К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Спасти Рембрандта за € 3 млн: как восстанавливают картины после нападения вандалов

Реставрация картины Рембрандта «Ночной дозор» (Фото EPA / TASS)
Реставрация картины Рембрандта «Ночной дозор» (Фото EPA / TASS)
Forbes Life вспоминает случаи музейного вандализма и подсчитывает бюджеты, потраченные на реставрацию пострадавших произведений искусства

На днях в Лувре произошло нападение на картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Посетитель Лувра в инвалидной коляске, переодетый в женщину, бросил в «Джоконду» тортом, став очередным музейным вандалом, убытки от действий которых составляют миллионы долларов. 

«Мона Лиза»,  Леонардо да Винчи, Лувр
Посетитель Лувра в инвалидной коляске, переодетый в женщину, бросил в «Джоконду» тортом (Фото Twitter)

«Мона Лиза», Леонардо да Винчи, Лувр

«Джоконда», или «Мона Лиза», — больше ста лет регулярный участник криминальной хроники. В 1956 году молодой боливиец запустил в нее камнем. С тех пор у левого локтя Джоконды осталась небольшая отметина. В том же году на выставке на юге Франции посетитель облил картину серной кислотой, повредив нижнюю часть изображения. После реставрации было принято решение экспонировать работу под защитным стеклом.

В 1974 году в Японии посетитель бросил в «Джоконду» пузырек с краской (защитное стекло сработало, а руководство Лувра приняло решение усилить меры безопасности, работу поместили в специальную капсулу с пуленепробиваемым стеклом, а картину музей перестал выдавать на выставки. Даже на ретроспективе, приуроченной к 500-летию смерти да Винчи, в 2019 году «Мона Лиза» не присоединилась к экспозиции выставки, а осталась на своем месте).

Защитная капсула «Джоконды» сработала не раз: в 2009 году она отразила удар чашкой, который нанесла посетительница из России, а 2022-м — тортом.

Своей всемирной славой «Джоконда» тоже обязана преступлению. 21 августа 1911 года, в понедельник, когда музей был закрыт, временный сотрудник Винченцо Перуджа снял и вынес из Лувра работу Леонардо. Исчезновение картины обнаружили на следующий день посетители. «Джоконду» нашли два года спустя при попытке продажи: новость о пропаже картины широко освещала пресса, а репродукции работы были напечатаны в европейских газетах.

«Ночной дозор», Рембрандт Харменс ван Рейн, Рейксмузеум
Реставрация картины Рембрандта «Ночной дозор» (Фото EPA·TASS)

«Ночной дозор», Рембрандт Харменс ван Рейн, Рейксмузеум

Картину Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», известную как «Ночной дозор», с начала XX века атаковали трижды.

Первого января 1911 года на картину напал посетитель, нанесший полотну несколько ударов ножом.

14 сентября 1975 года в амстердамском Рейксмузеуме бывший школьный учитель голландец Вилхелмус де Ринк 12 раз ударил «Ночной дозор» ножом для резки хлеба. Нападавший был признан психически нездоровым. Во время реставрации рваные края полотна соединили, красочный слой восстановили, но работа стала невыездной не только из-за своих циклопических размеров (363 см на 436 см), но и из-за хрупкости холста. Даже реставрация «Ночного дозора», длившаяся с 2019 до 2021 год (бюджет — €3 млн), приуроченная к 350-летию со дня смерти Рембрандта, прошла прямо в зале Рейксмузеума, в галерее Славы, в специально выстроенной вокруг полотна стеклянной камере.

«Даная», Рембрандт Харменс ван Рейн, Государственный Эрмитаж
«Даная» после реставрации (Фото «Эрмитаж»)

«Даная», Рембрандт Харменс ван Рейн, Государственный Эрмитаж

15 июня 1985 года житель Литвы Бронюс Майгис напал на картину «Даная» в Эрмитаже. Он облил холст серной кислотой и дважды ударил  его ножом. Повреждения работы были очень значительны: лак в центре полотна сошел и превратился в бурую массу, стекающую по поверхности холста. В некоторых местах красочный слой был смыт до грунта.

Свои действия вандал объяснил политическими мотивами. Работы по спасению шедевра заняли 12 лет. Только в 1997 году «Даная» вернулась в экспозицию в Эрмитаже.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», Илья Репин, Третьяковская галерея
Пресс-конференция, посвященная завершению реставрации картины (Фото Агентство «Москва»)

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», Илья Репин, Третьяковская галерея

25 мая 2018 года в Третьяковской галерее  37-летний житель Воронежа Игорь Подпорин в пустом зале за несколько минут до закрытия несколько раз ударил стойкой ограждения по картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», известной как «Иван Грозный убивает своего сына». Защитное стекло, за которым находилось полотно, разбилось, осколки прорвали холст в трех местах. От падения пострадала и авторская рама. Тогда музейные представители ориентировочно оценили стоимость реставрации в 20 млн рублей.

В мае 2022 года, спустя четыре года после нападения, реставрация была завершена. В процессе восстановления были сняты многочисленные слои лака и осетрового клея, которым пользовались реставраторы в 1913 году, когда на картину напал вандал Абрам Балашов, нанесший несколько ударов ножом по изображению лица и головы Ивана Грозного. В восстановлении картины принимал участие и сам Илья Репин. Тогда художник изменил ряд деталей полотна, записав подробности интерьера, усилив акцент на двух фигурах на переднем плане.

Однако картина, освобожденная от многослойного покрытия защитным лаком, с восстановленным авторским колоритом по-прежнему не может быть экспонирована в зале Третьяковки.  Необходимо изготовить специальную защитную антивандальную капсулу с пуленепробиваемым стеклом. Такие пуленепробиваемые стекла для музейных капсул производят лишь в Японии и Италии. Сбербанк, оплативший работы по реставрации полотна, в настоящий момент, как сообщила пресс-служба компании, рассматривает возможность стать спонсором музея в покупке стекла.

«Черное на коричневом», Марк Ротко, Тейт Модерн
Картина возвращена в галерею после реставрации спустя 18 месяцев (Фото Rob Stothard/Getty Images)

«Черное на коричневом», Марк Ротко, Тейт Модерн

Седьмого октября 2012 года польский художник 26-летний Владимир Уманец оставил свой автограф на картине Марка Ротко. Мужчина зашел  в зал лондонской галереи Тейт Модерн и  черными чернилами написал в углу картины «Владимир Уманец'12. Потенциальный кусок йеллоуизма».

Художник объявил свои действия художественной акцией йеллоуизма, призванного бороться за возвращение истинной креативности в современное искусство. За вандализм Уманец был осужден на два года. В 2014 году он опубликовал в The Guardian извинения за произошедшее, но не отказался от принципов йеллоуизма.

Изначально речь шла о £9 млн, но галерея оценила восстановление картины в £200 000. Реставрация заняла 18 месяцев.

«Супрематизм. Белый крест на сером фоне», Казимир Малевич, Стеделик
Испорченная картина (Фото Музея Стеделик)

«Супрематизм. Белый крест на сером фоне», Казимир Малевич, Стеделик

Четвертого января 1997 года российский художник-акционист Александр Бренер нарисовал зеленой краской из баллончика знак доллара на полотне Малевича в музее Стеделик в Амстердаме. За эту художественную акцию по решению суда Бренер получил пять месяцев тюремного заключения и пять месяцев условно. Стоимость реставрации и экспертизы — около $9000 — суд постановил взыскать с художника.

«Мост в Аржантее», Клод Моне, музей д’Oрсе
Hulton Fine Art Collection·Getty Images

«Мост в Аржантее», Клод Моне, музей д’Oрсе

Ночью с 6 на 7 октября 2007 года пятеро молодых людей проникли в музей д'Орсе. Сработала охранная сигнализация. Убегая, один из них ударил по картине Клода Моне «Мост в Аржантее». Образовалось повреждение длиной около 10 сантиметров.

Злоумышленников удалось поймать благодаря видеозаписи камер наблюдения и мусору, оставленному в музее.

«Алтарь Паумгартнеров», «Оплакивание Христа» и «Семь скорбей Марии», Альбрехт Дюрер, Старая пинакотека
Фрагмент испорченной картины (Фото DR)

«Алтарь Паумгартнеров», «Оплакивание Христа» и «Семь скорбей Марии», Альбрехт Дюрер, Старая пинакотека

В конце 1970-х и в 1980-е годы в Германии орудовал «кислотный маньяк», обливавший серной кислотой произведения искусства старых мастеров. Ущерб от повреждения 56 произведений оценивался в 270 млн немецких марок. Среди пострадавших произведений — церковный алтарь и картины Рембрандта и Дюрера.

В 1988 году в Старой пинакотеке в Мюнхене Ханс-Йоахим Больман облил кислотой работы Альбрехта Дюрера: триптих «Алтарь Паумгартнеров», «Оплакивание Христа» и «Семь скорбей Марии». Их реставрация велась десять лет.

Преступника нашли и отправили в психиатрическую клинику.

«Три фигуры», Анна Лепорская, Ельцин Центр
Фрагмент испорченной картины (Фото DR)

«Три фигуры», Анна Лепорская, Ельцин Центр

В январе 2022 года во время выставки в Ельцин Центре нападению подверглась работа ученицы Малевича Анны Лепорской «Три фигуры» из собрания Третьяковской галереи.

Сотрудник частной охранной организации пририсовал глазки шариковой ручкой абстрактным лицам на полотне Анны Лепорской «Три фигуры». Охранник объяснил свой поступок тем, что принял картину за детский рисунок.

Реставрационный совет Третьяковской галереи оценил ущерб от повреждения картины в 250 000 рублей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+