У Beeple украли криптоактивы, «Курочку» Фаберже арестовали: новости арт-рынка
Санкции и протесты против меценатов из России
8 мая в лондонском Музее Виктории и Альберта закончила свою работу выставка «Фаберже в Лондоне. От романтики до революции». Экспозиция состояла из экспонатов, происходящих как из государственных собраний (Музеи Московского Кремля, Эрмитаж), так и частных коллекций (Музей Фаберже). Работы Фаберже из государственных собраний вернулись в Россию уже 20 мая, а вот с Музеем Фаберже, основанным Виктором Вексельбергом, возникли проблемы.
The Art Newspaper со ссылкой на газету The Telegraph сообщает, что в Великобритании осталось самое первое императорское яйцо Фаберже, которое называется «Курочка». Оно происходит из собрания Музея Фаберже, который принадлежит находящемуся под санкциями Виктору Вексельбергу. Теперь судьбу яйца должно будет решить британское Казначейство.
Итальянские левые 15 мая провели митинг у венецианской резиденции фонда V-A-C — палаццо Дзаттере. Основатель фонда V-A-C — председатель правления российской газовой компании «Новатэк» Леонид Михельсон. С 24 февраля венецианская площадка фонда не проводит публичных мероприятий. Молодые люди, представлявшие организацию Global Project, вывесили на фасаде здания баннеры с требованием экспроприировать собственность российских олигархов, провели митинг и в течение нескольких часов разошлись. «Все закончилось мирно», как сообщили представители V-A-C в Венеции.
Аукционные дома: итоги весеннего сезона
По подсчетам газеты The New York Times, весенние торги, сотрясавшие Нью-Йорк рекордами последние две недели, в сумме принесли $2,5 млрд (согласно данным Artnet, выручка арт-марафона составила еще больше — $2,8 млрд). Каждому из трех аукционных домов — Christie’s, Sotheby’s и Phillips — есть чем похвастаться.
Вторая часть коллекции Маклоу принесла Sotheby’s $246,1 млн, а общая стоимость собрания вместе с первой частью составила $922,2 млн, сделав его самым дорогим в аукционной истории.
Christie’s установил ценовые рекорды на работы Дега («Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица», $41,6 млн), Микеланджело («Обнаженный юноша», €23,1 млн) и фото Ман Рэя («Скрипка Энгра», $12,4 млн), ставшее по совместительству самым дорогим снимком в аукционной истории.
Phillips, как и предсказывалось, провел самые успешные торги в своей 226-летней истории, собрав в сумме $225 млн. Все эти внушительные результаты позволяют авторам The New York Times согласиться с составителями ежегодного отчета Art Basel и UBS и прийти к выводу, что аукционный рынок почти полностью восстановился после пандемии.
Аукционные дома: будущие торги
До начала торгов Christie’s, посвященных коллекции Юбера де Живанши, о которой мы уже писали, осталось меньше месяца. Планируется провести четыре живых и два онлайн-аукциона, в рамках которых на продажу будет выставлено свыше 1200 лотов: порядка 200 живописных работ, более 100 скульптур, а также множество предметов мебели и произведений декоративно-прикладного искусства. Лоты будущих торгов делятся не только по географическому принципу (в зависимости от того, украшали они парижский особняк д’Орруэ или загородное поместье Ле-Жонше в долине Луары), но и по тематическому. Например, обладают выдающимся провенансом (консоль в стиле Регентства, принадлежавшая Коко Шанель, которая любила ужинать в компании Живанши, €60 000–100 000), хранят глубоко личные воспоминания (пять скульптур Диего Джакометти, установленных на могилах любимых собак модельера, €20 000–30 000 каждая) или значимы сами по себе («Идущая женщина» Альберто Джакометти, €20–30 млн). Суммарный эстимейт собрания составляет €50 млн.
8 июня Christie’s проведет в Нью-Йорке ювелирные торги, список топ-лотов которых возглавит подборка из 12 украшений Жоэля Артура Розенталя (JAR), принадлежавших Энн Гетти. Суммарная оценочная стоимость изделий знаменитого ювелира составляет $1,5 млн. Все они так или иначе связаны с биографией владелицы, которая родилась в 1941 году в семье фермеров из Северной Калифорнии, а затем изучала биологию и антропологию в Калифорнийском университете в Беркли. Например, брошь «Тюльпан» ($200 000–300 000) создана в знак почтения голландских корней госпожи Гетти, а брошь в виде геральдической лилии ($80 000–120 000) подчеркивает безграничное уважение, которое она испытывала к ремесленникам и мастерам ручного труда.
Sotheby’s проводит торги, посвященные произведениям декоративно-прикладного искусства из золота и серебра и изделиям фирмы Фаберже. Топ-лот — настольные часы Фаберже в корпусе, украшенном эмалью гильоше, из золота двух цветов и серебра, изготовленные в мастерской Михаила Перхина приблизительно в 1890 году. Их эстимейт составляет £70 000–90 000.
Реставрация: Тициан, Репин и де Кунинг возвращаются в залы музеев
Оцененную в $7 млн картину «Портрет мужчины в берете» кисти Тициана, которая считалась утраченной с 2004 года, на днях нашли в реставрационной мастерской в Пьемонте. Созданное приблизительно в 1512 году полотно было обнаружено итальянскими полицейскими, расследующими преступления в области искусства и защищающими культурные ценности. Местные власти выписали постановление о конфискации, после чего было начато расследование в отношении двух граждан Швейцарии (полиция изначально разрабатывала версию о том, что картину незаконно вывезли в Швейцарию).
В Третьяковской галерее публике представили отреставрированную картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», однако после презентации ее вернули в депозитарий музея. Там она будет находиться вплоть до изготовления специальной антивандальной капсулы. Ее проект уже подготовлен и согласован с подрядчиком. Возвращение картины в экспозицию намечено на начало следующего года.
В лос-анджелесском Музее Гетти в июне публике вновь представят картину Виллема де Кунинга «Женщина-охра», стоимость которой оценивается в $100 млн. В 1985 году полотно было похищено из музея Аризонского университета четой школьных учителей по фамилии Альтер. Работу вновь обнаружили лишь 32 года спустя, когда имущество скончавшихся супругов попало в руки антикваров.
При похищении картину вырезали из рамы и сильно скомкали, образовались многочисленные трещины на красочном слое, — реставраторам пришлось изрядно потрудиться, чтобы придать произведению изначальный вид. Серия из шести «Женщин» де Кунинга была сопряжена со скандалом с момента своего появления в 1950-х годах. Женские образы получились у художника настолько отталкивающими, что его жене пришлось объяснять журналистам, что это интерпретации не ее образа, а матери де Кунинга. Сам художник никак не отвергал обвинения в мизогинии, а делал заявления вроде: «Женщины меня порой раздражают. В данной серии это чувство нашло свое воплощение».
NFT: мошенники и жертвы
В последние месяцы истории о новых кражах и мошенничествах, связанных с NFT-искусством, появляются в СМИ буквально каждую неделю. В начале мая был создан поддельный сайт студии Yuga Labs, где продали фейковые токены из проекта Bored Ape Yacht Club на общую стоимость в $6,2 млн. На днях американский комик Сет Грин сообщил, что в результате фишинговой атаки потерял четырех своих «скучающих обезьян».
Еще одним пострадавшим стал цифровой художник Beeple. В этот понедельник стало известно, что хакеры взломали его аккаунт в одной из социальных сетей, в результате чего были похищены криптоактивы на общую сумму $400 000.