К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Без явных фаворитов и блестящих картин: итоги Каннского кинофестиваля — 2022

Вуди Харрельсон сыграл главную роль в фильме-победителе «Треугольник печали». (Фото Stephane Mahe / Reuters)
Вуди Харрельсон сыграл главную роль в фильме-победителе «Треугольник печали». (Фото Stephane Mahe / Reuters)
В субботу, 28 мая, 75-й Каннский фестиваль объявил своих победителей. Главный приз получила сатирическая комедия «Треугольник печали» Рубена Эстлунда. Кинокритик Тамара Ходова специально для Forbes Life подводит итоги Канн-2022

Председатель жюри французский актер Венсан Линдон оказался не таким радикальным, как обещал, и, к удивлению многих, вручил «Золотую пальмовую ветвь» сатирической комедии «Треугольник печали» Рубена Эстлунда. При этом, судя по обилию совместных призов, разделенных сразу между несколькими фильмами, жюри явно не смогло достичь согласия между собой и пошло на компромисс.

В целом прошедшие Канны никого не смогли удивить — по мнению многих критиков, фестиваль получился без явных фаворитов и блестящих картин. Из-за этого журналисты не могли согласиться практически ни по одному номинанту основной программы, и у каждого были свои любимчики. Одним из немногих фильмов, который понравился всем, оказался психологический триллер «Решение уйти» Пак Чхан Ука. Согласно таблице оценок критиков, которую каждый год составляет издание Screen Daily, картина корейского режиссера получила 3,2 балла из 4. Еще одной любовью критиков стала драма «Близко» бельгийца Лукаса Донта о трогательной дружбе двух мальчиков. Фильм неожиданно стал самым эмоциональным показом фестиваля — зрители уходили с него в слезах и называли «Близко» самой сильной картиной смотра.

Актерский дуэт Тан Вэй и Пак Хэ-Иля из фильма «Решение уйти» Пак Чхан Ука. (Фото Piroschka Van De Wouw /Reuters)

Однако жюри основного конкурса практически никогда не соглашается с журналистами. Это уже привычная практика, которая нарушается довольно редко. Одним из немногих исключений в новейшей истории фестиваля стали «Паразиты» Пон Чжун Хо в 2019 году, которые привели в восторг абсолютно всех — и выиграли «Золотую ветку». Так, Пак Чхан Ук и Донт все-таки уехали домой с призами, но совсем не с теми, что пророчили им критики. Председатель жюри Венсан Линдон еще в начале фестиваля заявил, что будет поощрять провокативные, смелые по форме и содержанию картины, с которыми в этом году было откровенно сложно. Поэтому единственным фильмом, который более или менее подпадал под параметры, заданные председателем жюри в начале, оказалась злая сатирическая комедия «Треугольник печали» Рубена Эстлунда.

 

Фильм рассказывает о капитане дальнего плавания марксистских взглядов в исполнении Вуди Харрельсона, вынужденном работать на яхте богачей. По неизвестным причинам яхта терпит крушение, и капитан оказывается на необитаемом острове вместе с моделями, русским олигархом и уборщицей. Мнения критиков по поводу картины радикально разделились. Так, например, автор Thatshelf Джейсон Горбер назвал «Треугольник печали» смелой и остроумной комедией, которая не понравится многим, так как они найдут в ней отражение самих себя, а вот Дэвид Эльрих из Indiewire посчитал фильм «разочаровывающе тупым».

Есть ощущение, что Эстлунд стал удобным решением для жюри, когда все фильмы конкурса не отличаются высоким качеством, но «Пальму» вручить кому-то надо. По иронии, швед уже оказывался в такой ситуации ровно пять лет назад на 70-м Каннском фестивале с откровенно слабой программой. Жюри под председательством испанского режиссера Педро Альмодовара присудило главный приз «Квадрату» — еще одной социальной сатире Эстлунда, только вместо индустрии моды он высмеивал мир искусства. Теперь Эстлунд находится в почетной группе режиссеров — обладателей двух «Золотых пальмовых ветвей».

 

В этой же группе находятся Жан-Пьер и Люк Дарденны, тоже участвовавшие в конкурсе с очередной социальной драмой «Тори и Локита». Их новый фильм практически ничем не отличается от предыдущих, поэтому, увидев их на церемонии закрытия, журналисты опасались, что жюри изберет безопасный путь и наградит ветеранов фестиваля за откровенный самоповтор. Однако жюри смогло удивить и тут, вручив бельгийцам почетную «Ветвь» в честь 75-летия фестиваля.

При этом всеми любимый Лукас Донт оказался на втором месте, получив Гран-при жюри. Это важная награда для молодого режиссера, который начинал в Каннах всего несколько лет назад с картиной «Девочка» в программе «Особый взгляд». Тогда Донт получил приз за лучший режиссерский дебют. К разочарованию критиков, в этом году бельгийцу пришлось разделить приз с французским режиссером Клэр Дени и ее мелодрамой «Звезды в полдень», которую даже почитатели ее таланта признали откровенно слабой. Американский критик Люк Хикс назвал фильм «140 минут вашей жизни, которые никогда не вернуть».

Еще одна разделенная награда — «Приз жюри», который вручили польскому режиссеру Ежи Сколимовскому за «Иа», рассказывающему о жизни с точки зрения осла, и медитативным «Восьми горам» Феликса ван Гронингена и Шарлотты Вандермерш. Пак Чхан Ук уехал домой с призом за лучшую режиссуру. Это третья награда Каннского фестиваля за карьеру корейца: он получил «Приз жюри» за «Жажду» в 2009 году и Гран-при жюри за «Олдбой» в 2004-м.

 

Еще одной глыбе корейского кино, Сон Кан Хо, присудили уже давно заслуженную награду как лучшему актеру за фильм «Посредник» Хирокадзу Корээды (вторая после «Близко» слезливая драма фестиваля). Другая актерская награда ушла Заре Амир Эбрахими, исполнительнице главной роли в жесткой антирелигиозной драме «Священный паук» Али Аббаси. Приз за лучший сценарий вручили еще одному фильму на религиозную тему — «Парню с небес» Тарика Салеха об ожесточенной борьбе за место имама в Каире.

Россия при этом осталась без призов — Кирилл Серебренников начиная с 2016 года стабильно участвует в каннской программе, однако до сих пор так и не был удостоен ни одной награды (кроме журналистского приза Франсуа Шале, однако он не входит в список официальных наград фестиваля). В этот раз его «Жена Чайковского» тоже осталась без внимания жюри.

Несмотря на желание Линдона отметить смелые картины, таких в конкурсе просто не оказалось. Даже главный провокатор фестиваля в этом году — канадец Дэвид Кроненберг с боди-триллером «Преступления будущего» — не смог ни удивить, ни испугать публику. В итоге в фокусе жюри оказалась социальная и политическая повестка, под которую подпадает и триумфатор Канн-2022 «Треугольник печали» — явный компромисс, который, несмотря на свой черный юмор, вряд ли можно назвать новым словом в кинематографе.  

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+