Человек с фотоаппаратом: как военные корреспонденты становились проводниками памяти
Первой документальной фиксацией вооруженных конфликтов принято считать снимки Крымской войны (1853—1856 гг.) — для печати в газетах фотографий британцев Роджера Фентона и Уильяма Симпсона изготавливалась гравюра, с которой, в свою очередь, производилась печать. Первые фотокорреспонденты путешествовали не налегке — материалы и оборудование были громоздкими и занимали много места, а современные Фентону технологии накладывали ограничения на сюжет, рассказывает фотограф и художник Дмитрий Старусев: «Снимать сами военные действия с кибиткой оборудования, штативом, огромной камерой и необходимостью быстро окислить пластину не представлялось возможным. Светочувствительность фотоматериала требовала яркого солнца и недвижимости модели в течение 8-10 секунд для получения адекватного изображения. Соответственно, ни о каком движении в кадре речи быть не могло. Поэтому на Крымской войне Фентон снимает портреты и пустынные пейзажи с расположением военных лагерей. Все эти снимки рассказывают, что где-то близко все же идет война, но не в этом кадре».
Качественные изменения в профессию внес технический прогресс. Благодаря появлению в 1925 году малогабаритных камер Leica стала возможна малоформатная фотография. Легендарные репортеры своего времени — Роберт Капа, Анри Картье-Брессон, Джордж Роджер и Дэвид Сеймур, — создавая в 1947 году первое в своем роде агентство Magnum Photos, особенно отмечали обязательное использование этой камеры для создания своих работ.
Однако более важным фактором работы фотокорреспондента для Картье-Брессона, идейного вдохновителя Magnum, была невозможность использования в своей работе постановочных или кадрированных снимков. Эти простые правила остались знаком высокого качества работы корреспондентов и сегодня. Несмотря на споры об объективности фотографа и другие профессиональные и общественные разногласия, мы скорее доверимся снимкам, выпущенным под знаком качества Magnum, Associated Press, Reuters и других агентств.
Проводники памяти
«Слава военных корреспондентов в XX веке связана с тем, что именно они являются делегированными свидетелями боевых действий и рассказывают о том, что мы увидеть и пережить не можем, — отмечает куратор и исследователь фотографии Михаил Сидлин. — К корреспонденту относятся с особенным доверием. Надо отметить, что сам жанр военного репортажа подвергается огромным манипуляциям — такой репортаж может не только рассказать историю, но и трансформировать ее. Снимавший Вьетнамскую войну Эдди Адамс говорил, что «фотография — самое мощное оружие в мире», которое говорит полуправду. С распространением интернета и развитием технологий сегодня на место фотографии в качестве главного свидетеля военных конфликтов приходят короткие видео, а привычный фоторепортаж перешел в новую эстетизированную — как, например, у Джеймса Нахтвея — форму. Сегодня каждый, у кого есть телефон с камерой, может стать очевидцем боевых действий».
Фотография является важнейшей и качественно новой формой свидетельства в ХХ веке. Возможность медиафиксации событий, претендующей на объективную реальность, позволила увидеть множество ужасающих событий истории ХХ века, рассказывает кандидат философских наук и исследователь феномена коллективной травмы Мария Фокеева: «В любых обстоятельствах фотография — это проводник памяти, который гораздо в большей степени защищен от любого рода искажений, чем, например, письменное свидетельство. С позиций философа и искусствоведа Сьюзен Зонтаг, «сделать снимок — значит причаститься к смертности другого человека (или предмета), к его уязвимости, подверженности переменам». Зритель также становится соучастником, вместе с фотографом он смотрит в объектив и как бы видит мир глазами фотографа. Наблюдение за смертью, насилием и разрушениями не может не производить впечатления, поэтому перед фотографом стоит и этическая задача в том числе: если он свидетельствует от своего имени, он должен быть готов подтвердить подлинность своего видения».
Директор Музея истории ГУЛАГа Роман Романов отмечает, что значение фотографии велико при исследовании не только военных конфликтов, но и при изучении репрессий: «Фотографий, сделанных непосредственно в лагерях ГУЛАГа, совсем немного. Альбомы со снимками были своего рода формой отчета и одновременно служили подарочными изданиями, которые направлялись руководством лагерей и строек вышестоящему начальству. Фотографии демонстрируют производственную деятельность лагерей и колоний, быт и отдых заключенных, работу лечебных учреждений и другие стороны жизни в ГУЛАГе. Но фотоснимки постановочные, они не отражают реального положения дел в лагерях и колониях, а передают официоз советской исправительно-трудовой системы. Тем не менее ряд альбомов, особенно военного периода, являются одним из свидетельств, наиболее достоверно передающих трудную жизнь заключенных в годы Великой Отечественной войны».