Концерты отменили, стриминги ушли: смогут ли россияне слушать новую западную музыку
Без Ивана Дорна и Spotify
После начала «спецоперации»* на Украине иностранные музыканты начали массово отменять запланированные в стране концерты, а крупные звукозаписывающие компании — спешно покидать российский рынок.
В середине марта сразу три мейджор-лейбла — Universal Music Group, Warner Music Group и Sony Music — объявили о том, что замораживают свою деятельность на территории России. При этом представители «Яндекс.Музыки» и «VK Музыки» поспешили заверить своих слушателей, что уже загруженные музыкальные каталоги иностранных исполнителей, чьи интересы представляют три вышеупомянутых лейбла, останутся в доступе. Если только коррективы не захотят внести сами артисты — такое в последнее время тоже случается. В начале марта один из лидеров Pink Floyd Дэвид Гилмор пообещал в ближайшее время удалить все песни коллектива — а также свои сольные записи — с цифровых платформ, доступных в России и Белоруссии.
Пока этого, впрочем, не случилось: ни с «Яндекс.Музыки», ни с «VK Музыки» дискография британской рок-группы не пропала — доступны записи Pink Floyd и для российских пользователей Apple Music. А вот альбомы многих украинских музыкантов — например, Ивана Дорна, Макса Барских, Потапа и Насти — легально послушать в России уже не получится. Исполнители убрали свои треки с российских стримингов в знак протеста против «спецоперации». Кроме того, еще в конце февраля лейбл Ивана Дорна Masterskaya разорвал все контракты с российскими исполнителями.
Многие международные музыкальные стриминг-сервисы тоже покинули Россию. Первым 5 марта сообщил о завершении своей работы на территории страны французский Deezer. На следующий день с заявлением выступил самый популярный в мире и второй по популярности в России шведский стриминговый сервис Spotify. Сперва россиянам отключили возможность использования премиальной подписки, которая значительно расширяла функционал и улучшала качество звука, — таким образом платформа потеряла 1,5 млн платных подписчиков (что на доходах Spotify, впрочем, сказалось не существенно — российские пользователи приносили платформе в среднем $40 млн дохода в год, тогда как в 2022 году компания рассчитывает получить выручку в $13 млрд). В середине апреля компания окончательно ушла из России — теперь для российских пользователей сервис недоступен. В середине марта к бойкоту присоединился YouTube — он остановил монетизацию на территории России, так что теперь россияне не могут оплатить подписку на YouTube Music.
Согласно данным аналитиков «Мегафона», в начале апреля трафик Spotify, Deezer и YouTube Music упал на 35% по сравнению с мартом, а статистика по Apple Music (сервис доступен для россиян, оплачивать подписку можно со счета мобильного телефона, если вы абонент МТС или «Билайн») не изменилась. При этом значительно выросли показатели отечественных стриминг-сервисов. Лидером по росту аудитории стала «Яндекс.Музыка» — с марта количество подписчиков платформы выросло на 15%. Второе место занимает «VK Музыка» — плюс 10% новых пользователей. Третье — «Звук» с 2% новых подписчиков.
«Доступ к новым трекам ограничен»
У доступных для России платформ есть одна существенная проблема: если большинство старых (то есть выпущенных до марта 2022 года) зарубежных релизов на них слушать можно беспрепятственно, то многие новинки больше не выходят. Из-за ухода с рынка трех главных звукозаписывающих лейблов новые синглы и альбомы западных артистов, у которых есть контракты с этими лейблами или их подразделениями, российским пользователям недоступны. На платформах в России нельзя в числе прочего послушать новые альбомы Charli XCX, Гарри Стайлза или Florence + The Machine, вышедшие этой весной. Каталоги артистов, не сотрудничающих с западными мейджорами, продолжают обновляться: доступны, например, новые альбомы британской инди-певицы Banks и корейского бойз-бенда BTS. «Наш музыкальный каталог пополняется каждый день, но доступ к новым трекам части зарубежных правообладателей пока ограничен в России. Мы работаем с нашими партнерами над решением этого вопроса», — сообщили Forbes Life в пресс-службе «Яндекс.Музыки».
Впрочем, далеко не все представители отечественных стриминг-платформ считают уход западных мейджор-лейблов серьезной проблемой. «На территории России значительная доля потребления музыки связана с локальным каталогом. Это особенность нашего рынка, — считает директор по музыкальным сервисам VK Николай Дуксин. — В России выпускается много разнообразной и качественной музыки, постоянно появляются исполнители, которых слушает многомиллионная аудитория. Безусловно, западные артисты востребованы, их каталоги важны. Большинство зарубежных треков доступны, и, соответственно, изменений в объемах потребления нет». С Дуксиным согласен руководитель сервиса МТС Music Максим Петровский: «Аудитория МТС Music в большей степени предпочитает отечественных исполнителей. Глобально список самых прослушиваемых артистов в сервисе за последнее время практически не изменился».
Тем не менее Максима Петровского беспокоит потенциальная возможность увеличения интереса интернет-пользователей к прослушиванию пиратского контента: «Музыкальная индустрия бросила много сил и времени на то, чтобы приучить наших соотечественников использовать легальный контент. Не хотелось бы возвращаться во времена, когда музыканты и их команды не получали вознаграждение за свой труд».
Новая волна пиратства
Опасения не беспочвенны. Россия и до марта 2022-го была страной, где активно потребляли нелицензированный контент — причем в последние годы популярность пиратских фильмов, музыки и игр только росла. Так, за 2021 год объем нелегального контента в Рунете вырос на 24%. В общей сложности за прошлый год в Рунете было обнаружено 6 млн ссылок, ведущих на сайты с пиратскими файлами, — при этом годом ранее таких ссылок было всего 2,3 млн. В нынешних условиях спрос на пиратскую продукцию — в том числе музыку — вероятно, возрастет в разы. По данным опроса, который в апреле 2022 года провели специалисты банка «Открытие», среди тех, кто слушает музыку и смотрит кино в сети, 50% пользователей готовы в ближайшее время перейти на пиратский контент. Если сейчас нелегально скачивают музыку и фильмы 12% пользователей, то в ближайшее время «клиентами» пиратов станут 62%.
Словно в подтверждение опасений борцов против пиратства в начале марта текущего года в России вновь заработал RuTracker, один из крупнейших торрент-агрегаторов, который еще почти шесть лет назад был заблокирован Роскомнадзором по решению Мосгорсуда.
Кроме торрентов, есть и другие способы послушать новую музыку в обход официальных платформ. Некоторые новинки выкладывают в общий доступ пользователи музыкального сервиса SoundCloud (там, например, появился недоступный на российских стримингах новый альбом рэпера Кендрика Ламара). Нелицензированная новая музыка регулярно появляется в специализированных каналах в Telegram и в пабликах во «ВКонтакте» — здесь пиратский контент периодически удаляют, но через какое-то время файлы появляются снова. «Голь на выдумку хитра, и, если человеку хочется что-то послушать — он послушает. Тем более с нашим гигантским опытом музыкального пиратства, который передается у нас из поколение в поколение уже лет 50», — считает музыкальный критик и автор Telegram-канала «Всякая годная попса» Антон Вагин.
Способы продолжать «всерую» пользоваться западными стриминговыми платформами тоже есть. Так, на сайтах с пиратским ПО уже можно бесплатно скачать взломанные иностранные аккаунты на Spotify, а также специальные программы-конвертеры, которые помогают скачивать из стриминга файлы в формате MP3.
Другой популярный вариант — купить или продлить подписку на Spotify с помощью посредника, живущего за границей. «В марте у людей начались проблемы с оплатой. Друг, зная, что я живу в Индонезии, попросил помочь ему с этим и заодно предложил подумать, как это можно поставить на поток. Постепенно появился чат поддержки, помощники-администраторы. Так возникло живое сообщество», — рассказывает Елена, администратор Telegram-канала, через который можно купить «индонезийский» Spotify. Сейчас на канал подписано больше 5000 человек. Схема простая: достаточно оставить заявку в специальной форме, оплатить услугу, прислать чек, и в течение суток вам либо выдадут отдельный работающий аккаунт, либо подключат к «семье» из нескольких пользователей. Полгода подписки для одного человека стоит 3700 рублей, год — 5500 рублей. Для двоих — 4700 и 8500 соответственно. Сама Елена не считает себя «пиратом» — пользоваться платформой с ее помощью можно вполне легально: «Я покупаю реальные подписки, по-настоящему оплачиваю все через приложение. Просто у меня есть такая возможность, а у людей из России — нет».
По мнению экспертов, в ближайшее время рассчитывать на то, что мейджоры вернутся на наш рынок, не стоит. «Исход западных компаний из России продолжается — и пока не очень понятно, когда это закончится. Не думаю, что музыкальные лейблы захотят рисковать своей репутацией и возвращаться на наш рынок сейчас», — говорит Антон Вагин.
Однако российские пользователи и правда предпочитают отечественную музыку — русскоязычные исполнители занимают большинство самых высоких позиций в чартах российских стримингов. Так, по данным «Звука» за 2021 год, чаще всего пользователи слушали российскую группу Artik & Asti, на втором месте — отечественная певица Zivert. Согласно рейтингу Apple Music за тот же год, самым популярным в России альбомом оказался Yamakasi хип-хоп-дуэта из Владикавказа Miyagi & Andy Panda. На втором месте — «Свистки и бумажки» Скриптонита. В российском топе Spotify (в прошлом году сервис еще работал в России) — все те же Скриптонит, Miyagi & Andy Panda, а также российские рэперы Kizaru, Big Baby Tape и Моргенштерн (признан в России иностранным агентом).
Таким образом, уход западных лейблов не нанесет большого урона поклонникам отечественной музыки. А вот тем пользователям, которые пока не готовы вместо Гарри Стайлза слушать Егора Крида, в ближайшее время придется идти на самые разные ухищрения — лишь бы получить доступ к новинкам любимых исполнителей.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.