К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Что ждет коллекцию российского современного искусства, подаренную Центру Помпиду

На выставке «Коллекция! Современное искусство в СССР и России. 1950–2000» в Центре Жоржа Помпиду в октябре 2016 года (Фото Ивана Батырева / ТАСС)
На выставке «Коллекция! Современное искусство в СССР и России. 1950–2000» в Центре Жоржа Помпиду в октябре 2016 года (Фото Ивана Батырева / ТАСС)
В середине мая в западной прессе появились сообщения о том, что парижский Центр Помпиду отказался от дара на сумму $619 000 от фонда Владимира Потанина. При этом сам музей не делал официальных заявлений, а в благотворительном фонде называют совсем другую сумму транша. Forbes Life разобрался, откуда взялась путаница в суммах и какая судьба ждет собрание русского искусства в парижском музее

В конце апреля во французской газете Le Monde появилась статья «Тень русского олигарха над Центром Помпиду», где сообщалось о том, что музей регулярно получает транши от благотворительного фонда миллиардера Владимира Потанина, что неприятно сказывается на репутации институции. Через несколько дней тему продолжил американский Artnet, сообщив, что Центр Помпиду получил в период с 2016 по 2021 год два транша от фонда Потанина на общую сумму примерно в $1,4 млн (ту же сумму указывает Le Monde), но отказался от третьего транша на $619 000, который должен был получить в этом году. Фонд Потанина назвал Forbes другие цифры и сообщил, что речь идет об очередном транше в ходе грантового проекта «Россия XX–XXI», который должен быть переведен в ноябре 2022 года и составляет €293 800. Общий бюджет програмы по данным фонда, — €880 450. 

Фонд объясняет такое расхождение в цифрах в публикациях в западной прессе тем фактом, что статьи не цитируют руководство и сотрудников Центра Помпиду, а написаны со слов анонимных источников. В фонде также сообщили, что узнали о том, что Центр Помпиду решил приостановить сотрудничество, из публикации Le Monde. Никаких официальных заявлений и обращений французский музей не делал. На вопросы Forbes Life не ответил ни нынешний президент Центра Помпиду Лоран Ле Бон, ни куратор коллекции российского современного искусства в музее Николя Люччи-Гутников.

Forbes Life восстановил историю взаимодействия Центра Помпиду и Благотворительного фонда Владимира Потанина.

 

Билет в будущее для русского искусства

Сотрудничество музея и благотворительного фонда началось в 2016 году, когда по инициативе фонда Потанина 42 коллекционера, художника и наследника художников смогли объединиться, чтобы подарить Центру Помпиду более 357 работ неофициального советского и современного русского искусства 1950–2000-х годов. Таким образом Центр Помпиду стал единственным в Европе музеем, обладателем коллекции, представляющим всю ретроспективу развития русского искусства XX века. Музейное собрание русского авангарда хронологически продолжилось коллекцией, собранной по инициативе фонда Потанина. 

197 работ было приобретено на средства фонда, остальные — дары коллекционеров, художников и наследников. «Неверно ассоциировать создание «Коллекции» только с фигурой Владимира Потанина, — говорит коллекционер Игорь Цуканов. — Средства фонда ушли в основном на выпуск каталога, перевозку работ и покупку произведений у художников. За €15 000–20 000 купили работы у Юрия Злотникова, Андрея Монастырского. В то время как основную массу работ подарили коллекционеры, художники и их наследники».

 

Собрать работы 65 авторов и провести через несколько этапов закупочной комиссии музея меньше чем за год смогла куратор Ольга Свиблова. «Продолжая фразу Ильи Кабакова о том, что в будущее возьмут не всех, можно добавить, что 65 билетов мы уже организовали и это чрезвычайно важно», — говорила Свиблова на торжественном открытии выставки «Коллекция! Современное искусство в СССР и России. 1950–2000» в Париже в Центре Жоржа Помпиду в сентябре 2016 года. Куратор отмечала, что идея создания коллекции современного русского искусства для парижского музея буквально сотворила чудо, объединив множество совершенно разных людей. 

Девять работ из своего собрания, среди которых картина Эрика Булатова «Слава КПСС» (первый вариант работы ушел на аукционе Phillips в 2008 году за $2,15 млн), в «Коллекцию» подарили  коллекционеры Екатерина и Владимир Семенихины. Десять работ, среди которых произведения Лидии Мастерковой, Льва Кропивницкого, Леонида Сокова, Комара и Меламида и ранняя работа Эрика Булатова, отдали коллекционеры Игорь и Наташа Цукановы. С самым дорогим произведением из своего собрания ради «Коллекции» расстался арт-менеджер Николай Ильин — он передал в Центр Помпиду работу Ильи Кабакова «Олег Григорьевич Водопьянов: чья это муха?», подаренную ему художником в благодарность за организацию первой большой постэмигрантской выставки в Эрмитаже в 2004 году. 

«Было понятно, что в «Коллекцию» должны войти знаковые, первостатейные вещи, — рассказал Forbes Владимир Семенихин. — Когда возник вопрос, что передадим мы, пришлось с кровью выдирать работы из своей коллекции. Звонили Булатовым, советовались. Эрик с женой Наташей, наши близкие друзья, все были уверены: передавать в Центр Помпиду нужно рубежные вещи». Так на пригласительном билете на вернисаж «Коллекции» и на обложке каталога была размещена скульптура Бориса Орлова из собрания Семенихиных, а картины Эрика Булатова заняли место в залах основной экспозиции на четвертом этаже в Центре Помпиду. 

 
Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова и директор Государственного музея современного искусства Центра Жоржа Помпиду Бернар Блистен (в центре) на выставке «Коллекция! Современное искусство в СССР и России. 1950–2000» в Центре Жоржа Помпиду (Фото Ивана Батырева·ТАСС)

«Мы все понимали, что «Коллекция» — принципиально важный проект для репрезентации 100 лет истории современного русского искусства, — рассказал Forbes Игорь Цуканов. — Когда  директор Центра Помпиду Бернар Блистен выбирал работы у меня дома в Лондоне, я, наученный горьким опытом сотрудничества с Tate Modern (когда подаренные произведения искусства из России, из Латинской Америки так и не были выставлены), спрашивал, не окажутся ли наши дары упрятанными в запасники». Директор Помпиду, по словам Цуканова, гарантировал выставку дарений в пространстве парижского музея не меньше чем на три месяца и обещал популяризировать собрание современного русского искусства среди других европейских музеев. В 2016 году, через два года после присоединения Крыма к России, глава Центра Помпиду не мог предсказать реакцию прессы и общественного мнения на дар из России. «Блистен взял на себя большой риск. И слово свое сдержал», — говорит Игорь Цуканов. 

Выставка «Коллекция», поддержанная образовательной и художественной программами фонда Потанина, получила большой успех и вызвала всплеск интереса к современному российскому искусству. В марте 2017 года в Помпиду открылась вторая часть выставки, где были представлены новые дарения художников, коллекционеров и наследников (всего в собрание Центра Помпиду вошло более 450 работ). А в Москве посол Франции в России за создание проекта вручил ордена Почетного легиона Ольге Свибловой, Владимиру Потанину, Владимиру Семенихину и Игорю Цуканову. 

Судьба коллекции

Добрые отношения, сложившиеся у фонда Потанина с Центром Помпиду, продолжали развиваться и по окончании выставки «Коллекция». По горячим следам выставки фонд запустил программу по изучению современного российского искусства. В начале работы над «Коллекцией», по словам Ольги Свибловой, французская сторона знала только шесть имен русских художников. Трехлетняя программа «Россия XX–XXI», стартовавшая в 2017 году, была направлена на то, чтобы закрыть эти лакуны как у молодых специалистов и широкой публики, так и у академических исследователей. По завершении программы в 2020 году фонд и музей договорились продлить проект.   

Эффект «Коллекция» получила и в России. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова объявила 2017-й годом дарений. Первый дар, как и следовало ожидать, сделал фонд Потанина: Третьяковка получила работу Эрика Булатова «Картина и зрители», а всего за год музею подарили 1936 работ, среди которых полотно Дмитрия Жилинского «Человек с убитой собакой» и коллекция Гелия Коржева.

Как было указано выше, по данным Le Monde, всего из Москвы в Париж с 2016 года перевели €1,3 млн. Сумма для музея, годовой бюджет которого на пополнение коллекции составляет €1,8 млн (по данным Artnet), критическая. Публикации Le Monde и Artnet утверждают, что транши из фонда Потанина шли на пополнение коллекции Центра Помпиду. В фонде Потанина называют другую цель программы — изучение современного искусства в России и Франции, исследование советских музейных экспозиций 1920-х годов, реконструкция несохранившихся произведений искусства и шестимесячные стажировки для молодых специалистов из Франции в России. 

 

В июле 2021 года в Центре Помпиду сменилось руководство: Бернар Блистен покинул пост директора, музей возглавил Ксавье Рей, президентом стал Лоран Ле Бон. И главный вопрос, который стоит сегодня: как руководство намерено поступить с коллекцией российского современного искусства, подаренной в 2016 году по инициативе фонда Потанина. На вопросы Forbes ни Лоран Ле Бон, ни куратор выставки с французской стороны Николя Люччи-Гутников не ответили. 

В тексте Artnet говорится о том, что изъять коллекцию из собрания французского государственного музея, вернуть ее дарителям, невозможно. О том, останутся ли произведения российских авторов в основной экспозиции Центра Помпиду, не знают ни Николас Ильин («У меня не было никаких условий, я просто подписал договор дарения», — рассказал он Forbes), ни Игорь Цуканов, ни Екатерина и Владимир Семенихины. Как рассказал Forbes Владимир Семенихин, при дарении картины Булатова «Слава КПСС» не было никаких специальных условий по этому поводу в договоре: «Центр Помпиду очень хотел получить работу Булатова, они решили оставить ее в постоянной экспозиции, чему мы были очень рады». По данным Семенихиных, работа по-прежнему представлена в постоянной экспозиции музея. По мнению Игоря Цуканова, позиция Центра Помпиду понятна: как государственный музей он обязан следовать государственной политике. Отсутствие официальных заявлений и комментариев говорит о том, что музей выполняет свое прямое предназначение: хранить искусство. «Лет через десять, когда эта волна уляжется, русское современное искусство из собрания Центра Помпиду вновь войдет в выставочный оборот», — уверен Игорь Цуканов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+