«Девочка на шаре» — в Москве: 67 работ из коллекции Морозовых вернулись в Пушкинский
Свою часть работ из Парижа — 65 произведений— накануне получили Эрмитаж, Третьяковка (33 работы) и Русский музей (2 работы). Но, как заметил Алексей Петухов, куратор коллекции нового французского искусства в ГМИИ им. Пушкина, сопровождавший коллекцию по пути из Парижа в Москву, «пока «Девочка на шаре» не вернется в музей, эпопея не завершена».
За полгода в Париже выставку посмотрели почти 1,2 млн человек. Коллекции Морозова чуть-чуть не хватило, чтобы перебить мировой рекорд посещаемости, установленный парижской выставкой Щусева в 2017 году, — 1 205 063 человека.
Ящик с «Девочкой» Пикассо служащие транспортной компании «Арт-курьер» перед прессой открыли первым. Работа помещена в специальную кассету на резиновых креплениях, упакованную в ящик. Внутри ящика — музейный климат. Закрытые, профессиональные контейнеры компании Hasenkampf — своего рода термосы для искусства: защищают от вибрации, выдерживают оптимальную температуру и влажность в течение нескольких дней. По музейным правилам ящики с работами вскрывают не сразу же, а после суточной адаптации.
Осенью 2021 года работы увозили самолетом до Германии, оттуда — на машинах в Париж. В мае 2022 года их возвращали по земле и по морю: до Финляндии — на автомобилях, на пароме — в Санкт-Петербург и дальше снова на машинах. По мнению сотрудников музея, этот путь хоть и дольше, и дороже, но безопаснее для картин. По правилам выставки, и транспортировку, и страховку оплачивал парижский организатор, фонд Louis Vuitton.
В Пушкинском работы принимали трое: реставратор Николай Колесников, обследовавший картины накануне парижских гастролей, Александра Данилова, заведующая отделом стран Европы и Америки XIX-XX веков, и хранитель коллекции Алексей Петухов, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.
По мнению реставратора Колесникова, состояние всех работ, прибывших из Парижа, не изменилось.
Работы распаковывали в главном здании музея в 24-м зале, там, где 27 июня откроется московская версия выставки объединенной коллекции братьев Морозовых. Где работы из Эрмитажа, Пушкинского, Русского музея и Третьяковки встретятся вновь, а «Девочка на шаре» Пабло Пикассо, как последнее французское приобретение Ивана Морозова, сделанное в 1913 году, завершит экспозицию.
Работы из коллекции бизнесменов Петра Авена («Автопортрет» Петра Кончаловского, 1912) и Вячеслава Кантора («Портрет Тимофея Саввича Морозова» Валентина Серова, 1898), участвовавшие в парижской выставке, по словам сотрудников Пушкинского, при демонтаже экспозиции оставались висеть на стенах выставочного пространства фонда Louis Vuitton. Работа из собрания Екатерины и Владимира Семенихиных, «Автопортрет» Петра Кончаловского, 1912, как сообщили коллекционеры Forbes Life, благополучно возвращена владельцам.