К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Девочка на шаре» — в Москве: 67 работ из коллекции Морозовых вернулись в Пушкинский

Эксперт осматривает картину «Девочка на шаре» (1905 г.) художника Пабло Пикассо в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В музей вернулись картины из коллекции меценатов Михаила и Ивана Морозовых после участия в выставке «Коллекция Морозовых. Шедевры современного искусства», прошедшей в фонде Louis Vuitton в Париже. В конце июня в ГМИИ им. А. С. Пушкина можно будет увидеть все экспонаты выставки (Фото Сергея Савостьянова / ТАСС)
Эксперт осматривает картину «Девочка на шаре» (1905 г.) художника Пабло Пикассо в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В музей вернулись картины из коллекции меценатов Михаила и Ивана Морозовых после участия в выставке «Коллекция Морозовых. Шедевры современного искусства», прошедшей в фонде Louis Vuitton в Париже. В конце июня в ГМИИ им. А. С. Пушкина можно будет увидеть все экспонаты выставки (Фото Сергея Савостьянова / ТАСС)
Перед телекамерами в ГМИИ им. Пушкина распаковали три шедевра морозовской коллекции: «Девочку на шаре» Пабло Пикассо, «Фрукты и бронзу» Анри Матисса и портрет Иветт Гильбер Анри Тулуз-Лотрека. И заявили о начале работы над новой выставкой коллекции Морозовых, теперь уже в Москве. Подробности — в репортаже Forbes Life

Свою часть работ из Парижа — 65 произведений— накануне получили Эрмитаж, Третьяковка (33 работы) и Русский музей (2 работы). Но, как заметил Алексей Петухов, куратор коллекции нового французского искусства в ГМИИ им. Пушкина, сопровождавший коллекцию по пути из Парижа в Москву, «пока «Девочка на шаре» не вернется в музей, эпопея не завершена». 

За полгода в Париже выставку посмотрели почти 1,2  млн человек. Коллекции Морозова чуть-чуть не хватило, чтобы перебить мировой рекорд посещаемости, установленный парижской выставкой Щусева в 2017 году, — 1 205 063 человека.

Ящик с «Девочкой» Пикассо служащие транспортной компании «Арт-курьер» перед прессой открыли первым. Работа помещена в специальную кассету на резиновых креплениях, упакованную в ящик. Внутри ящика — музейный климат. Закрытые, профессиональные контейнеры компании Hasenkampf — своего рода термосы для искусства:  защищают от вибрации, выдерживают оптимальную температуру и влажность в течение нескольких дней. По музейным правилам ящики с работами вскрывают не сразу же, а после суточной адаптации.

 

Осенью 2021 года работы увозили самолетом до Германии, оттуда — на машинах в Париж. В мае 2022 года их возвращали по земле и по морю: до Финляндии — на автомобилях, на пароме — в Санкт-Петербург и дальше снова на машинах. По мнению сотрудников музея, этот путь хоть и дольше, и дороже, но безопаснее для картин. По правилам выставки, и транспортировку, и страховку оплачивал парижский организатор, фонд Louis Vuitton. 

В Пушкинском работы принимали трое: реставратор Николай Колесников, обследовавший картины накануне парижских гастролей, Александра Данилова, заведующая отделом стран Европы и Америки XIX-XX веков, и хранитель коллекции Алексей Петухов, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. 

 

По мнению реставратора Колесникова, состояние всех работ, прибывших из Парижа, не изменилось.

Работы распаковывали в главном здании музея в 24-м зале, там, где 27 июня откроется московская версия выставки объединенной коллекции братьев Морозовых. Где работы из Эрмитажа, Пушкинского, Русского музея и Третьяковки встретятся вновь, а «Девочка на шаре» Пабло Пикассо, как последнее французское приобретение Ивана Морозова, сделанное в 1913 году, завершит экспозицию. 

Работы из коллекции бизнесменов Петра Авена («Автопортрет» Петра Кончаловского, 1912) и Вячеслава Кантора («Портрет Тимофея Саввича Морозова» Валентина Серова, 1898), участвовавшие в парижской выставке, по словам сотрудников Пушкинского, при демонтаже экспозиции  оставались висеть на стенах выставочного пространства фонда Louis Vuitton. Работа из собрания Екатерины и Владимира Семенихиных, «Автопортрет» Петра Кончаловского, 1912, как сообщили коллекционеры Forbes Life, благополучно возвращена владельцам. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+