К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Последний кадр: почему фотографы в России могут перестать снимать на пленку

Кадр из фильма «Фотоувеличение»
Кадр из фильма «Фотоувеличение»
Последние несколько лет пленочная фотография в России переживала бум. И профессионалы, и любители активно покупали винтажные камеры и снимали на пленку. Но из-за санкций пленочная фотография может оказаться на грани выживания. В своей колонке редактор Forbes Life Софья Бронтвейн рассказывает, что сейчас происходит с этой индустрией и почему пленку в Москве почти невозможно купить

Как пленочная фотография стала трендом в России 

Москва, 2012 год. Прогрессивная молодежь в Москве и Санкт-Петербурге пытается самоидентифицироваться, познавая две принципиально разных субкультуры — белоленточников и хипстеров. С одной стороны, «Исповедь бунтаря» Бориса Немцова и митинги на Болотной площади. С другой — кофе из Starbucks, старый номер Esquire и пленочный фотоаппарат. Подростки и студенты, осваивая только набиравший популярность Instagram (компания Meta, владеющая социальной сетью, признана экстремистской организацией и запрещена в России), одновременно подражали американскому стилю и ностальгировали по СССР, не выпуская из рук дедушкин «Зенит». 

10 лет назад пленочная фотография была досугом скорее артхаусным. Только избранные, желая прослыть интеллектуалами и людьми искусства, знали, что такое выставочное пространство «Фотоцентр» на Гоголевском бульваре и как выбирать фотоаппарат в магазине «Фотофишка», который находился там же. Именно там начинающие фотографы покупали бывшие в употреблении Minolta, Pentax, Olympus, Horizon и Skina. Магазин, кстати, не пережил пандемию и закрылся в 2020 году. 

В 2014 году «Газета.Ru» утверждала, что пленочная фотография снова стала актуальным и популярным явлением. «Молодые люди делятся опытом по реанимации старого «Зенита» или «Зоркого». Модники приходят на вечеринки с недорогими, вдруг всплывшими откуда-то «мыльницами», которые напоминают нам о 90-х. Пленочные фотосессии — просто так и по особым случаям — актуальный тренд», — писала редакция «Газета.Ru» восемь лет назад.

 

В 2017 году журналист и путешественник Сергей Король в колонке для «РБК Стиль» объяснял, что фотографы возвращаются к пленке, потому что это более элитарный и эксклюзивный формат искусства. Вы ограничены количеством кадров на одной съемке, вы не видите сразу, что у вас получилось. Вы выверяете каждый снимок в надежде, что камера не подведет, потому что пленка и проявка стоят денег, это материальный мир, которым вы можете управлять. Не практически бесконечная карта памяти, которую вы можете выгрузить в облако, а конкретная пленка и конкретный результат. 

И хотя 10 лет назад казалось, что тренд на пленочную фотографию — это мимолетное модное увлечение, он только укреплялся. Например, в 2020 году «Деловой Петербург» писал, что спрос на пленочные фотоаппараты вырос в два раза по сравнению с 2019 годом. Об этом изданию сообщили специалисты и «Яндекс.Маркета», и «Авито». 

 

«Интерес к виниловым пластинкам, пленке и бумажным книгам — это противоход маятника. Многим из нас хочется в этом безумном темпе жизни иметь возможность «нырнуть» в аналоговые процессы, требующие неспешности и дающие некое эстетическое удовольствие от исполнения ряда ритуалов», — комментировал в 2020 году статистику от маркетплейсов генеральный директор и совладелец онлайн–магазина «ФотоАптека» Константин Шабанов. 

Что происходит с пленочной фотографией сейчас 

Про аналоговую съемку всегда говорили, что это дорогое удовольствие. В 2014 году «Газета.Ru» называла пленочную фотографию дорогой, потому что одна катушка любительской пленки стоит от 100 рублей, а профессиональной — от 200 рублей. Также редакция отмечала, что какие-то деньги уйдут на проявку. В 2014-м за 150-250 рублей можно было купить 36 кадров Kodak. Проявка и сканирование в центрах «Фотопроект» обходились в пределах 300 рублей. 

В 2020 году Константин Шабанов говорил, что пленка в его магазине «ФотоАптека» стоила от 300 до 1500 рублей. При этом  дорогую профессиональную пленку покупали только опытные фотографы, понимающие все преимущества такой катушки. Проявка и сканирование каждой пленки в «ФотоАптеке» обходились в 350–1000 рублей. До пандемии в магазинах «Республика» упаковка из трех катушек LomoChrome стоила около 1200 рублей. То есть одна пленка обходилась в 400 рублей. Проявка и сканирование в центрах «Фотопроект» редко превышали 400 рублей. Вполне посильные деньги для тех, кто увлекается аналоговой съемкой. 

 

В феврале 2022 года после начала «военной спецоперации»* на Украине фанаты пленочной фотографии узнали, что такое на самом деле дорого. Санкции и нестабильный курс рубля серьезно повлияли на стоимость товаров. Фотограф Александр Мурашкин рассказал Forbes Life, что в новых реалиях найти профессиональную пленку Kodak Portra за 2400 рублей нужно еще постараться — партии маленькие, все быстро раскупают. До начала «спецоперации» одна катушка стоила в районе 1000 рублей. 

«Последние годы я с удовольствием наблюдал, как развиваются пленочные лаборатории в Москве, растет число фанатов аналоговой фотографии, а на «Авито» появляются редкие фотокамеры, которые раньше нужно было заказывать из-за рубежа. Пленку я предпочитал покупать впрок, под будущие проекты, и как случился скачок курса и санкции, это подсластило пилюлю, потому что цены увеличились в два раза, что-то и вовсе пропало из магазинов», — объясняет Мурашкин. Александр отмечает, что пока ему удается купить нужную пленку в Lighthouse Film Lab и фотолаборатории «Перспектива».

Фотограф Алена Чендлер также отмечает, что в Москве практически невозможно найти пленку. Из-за огромного дефицита стоимость каждой катушки выросла в два-три раза. «Сразу, как ввели санкции и начал прыгать курс рубля, я закупила себе большую партию пленки, но надолго этого, конечно, не хватит. Мои друзья из Белграда и Парижа уже написали мне, что готовы присылать посылки с пленкой из-за границы, чтобы я не унывала. До спецоперации я фотографировала на свой Polaroid каждый день, это мой смысл жизни, и сейчас, когда я могу лишиться любимого дела, я осознаю это еще острее. Я испытываю большой страх, что потеряю свою работу», — рассказывает Чендлер. 

Семен Курков, создатель фотолаборатории «Архив», подтверждает, что пленка подорожала на 30-70% в рознице в России. «Это случилось не только из-за санкций, но и из-за увеличения оптовых цен на Kodak в Америке и Европе — официально на 19-20%. Прочие расходники также подорожали в 1,5-2 раза и пропали со складов в Москве. Цены непосредственно на проявку и услуги лаборатории пока ни мы, ни конкуренты не поднимали», — комментирует Курков. 

Семен отмечает, что из-за общего дефицита пленки в Европе и Америке и до санкций было сложно купить особенно ходовые позиции. «Сейчас у нас поставок почти нет. Возникают проблемы с оплатой заказов. Пленку (некоторые позиции), химию и фотобумагу включили в пятый пакет санкций и запретили к отправке в РФ из Евросоюза, потому что товары двойного назначения могут использоваться военными. Из Америки некоторые позиции еще можно заказать, но вопросы оплаты и доставки пока не решены», — рассказывает Курков.

 

По мнению Семена, последние три года пленочная фотография в России переживала мощный подъем, но рост цен, проблемы с поставками и закрытие большинства глянцевых журналов приведут к резкой стагнации и последующему падению.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+