Золото скифов и живопись Куинджи: что происходит с коллекциями украинских музеев
В списке разрушенных и пострадавших, составленном ЮНЕСКО, 66 религиозных объектов, 12 музеев, 28 исторических зданий, 18 учреждений культуры, 15 памятников и семь библиотек. Среди них Военно-исторический музей в Чернигове, Черниговский художественный музей им. Галагана, Художественный музей в Иванкове, Краеведческий музей Бородянщины, Художественный музей в Харькове, Литературно-мемориальный музей Григория Сковороды, Историко-архитектурный музей «Усадьба Попова» в Запорожье, Мариупольский краеведческий музей, Художественный музей им. Куинджи в Мариуполе, Краеведческий музей в Ахтырке, главное здание музея в Тростянце.
На запрос Forbes Life, что происходит с коллекциями музеев, оказавшихся в зоне боевых действий, и где теперь находятся произведения искусства, Министерство культуры России не ответило. Министерство культуры Украины открыло сайт, где очевидцы выкладывают свидетельства разрушения культурных ценностей. Всего на сайте с 11 марта 2022 года сделано около 400 записей.
Forbes Life собрал данные о том, что известно о судьбе нескольких музеев и коллекций из открытых источников.
Что хранят музеи Украины
За неделю до начала «спецоперации» в Wall Street Journal вышла статья историка искусства и куратора Константина Акинши о незащищенности культурного наследия Украины, неготовности украинских музеев к началу боевых действий. Акинша ссылается на опыт недавнего прошлого, когда во время конфликта в Донецке и Луганске в 2014 году Украина потеряла часть своих археологических, исторических и художественных коллекций.
В собраниях украинских музеев хранятся экспонаты мировой ценности: в Художественном музее Харькова — работы Ильи Репина и Ивана Айвазовского, в музеях Днепра, Чернигова, Сум, Херсона — скифское золото, средневековое искусство. Два главных музейных центра страны — Киев и Одесса. В Музее исторических драгоценностей Украины, расположенном в Киево-Печерской лавре, — 56 000 единиц хранения, среди которых — золотая царская пектораль IV века до нашей эры, нагрудное украшение, изготовленное греческими мастерами по заказу знатных скифов со сценами из «Золотого руна», и скифский золотой горит со сценами из Троянской войны. В коллекции Национального художественного музея Украины работы Ильи Репина, Михаила Врубеля. В Музее Варвары и Богдана Ханенко (промышленник и меценат, попечитель Императорской Академии художеств, на чье пожертвование в 1912 году был выстроен павильон России на Венецианской биеннале) собрание византийских икон, живопись итальянского Ренессанса, фламандских примитивистов и французских художников Буше и Давида. В 2014 году Национальный художественный музей Украины оказался в центре событий на Майдане — директор и сотрудники не покидали здание несколько дней, чтобы не допустить разграбления коллекции.
В собрании Художественного музея в Одессе коллекция украинского и российского искусства XIX–XX веков, включая работы Василия Кандинского (аукционный рекорд на произведение художника — $42 млн). Музеи Одессы богаты археологическими коллекциями греко-римского периодов, голландской живописи.
Как хранить и спасать музейные сокровища и музейных сотрудников
По данным, приведенным в Wall Street Journal, уже в ноябре 2021 года в результате обстрелов 30% из 150 000 единиц хранения Донецкого областного краеведческого музея были повреждены. В своем тексте Константин Акинша предупреждал, что эвакуировать музейные ценности с востока страны на запад может быть слишком опасным из-за возможных бомбардировок. К тому же «у большинства музеев мизерные бюджеты, — сообщал Акинша в Wall Street Journal, — их не хватает даже на упаковочный материал».
Для большинства украинских музеев единственный способ защитить коллекции — переместить ценности в подвалы или спрятать их в надежных тайниках. В Польше Комитет помощи украинским музеям, расположенный в Музее варшавского восстания, ставит своей целью помочь украинским музейщикам спрятать и переместить в безопасные места самые ценные произведения из коллекций, помочь провести оцифровку и инвентаризацию собраний, документировать происходящее с музеями и коллекциями. Как сообщили представители комитета газете Deutsche Welle, комитет, в частности, поставляет во Львов упаковочную пленку для музейных экспонатов.
Специалист по теме перемещенных культурных ценностей, научный сотрудник Музея замка Фриденштайн в германской Готе Анастасия Юрченко рассказала Forbes Life, что в настоящий момент эвакуация коллекций из украинских музеев сопряжена с высоким риском. «Речь идет сейчас о восстановлении повреждений, нанесенных музейным зданиям, и о консервации экспонатов», — говорит Юрченко.
С первых чисел марта благотворительный фонд Ernst von Siemens Kunststiftung по инициативе его генерального секретаря Мартина Хернеса направил €2 млн на поддержку музейных сотрудников-беженцев. Фонд открыл сбор средств для помощи музеям Украины Support Line Ukraine. «В настоящий момент главная задача — сохранить прежде всего людей, их человеческое и профессиональное достоинство, — рассказала Анастасия Юрченко, которая принимает активное участие в работе фонда по поддержке украинских музеев, — Программа помощи подразумевает годовой рабочий контракт в одном из музеев Германии, участвовать в ней могут не только украинские, но и российские музейные профессионалы, которые оказались в зоне риска». Чтобы помочь своим коллегам, немецкие музеи запустили инициативу Call a collegue («Позовите коллегу». — Forbes Life), где сообщают о вакансиях. В настоящий момент благодаря программе фонда 21 сотрудник из украинских и российских музеев нашли работу в музеях Германии.
Золото скифов
Больше всего известно о краеведческом музее Мелитополя, который, как и всякий краеведческий музей, располагал очень разнообразной коллекцией. В трехэтажном особняке 1911 года постройки купца Петра Черникова уместились и исторические интерьеры разных времен, и чучело борова, и множество других экспонатов. По данным на 2017 год, в 17 залах на площади 1758 кв. м было выставлено 50 000 экспонатов из археологического, нумизматического, этнографического, геологического, палеонтологического, биологического, зоологического и художественного разделов.
По данным «РИА Новости», удалось сохранить самое ценное из музейного собрания — скифское золото из Мелитопольского кургана, датированное IV в. до н. э. Скифский курган в Мелитополе обнаружили случайно. В 1954 году местный житель начал рыть колодец и внезапно провалился на метр. Вроде бы он и наткнулся на тонкие металлические бляшки с замысловатым рисунком — на место срочно прибыли сотрудники краеведческого музея и приступили к раскопкам. Директор музея Федор Кулик сначала сомневался, что вещи золотые. Но оказалось, что металл драгоценный, а территория предполагаемых раскопок больше, чем могут осилить сами музейщики. Тогда в Мелитополь выехала группа ученых Института археологии АН УССР во главе с археологом Алексеем Тереножкиным. Ученые обнаружили две просторные погребальные камеры — мужскую и женскую. Вход в женскую находился на глубине 6,5 м, в мужскую — 12,5 м, они были закрыты камнями и плитами. В своих воспоминаниях Алексей Тереножкин назовет Мелитопольский курган «трудным случаем в археологии» — ученые боялись, что их самих засыплет землей по мере продвижения к цели. Чтобы продолжить раскопки, Тереножкин обратился к местному горному инженеру, который разработал схему крепления деревянными досками. Эта технология потом использовалась и на других раскопках.
Научные раскопки царской гробницы в Мелитополе тоже были первыми в истории советской археологии. Воина и знатную женщину похоронили вместе со слугами, рядом закопали и коня. Из усыпальниц были проложены более поздние ходы — уже в древности могилы ограбили. Но и того, что осталось, хватило на мировую научную сенсацию: около 4000 золотых предметов 3,5 кг весом. Множество мелких бляшек, которыми была расшита одежда царицы, фрагменты колесницы, бронзовый котел, амфоры.
Главное сокровище Тереножкин нашел в мужской погребальной камере, в отдельном тайнике, — это был золотой горит, скифский колчан для лука и стрел. На золотой пластине изображена сцена из Троянской войны, в которой Одиссей узнает Ахиллеса, переодетого девушкой. Колчан с изображением Ахиллеса — своего рода бренд скифской археологии. Всего известны четыре таких колчана чартомлыкской серии, названной так по Чартомлыкскому скифскому кургану.
В краеведческом музее Мелитополя после раскопок осталось около двухсот предметов из кургана. Скифское золото, а также большая коллекция советского и немецкого оружия, ценная часть фондов находятся в музее. По словам и. о. директора музея Евгения Горлачева, которые приводит «РИА Новости», скифское золото и другие экспонаты были похищены, а затем возвращены в музей. Общая стоимость экспонатов составляет около $500 000.
Также в краеведческом музее Мелитополя хранилась коллекция работ уроженца города Александра Тышлера, живописца, графика, скульптора, театрального художника. Что стало с этими работами, неизвестно.
Перемещенные ценности Мариуполя, пропавшие коллекции Херсона
В краеведческом музее Мариуполя уцелела меньшая часть более чем из 52 000 экспонатов. В Донецкий областной краеведческий музей вывезли около 2000 предметов.
Музей краеведения в Мариуполе базируется в здании Екатеринославского губернского земского учебно-ремесленного дома-приюта воинов-инвалидов. Здание в эклектичном стиле 1916 года постройки расположено на «улице музеев». Днем открытия музея официально считается 6 февраля 1920 года. В музее организовано тридцать залов, архив, библиотека и рабочие кабинеты сотрудников. Основой экспозиции стали древности Приазовья. Директор-основатель музея Иван Коваленко лично собирал первые экспонаты. Уже в первое десятилетие существования музея коллекция достигала 17 000 экспонатов. В год музей посещало до 14 000 посетителей.
Позже перед входом были установлены половецкие каменные изваяния XII–XIII веков из Богоявленки, Малого Янисоля и Ялты, а также две гладкоствольные пушки четырехфунтового калибра первой половины XIX века, доставленные из городского сада, и якоря с затонувшей в гавани Шмидта в 1932 году баржи «Орел».
Во время Второй мировой войны музей утратил часть своей коллекции. К 1980-му экспозицию удалось восполнить. Краеведческий музей стал прародителем еще трех институций поменьше: Музея народного быта в 1989 году, Музея греков Приазовья в 1992-м и Мариупольского художественного музея им. Куинджи в 2000-х годах.
Экспозиция музея к 2021 году была самой богатой за все время его существования. Четыре отдела экспозиции — природа, история досоветского периода, советская история и современность — размещались в семи залах. Среди более 53 000 экспонатов было 17 000 книг.
Заведующий отделом научно-просветительской работы Мариупольского краеведческого музея Александр Горе рассказал, что среди раритетов музея — «Жалованная грамота» 1779 года, которую вручили греки-переселенцы основателям города, работы Куинджи, Глущенко, Шишко, Яблонской, археологические коллекции.
Среди наиболее ценных перевезенных в Донецк экспонатов называют работы Ивана Айвазовского и живопись местного уроженца Архипа Куинджи: «Осень. Крым», «Эльбрус или горы Кавказа», а также «Красный закат». В донецкий музей также отправились медали художника-медальера Ефима Харабета и его ученика Юрия Шевякова, свиток Торы, иконы, предметы быта и национальные костюмы разных народов. В списке и собрание старинных книг. В частности, уникальный альманах «Живописная Россия» Петра Семенова, позже известного как Семенов-Тян-Шанский. Книга издана в 1895 году. Операцией по вывозу предметов из музея руководил сержант Юрий Бухарев, до мобилизации бывший научным сотрудником Донецкого государственного краеведческого музея. Экспонаты вывозили на грузовиках.
Филиал краеведческого, Художественный музей им. А. Куинджи уничтожен полностью, сообщил глава Национального союза художников Украины Константин Чернявский. Музей был открыт осенью 2010 года в честь 100-летия художника и располагался в особняке в стиле северный модерн 1902 года, построенном для дочери председателя Мариупольской земской управы Газадинова. В советское время в здании размещалась библиотека, затем партийный архив, позже разнообразные конторы. Перед открытием музея здание 13 лет реставрировали.
В экспозиции хранились три работы кисти Куинджи, его письма, работы его современников, в частности Шишкина и Верещагина, а также картины художников XX века: Яблонской, Коцки, Глушко. Где они теперь и удалось ли заранее вынести из здания другие ценные экспонаты — неизвестно.
Историко-краеведческий музей в Иванкове Киевской области, где были выставлены работы украинской художницы-примитивистки Марии Примаченко, сгорел. Однако по информации Би-би-си, жители Иванкова успели вынести 8 или 12 полотен художницы и еще некоторые экспонаты из горящего здания, выбив решетки на окнах. Работы Примаченко к тому моменту уже были упакованы и хранились в отдельном помещении. Те, кто бывал в музее, утверждают, что работ было около двадцати, а значит, часть наследия художницы уничтожена.
Мария Примаченко, в чьей биографии отразились трагедии страны — голодомор, Вторая мировая, катастрофа на Чернобыльской АЭС, — получила мировую известность, завоевав золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Сейчас ее гуашь «Пугало» выставлена в основном проекте Венецианской биеннале в Арсенале.
Эксперты, опрошенные Forbes, полагают, что утрата картин повысила стоимость всех сохранившихся работ художницы на порядок. В мае в Венеции семья Примаченко продала работу «Моя хата, моя правда» на благотворительном аукционе за €110 000. На момент написания этого текста одна из картин художницы в собственности французского коллекционера была оценена уже в €1 млн.
«У нас до сих пор нет никакой информации о судьбе Херсонского областного художественного музея», — пишет в своем блоге искусствовед Константин Акинша, ссылаясь на релиз, опубликованный 17 мая Главным управлением разведки Министерства обороны Украины.
Херсонский областной музей был основан в 1890 году как археологический, имеет три площадки в центре города и богатые коллекции. Собрание музея насчитывает более 150 000 экспонатов. Самое примечательное — уникальное собрание монет из древнегреческих городов Северного Причерноморья, а также оружие XV–XX веков. В музее также находятся значительные коллекции мебели и фарфора.
В Херсоне было и золото скифов — украшения хранились в краеведческом музее. Что с ними стало — неизвестно.
Что осталось от музеев Украины
Судя по информации на официальных сайтах музеев на момент написания данного материала, во Львове открыта Львовская национальная галерея искусств имени Бориса Возницкого и заповедник «Подгорецкий замок», который к ней относится, музей-заповедник «Жолковский замок» и музей-заповедник «Олесский замок».
В Киеве работают Национальный заповедник «София Киевская», музеи «Золотые ворота», Кирилловская церковь, Андреевская церковь, открыта территория Софийского собора. Работают Национальный музей народной архитектуры и быта Украины в Пирогово, а также музей Шевченко.
Никто не возьмется сейчас предсказать, что станется с музейными коллекциями Украины спустя год или два, где окажется скифское золото и искусство эпохи авангарда, наиболее ликвидные на черном рынке предметы.
Источники Forbes в археологических кругах уверены: брендовые, знаменитые предметы скифского золота из музейных коллекций спрятать невозможно, рано или поздно они окажутся в публичном поле, так же как были вычислены, найдены и возвращены предметы, похищенные из Иракского национального музея после вступления американо-британской коалиции в 2003 году. Источники в художественных музеях не разделяют оптимизма археологов: реституция может длиться годами, а возможно, ее и не будет. Искусствоведы ссылаются на пример югославской войны, когда музеям вернули большинство предметов из коллекций, но многие работы по-прежнему в международном розыске.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.