«Мой отец кровоточит историей»: как постпамять влияет на жизнь поколений
Почему историческая память подвергается искажениям
Сегодня мы знаем о механизмах работы памяти очень многое, больше чем когда-либо. Во многом понимание того, как устроена память, почему человек помнит одни эпизоды своей жизни, а другие безвозвратно забывает, связано с развитием нейробилогии. Личная память каждого человека не существует сама по себе, но всегда связана с сообществом, а также культурой, в которой он живет.
Процессы припоминания часто переплетаются с фантазиями. Польский режиссер Кшиштоф Кесьлевский писал, что в возрасте шести лет видел слона на рыночной площади маленького польского города. Никто ему не верил, но этот образ остался в его памяти как абсолютно реальный. Для Кесьлевского это событие становится отправной точкой для рефлексии о мистическом характере искусства. Кино стало для режиссера способом раскрыть тайну, нечто ускользающее из реального мира.
Память изменчива. Мария Степанова в своей книге «Памяти памяти», посвященной семейной истории и осмыслению работы памяти, описывает, как она разыскала дом своего прадеда, как старалась запомнить каждое мгновение своего пребывания во дворе этого дома и как неделю спустя узнала, что это не его дом: улица та же, но номер другой. «И это примерно все, что я знаю о памяти», — пишет Степанова.
Некоторые подмены несут в себе болезненный отпечаток сокрытия или переписывания истории. Печально известная бельгийская писательница Миша Дефонеска в 1997 году издала книгу, которую позиционировала как автобиографическую: свою историю выживания во время Холокоста вместе со стаей диких волков. «Выжить с волками» стала невероятно популярной книгой, но в 2008 году Дефонеска признала, что это мистификация. Ее признание стало результатом длительного расследования.
Фантазия Миши Дефонески — лишь малая, хотя и характерная часть всех сложностей, связанных с исторической памятью. Выжившие после Холокоста рассказывали свои истории, их свидетельства стали важнейшим материалом не только для судебных процессов, но и для переосмысления чудовищной реальности. Но в переосмыслении могут скрываться искажения вследствие стремления забыть преступления прошлого, а также адаптационных механизмов травмированной психики, которые блокируют болезненные воспоминания.
Те, кто столкнулся с необходимостью переосмысления, столкнулись в том числе и с проблемами памяти: как сохранить подлинные свидетельства, избегая при этом исторических искажений? Некоторая степень неясности между повествованием и историей, между способами говорить о выживании и самим выживанием выявила сложность документирования истории как раз по причине восприимчивости истории к памяти, к личным воспоминаниям, из множества которых и состоит история.
Катастрофы ХХ и ХХI веков послужили очень мощным основанием для развития дисциплины, которая занимается проблемами памяти — memory studies. Морис Хальбвакс, Алейда Ассман, Пол Коннертон, Марианна Хирш — лишь некоторые имена, связанные с этой дисциплиной. Область memory studies в том числе затрагивает проблему того, как сохранение памяти влияет на нашу текущую жизнь.
Постпамять: непрямое припоминание катастроф прошлого
Винфрид Георг Зебальд (немецкий поэт, прозаик, эссеист, историк литературы, — Forbes Life) в своем романе «Кольца Сатурна. Английское паломничество» очень точно заметил, что искусство объективного представления истории строится на искажении перспективы. С позиции Зебальда, попытки представить историю «объективно», то есть в виде статистических данных и прочих формальных сведений, искажают реальность. Выход, который находит Зебальд, заключается в том, чтобы сделать услышанными субъективные повествования людей, которые оказались захвачены историческими катастрофами.
Тем же, но на уровне разработки теории и методологии, занимается крупнейшая исследовательница памяти Марианна Хирш. Дочь черновицких евреев, переживших Холокост, она росла в обстановке, в которой последствия этой чудовищной травмы не могли не сказаться. В 1980-е Хирш начала задаваться вопросом, почему некоторые воспоминания ее родителей о войне, были для нее ярче и выразительнее, чем эпизоды ее собственного детства: «Их рассказы обладали для меня всеми свойствами воспоминаний, но они явно не были моими воспоминаниями: я не переживала ни одного из этих событий непосредственно».
Для описания этой непрямой формы воспоминаний Марианна Хирш разрабатывает понятие «постпамяти».
В первую очередь постпамять возникает как острая необходимость осмыслить крайне непростое положение поколения, которого исторические потрясения, коллективная травма, не касается напрямую. Хирш фокусирует свое внимание на отношениях детей и их родителей, которые были жертвами или свидетелями такой травмы. Постпамять — это форма памяти следующего после катастрофы поколения, которому необходимо дать определенную оценку страданиям старшего поколения и проанализировать собственную связь с ним. И эти переживания новое поколение воспринимает глубоко и эмоционально. Выстраивание связи с прошлым в рамках концепции постпамяти происходит посредством повествования или визуальных образов. Особенное значение имеют фотографии, одна из основных форм передачи памяти и сохранения семейной истории в ХХ века.
Экстремальные события накладывают столь значительный отпечаток, что память о них переносится на тех, еще не был рожден и не был свидетелем этих событий. Зебальд родился только в 1944 году, по большей части его детство прошло в отдалении от городов, отмеченных войной. Однако в сознательном возрасте он начинает воспринимать трагическую историю Германии ХХ века как свою собственную. Переживание собственной ответственности за историю лежит в основе всех его романов. Как он напишет в самом начале романа «Кольца Сатурна», «меня томили воспоминания […] об ужасе, внезапно парализовавшем меня даже в этой отдаленной местности на востоке Англии при виде следов разрушения, ведущих далеко в прошлое».
Как работы постпамяти помогают принять прошлое
Постпамять обеспечивает человеку связь с прошлым через воображение и творчество. Сохраняя воспоминания старшего поколения, человек не просто становится хранителем прошлого, он становится свидетелем. Перед ним стоит задача передать следующему поколению память о глобальной травме, которая затронула его семью.
В процесс свидетельствования всегда вовлечено как минимум двое человек. Как только свидетельство становится явным, оно охватывает все большие и большие группы людей. Шошана Фелман, одна из ведущих исследовательниц травмы описывает, как повлиял на ее студентов экспериментальный курс, который она читала в Йельском университете. Курс был посвящен свидетельству и в первую очередь был направлен на осмысление свидетельской практики в литературе. Фелман пишет, что после ознакомления с некоторыми материалами о Холокосте студенты, с одной стороны, испытывали крайнюю подавленность, с другой, стремились продолжить свидетельствовать, рассказывая о своем опыте другим.
Марианна Хирш описывает, как после показа фильма Клода Ланцмана «Шоа» по телевидению в 1987 году, ее родственники, выжившие во время Холокоста, стали рассказывать о своем опыте. Просмотр фильма, состоящего из свидетельских показаний, сделал опыт выживших легитимным в их собственных глазах, после чего они смогли поделиться им.
Но как делиться опытом поколению, которое непосредственно не было затронуто катастрофой, но которое живет с грузом свидетельства своих старших родственников?
Нередко творчество становится основным способом выражения этого груза. Работы, которые рефлексируют над семейным и — что важно — травматическим прошлым, называют работами постпамяти. «Работа постпамяти, — пишет Марианна Хирш, — способна заново активировать […] отдаленные политические и культурные пласты памяти, соединив их с живыми частными и семейными формами опосредования и эстетического выражения».
Знаменитый комикс, точнее графический роман Арта Шпигельмана «Маус: рассказ выжившего» как раз является работой постпамяти. В опосредованной форме — герои представлены в виде мышей, кошек и других животных — он рассказывает историю выживания польских евреев в концлагерях. Главный герой — мышонок по имени Арти, альтер-эго самого Шпигельмана, — слушает страшную историю своего отца Владека. Для Шпигельмана это возможность, во-первых, поделиться собственным травматическим опытом, который во многом оказался продолжением травмы его родителей, выразить все отчаяние, с которым он жил после самоубийства матери. Этому посвящена целая вставная новелла. Как пишет Хирш, «образ матери и вся вставная новелла закрепляют семейный характер передачи постпамяти в «Маусе» и придают рассказываемой истории индивидуальные черты». Во-вторых, «Маус» — это свидетельский нарратив, комикс оказывается очень репрезентативным способом сделать этот нарратив доступным для всех. Важно, что этот нарратив оказывается достаточно универсальным, с историей Владека можно соотнести всю историю уничтожения евреев в Третьем Рейхе. Поэтому I том комикса называется «Мой отец кровоточит историей».
Но это и личная история Арта и его отношений с родителями — название II тома «И тут начались мои неприятности». Это повествование затрагивает то, насколько тяжело Арт переживает травматический опыт своей семьи, как он страдает от чувства вины и беспомощности, которые тенью прошлого преследуют его.
Что делать третьему поколению
Задача интерпретации истории оказывается возложенной на именно на третье поколение: «Вместе они выстраивали постпамять для будущего, память, способную встретиться лицом к лицу со сложной историей прошедшего столетия», — пишет Хирш в предисловии к русскому изданию «Поколения постпамяти».
Это связано в том числе и с тем, что второе поколение было вовлечено в сложные и болезененные отношения с родителями. Кроме того, поколение детей находилось под огромным социальным и политическим давлением, которое требовало определенной оценки историческим реалиям, во время которых жило поколение родителей. Например, концепция коллективной вины вызывала резкое отторжение у молодых немцев, которые не желали никак себя связывать с преступлениями старшего поколения, вследствие этого вызывала отторжение и сама идея осмыслить историю Третьего Рейха и свое место в этой истории.
Кто-то на личном уровне очень остро ощущал последствия государственных преступлений: так, писатель Винфрид Георг Зебальд уехал из Германии, потому что не мог находится среди своих сверстников, живущих так, словно бы ничего не произошло.
Третье поколение, поколение внуков, легче переживает столкновение с историей. Во-первых, исторические трагедии старшего поколения как правило уже получили свою оценку и обрели определенный статус. Во-вторых, большая временная дистанция, которая отделяет третье поколение от самого события, делает прикосновение к семейной истории не столь болезненным, что позволяет исследовать прошлое своей семьи и осмыслять его. Таким образом, внуки могут сделать даже больше для обнаружения следов исторической памяти в семейных архивах, чем дети.
Книга французского историка еврейского происхождения Ивана Яблонки «История моих бабушки и дедушки, которых у меня никогда не было» показывает, как историческое исследование становится работой постпамяти. Когда Яблонка решил заниматься историей своих старших родственников, он практически не имел никаких материалов: всего несколько писем и паспорт. Он проделал крайне кропотливую работу с огромным количеством архивных документов, шаг за шагом восстанавливая историю своей семьи. Его книга написана с потрясающим профессионализмом историка, который сохраняет дистанцию от предмета исследования, но в то же время его книга невозможно личная. Яблонка исследует свое положение в семье, свою связь со старшим поколением и пути обращения с коллективной травмой.
Гибридный — отстраненный и одновременно очень личный взгляд, доступный третьему поколению, позволяет обратиться к прошлому со всей вовлеченностью участника. А возможность исследовать и отстраненно рефлексировать над семейной историей позволяет трезво оценить прошлое, называя насилие насилием, а политические преступления политическими преступлениями. Работы постпамяти могут помочь осознавать и проживать события истории, свидетелями которой мы являемся.
Исследователь исторической памяти Николай Эппле отмечает, что новое слово в исследованиях постпамяти о работе с прошлым состоит в том, что наследие трагических событий, войн, массового насилия, может передаваться тем, кто лично его не переживал, настолько интенсивно, что оно начинает работать не так, как работает знание, а так, как работает память о пережитом лично:
«Исследования постпамяти не то, чтобы как-то помогают переживать трагедию, свидетелями которой мы оказываемся, но позволяют поместить ее в контекст трагедий прошлого, приближая их к нам не как набор фактов, а как живой опыт. Благодаря, в частности, постмемориальным проектам мы сегодня понимаем, как важны свидетельства жизни сообществ, которые оказываются под угрозой уничтожения, живые голоса, интервью, дневники. Марианна Хирш специально говорит о фотопроектах, посвященных попыткам воссоздания разрушенного мира польских евреев, курдских общин. Очень похожий проект осуществляется уже несколько лет в Украине — это виртуальный музей «Голоса мирных», большая виртуальная коллекция свидетельств мирных жителей Донбасса, вынужденных покинуть свои дома. Этого мира в значительной степени уже нет, но его голос может быть сохранен. Постмемориальные практики показали важность личных и семейных форм свидетельства о трагедиях как инструментов создания «аффилиативной связи» — когда, например, свидетельства о страданиях семей заставляют меня подумать о собственной семье, превращая тем самым чисто рациональное знание в эмоциональную связь. И сегодня мы видим, как важны оказываются в качестве свидетельств происходящего те же дневниковые формы, свидетельства о семейных трагедиях».
Журналисты активно используют такие свидетельства, потому что они позволяют вовлечь в переживание происходящего тех, кто находится далеко и может быть хотел бы сохранить отстраненную позицию, рассказывает Эппле: «Еще исследования постпамяти учат жить с болью, не загораживаясь от нее, но и не позволяя ей делать существование невыносимым. Постмемориальные практики позволяют опосредовать эту боль через проживание заново того, что важно пережить, призывая на помощь искусство и механизмы воображения — как Арт Шпигельман проживал семейную травму, рисуя «Маус». Возможно, в этом сейчас их актуальность».
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.