, Анри Волхонского. Первая часть коллекции была распродана в конце февраля этого года, собрав в сумме свыше 5 млн рублей. Вторая часть включает в себя порядка 80 автографов, писем, редких изданий и фотографий. К числу топ-лотов можно отнести авторский отпечаток фотопортрета Эдуарда Лимонова за работой, сделанного в 1983 году Александром Бородулиным (40 000 — 60 000 рублей) и его же снимок жены Лимонова Елены Щаповой, сделанный для американского Vogue в 1976 году (30 000 — 50 000 рублей). Выставлявшийся в феврале портрет Щаповой, сфотографированной художником Михаилом Шемякиным в его мастерской, при начальной цене 20 000 рублей был продан за сумму в 10 раз больше.
Экоактивисты и похищенные артефакты
В Риме появился новый музей, в котором экспонируются похищенные в прошлом, но уже возвращенные в страну древности. Первая выставка Музея спасенного искусства, который открылся в Термах Диоклетиана, включает в себя порядка 100 объектов, среди которых — образцы этрусской, древнегреческой и древнеримской культуры. В числе экспонатов — мраморный бюст Септимия Севера, который был украден из музея в итальянской Кампанье в 1984 году. Артефакт был заново обнаружен экспертами лишь летом 2020 года, когда его чуть было не пустили с молотка в Нью-Йорке. Еще один примечательный экспонат — датируемый VII веком до н. э. глиняный сосуд высотой более одного метра. На его поверхности изображен мифологический сюжет с ослеплением Полифема.
На прошлой неделе активисты экологической группы Just Stop Oil, протестующей против добычи ископаемого топлива, провели акцию в лондонском Институте искусств Курто. Проникнув в музей, две активистки приклеили себя к картине Винсента Ван Гога «Персиковые деревья в цвету» 1889 года. В своем заявлении группа объяснила смысл акции желанием донести до крупных культурных институций Великобритании невозможность оставаться в стороне, когда общество переживает коллапс: «Галереи должны закрыться; руководители музеев должны призывать правительство к немедленной остановке всех нефтегазовых проектов». Похожая акция прошла в то же время в Глазго. PR-служба Института Курто сообщает, что картина Ван Гога не пострадала, а специалистам удалось успешно удалить клеящее вещество с рамы.
Музеи выпускают токены, несмотря на продолжающийся спад на NFT-рынке
По данным Bloomberg, объем продаж NFT упал до рекордно низких показателей за последний год. По итогам июня он в целом составил менее $1 млрд, в то время как продажи на платформе OpenSea за последний месяц снизились на 75%. В своем недавнем интервью американской газете The Wall Street Journal гендиректор Sotheby’s Чарльз Стюарт заявил о том, что, по его мнению, «сегодня происходит существенная переоценка значимости криптовалют, которая не может не влиять на рынок NFT».
Музей изящных искусств Бостона объявил о намерении токенизировать несколько работ из своей коллекции. Планируется создать NFT-копии редко экспонируемых пастелей Клода Моне, Эдгара Дега и Жан-Франсуа Милле. В общей сложности на платформе LaCollection уже в середине июля будут выставлены 24 цифровые работы. Стартовая цена каждой из них составляет $314. Вырученные средства музей планирует направить на создание надлежащих условий для хранения двух картин Дега, написанных во второй половине XIX века.