К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Последний танец: какие постановки западных хореографов еще можно увидеть в театрах

«Вальпургиева ночь», фото Елены Леховой / Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
«Вальпургиева ночь», фото Елены Леховой / Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
В музыкальных театрах постепенно заканчиваются лицензии, которые регулируют взаимоотношения театров и создателей спектаклей (чаще всего они рассчитаны на три года). Существует риск, что некоторые постановки вообще исчезнут из репертуара в России. Forbes Life выбрал лучшие балеты, которые пока можно увидеть на сцене


После падения железного занавеса русский балет обнаружил себя морально устаревшим примерно на век: с дореволюционных времен он сохранил лучшую в мире школу, но ее воспитанники лишь воспроизводили старый канон, не генерируя новых идей.

С тех пор Мариинский и Большой театры кинулись в погоню за ушедшим ХХ веком. То есть принялись осваивать западный репертуар — в прошлом веке Америка и Европа внесли главный вклад в развитие мировой хореографии. Появление в репертуаре Большого и Мариинки балетов Баланчина, Форсайта, Килиана, Ноймайера, Эка привело в театры новую публику — молодую, образованную, просвещенную. Метод театров-флагманов взяли на вооружение и другие театры страны: Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, Пермский театр оперы и балета, «Урал Опера Балет» из Екатеринбурга — сейчас это амбициозные труппы, больше не укладывающиеся в стандарт провинциальных.

Но теперь новые взаимоотношения России с миром отразились и на такой, казалось бы, далекой от реальности сфере, как балет. Нынешняя культурная изоляция означает прежде всего угрозу модернизированному репертуару. Существуют опасения, что у российских театров не будет возможности увидеть в своих репетиционных залах приглашенных хореографов.  И даже те спектакли, которые уже вошли в отечественный репертуар, будут из него исчезать — постепенно закончатся лицензии, которые регулируют взаимоотношения театров и авторов (чаще всего они рассчитаны на три года). И только театры-гранды — если их поддержат спонсоры и попечители — смогут позволить себе оплачивать в валюте авторские права композиторов, либреттистов, хореографов, сценографов, художников по костюмам и свету.

 

Процесс уже пошел. Например, в марте балетоманы отправились в Большой прощаться со «Светлым ручьем» Алексея Ратманского, который совсем немного не дотянул до 20-летия со дня триумфальной премьеры, а в Перми в последний раз показали уникальную тройчатку английской классики, в том числе «Зимние грезы» Кеннета Макмиллана по мотивам чеховских «Трех сестер». 

Однако у российских зрителей еще есть шанс увидеть некоторые постановки западных хореографов. Forbes Life выбрал лучшие из них. 

 
«Пламя Парижа», Фото Елены Фетисовой·Большой театр

«Пламя Парижа», хореография Алексея Ратманского

В феврале Алексей Ратманский был в Москве и работал в Большом театре над новой оригинальной постановкой, премьера которой была назначена на март. На следующий день после начала «спецоперации на Украине»* хореограф, выросший в Киеве, отменил репетиции и улетел в Нью-Йорк, где работает в Американском балетном театре. Помимо невыпущенного «Искусства фуги» на музыку Баха, в репертуаре Большого театра в постановке Ратманского идут «Жизель», «Корсар», «Ромео и Джульетта», «Светлый ручей», «Русские сезоны». Большой театр обладает лицензиями на их исполнение, но пошел навстречу требованию хореографа о снятии с репертуара всех его спектаклей до конца сезона. Как будут строиться отношения театра и хореографа в дальнейшем  — неизвестно.

Последней из работ Алексея Ратманского в Большом стала его реконструкция балета Бориса Асафьева «Пламя Парижа» 1932 года. Пляски простолюдинов на парижских площадях и придворные празднества в Тюильри, воссозданные сценографами Ильей Уткиным и Евгением Монаховым, Ратманский вернул к жизни в 2008 году. «Пламя Парижа» — первый из череды великих советских драмбалетов, восстановлением которых Ратманский был увлечен во время работы в Большом. На легендарный спектакль хореограф взглянул глазами современного человека. 

 

Где: Большой театр, Москва

Когда: 15 и 16 апреля

«Драгоценности», Мариинский театр

«Драгоценности», хореография Джорджа Баланчина 

В апрельской афише Мариинского театра — проверенная классика: «Баядерка», «Корсар», «Ромео и Джульетта», «Шурале». По словам источников Forbes Life в Мариинке, у театра нет возможности оплатить лицензии на исполнение балетов Баланчина, которые в последние годы были такой же основой репертуара, как и классические спектакли Петипа. Ключевой герой балетной истории ХХ века, создатель американской школы и обладатель опус-листа из полутора сотен постановок, Джордж Баланчин известен одноактными «Серенадой», «Аполлоном», «Блудным сыном» и другими. Исключение — балет «Драгоценности», который состоит из трех частей: «Изумруды», «Рубины» и «Бриллианты».  Двадцать лет назад Мариинский театр был первым за пределами New York City Ballet, рискнувшим показывать все три части в один вечер. С тех пор «Драгоценности» стали новым международным хитом, который старается заполучить в репертуар любая уважающая себя балетная труппа. И, судя по всему, их надеется сохранить в репертуаре и Мариинский театр.

Где: Мариинский театр, Санкт-Петербург

 

Когда: 28 апреля

«Вальпургиева ночь», фото Ольги Керелюк·Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета

«Вальпургиева ночь», хореография Джорджа Баланчина 

«Вальпургиева ночь» не входит в число широко известных и классических опусов американского хореографа Джорджа Баланчина. Более того, Екатеринбург — первая точка за пределами США, где она поставлена как самостоятельный балет. В этой «Вальпургиевой ночи» нет ни привычного сюжета с вакхическими плясками, ни хрестоматийных персонажей— Вакханки, Вакха, Пана, Нимф. Вместо них 24 танцовщицы в развевающихся хитонах: четыре кордебалетные четверки, четверка корифеек, пара деми-солисток, солистка и прима-балерина, в финале сопровождаемая кавалером. Так России открылся другой Баланчин: раскрепощенно-джазовый, флиртующий с Бродвеем, находящий идеальные соответствия в танце синкопам Гершвина и Херши Кея, ностальгирующий по утраченной европейской культуре с Верди, Шуманом и Рихардом Штраусом, авангардный «черно-белый» Баланчин, по заказу которого  писали балеты Стравинский и Хиндемит. 

Воодушевляющий результат позволил добиться от Фонда Баланчина разрешения на еще более ценный раритет — «Симфонию Дальнего Запада», отсылающую в эпоху американских первопроходцев и эстетику ковбоев, салунов и безудержного канкана. Премьера должна была выйти в нынешнем апреле. Но у театра не хватило денег: «Симфонию Дальнего Запада» пришлось отменить в момент начала репетиций. Бенефис прима-балерины «Урал Опера Балета» Елены Кабановой, получившей номинацию на «Золотую маску»  за «Вальпургиеву ночь», станет прощанием с этим спектаклем.

 

Где: «Урал Опера Балет», Екатеринбург

Когда: 18 мая

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+