Последний танец: какие постановки западных хореографов еще можно увидеть в театрах
После падения железного занавеса русский балет обнаружил себя морально устаревшим примерно на век: с дореволюционных времен он сохранил лучшую в мире школу, но ее воспитанники лишь воспроизводили старый канон, не генерируя новых идей.
С тех пор Мариинский и Большой театры кинулись в погоню за ушедшим ХХ веком. То есть принялись осваивать западный репертуар — в прошлом веке Америка и Европа внесли главный вклад в развитие мировой хореографии. Появление в репертуаре Большого и Мариинки балетов Баланчина, Форсайта, Килиана, Ноймайера, Эка привело в театры новую публику — молодую, образованную, просвещенную. Метод театров-флагманов взяли на вооружение и другие театры страны: Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, Пермский театр оперы и балета, «Урал Опера Балет» из Екатеринбурга — сейчас это амбициозные труппы, больше не укладывающиеся в стандарт провинциальных.
Но теперь новые взаимоотношения России с миром отразились и на такой, казалось бы, далекой от реальности сфере, как балет. Нынешняя культурная изоляция означает прежде всего угрозу модернизированному репертуару. Существуют опасения, что у российских театров не будет возможности увидеть в своих репетиционных залах приглашенных хореографов. И даже те спектакли, которые уже вошли в отечественный репертуар, будут из него исчезать — постепенно закончатся лицензии, которые регулируют взаимоотношения театров и авторов (чаще всего они рассчитаны на три года). И только театры-гранды — если их поддержат спонсоры и попечители — смогут позволить себе оплачивать в валюте авторские права композиторов, либреттистов, хореографов, сценографов, художников по костюмам и свету.
Процесс уже пошел. Например, в марте балетоманы отправились в Большой прощаться со «Светлым ручьем» Алексея Ратманского, который совсем немного не дотянул до 20-летия со дня триумфальной премьеры, а в Перми в последний раз показали уникальную тройчатку английской классики, в том числе «Зимние грезы» Кеннета Макмиллана по мотивам чеховских «Трех сестер».
Однако у российских зрителей еще есть шанс увидеть некоторые постановки западных хореографов. Forbes Life выбрал лучшие из них.
«Пламя Парижа», хореография Алексея Ратманского
В феврале Алексей Ратманский был в Москве и работал в Большом театре над новой оригинальной постановкой, премьера которой была назначена на март. На следующий день после начала «спецоперации на Украине»* хореограф, выросший в Киеве, отменил репетиции и улетел в Нью-Йорк, где работает в Американском балетном театре. Помимо невыпущенного «Искусства фуги» на музыку Баха, в репертуаре Большого театра в постановке Ратманского идут «Жизель», «Корсар», «Ромео и Джульетта», «Светлый ручей», «Русские сезоны». Большой театр обладает лицензиями на их исполнение, но пошел навстречу требованию хореографа о снятии с репертуара всех его спектаклей до конца сезона. Как будут строиться отношения театра и хореографа в дальнейшем — неизвестно.
Последней из работ Алексея Ратманского в Большом стала его реконструкция балета Бориса Асафьева «Пламя Парижа» 1932 года. Пляски простолюдинов на парижских площадях и придворные празднества в Тюильри, воссозданные сценографами Ильей Уткиным и Евгением Монаховым, Ратманский вернул к жизни в 2008 году. «Пламя Парижа» — первый из череды великих советских драмбалетов, восстановлением которых Ратманский был увлечен во время работы в Большом. На легендарный спектакль хореограф взглянул глазами современного человека.
Где: Большой театр, Москва
Когда: 15 и 16 апреля
«Драгоценности», хореография Джорджа Баланчина
В апрельской афише Мариинского театра — проверенная классика: «Баядерка», «Корсар», «Ромео и Джульетта», «Шурале». По словам источников Forbes Life в Мариинке, у театра нет возможности оплатить лицензии на исполнение балетов Баланчина, которые в последние годы были такой же основой репертуара, как и классические спектакли Петипа. Ключевой герой балетной истории ХХ века, создатель американской школы и обладатель опус-листа из полутора сотен постановок, Джордж Баланчин известен одноактными «Серенадой», «Аполлоном», «Блудным сыном» и другими. Исключение — балет «Драгоценности», который состоит из трех частей: «Изумруды», «Рубины» и «Бриллианты». Двадцать лет назад Мариинский театр был первым за пределами New York City Ballet, рискнувшим показывать все три части в один вечер. С тех пор «Драгоценности» стали новым международным хитом, который старается заполучить в репертуар любая уважающая себя балетная труппа. И, судя по всему, их надеется сохранить в репертуаре и Мариинский театр.
Где: Мариинский театр, Санкт-Петербург
Когда: 28 апреля
«Вальпургиева ночь», хореография Джорджа Баланчина
«Вальпургиева ночь» не входит в число широко известных и классических опусов американского хореографа Джорджа Баланчина. Более того, Екатеринбург — первая точка за пределами США, где она поставлена как самостоятельный балет. В этой «Вальпургиевой ночи» нет ни привычного сюжета с вакхическими плясками, ни хрестоматийных персонажей— Вакханки, Вакха, Пана, Нимф. Вместо них 24 танцовщицы в развевающихся хитонах: четыре кордебалетные четверки, четверка корифеек, пара деми-солисток, солистка и прима-балерина, в финале сопровождаемая кавалером. Так России открылся другой Баланчин: раскрепощенно-джазовый, флиртующий с Бродвеем, находящий идеальные соответствия в танце синкопам Гершвина и Херши Кея, ностальгирующий по утраченной европейской культуре с Верди, Шуманом и Рихардом Штраусом, авангардный «черно-белый» Баланчин, по заказу которого писали балеты Стравинский и Хиндемит.
Воодушевляющий результат позволил добиться от Фонда Баланчина разрешения на еще более ценный раритет — «Симфонию Дальнего Запада», отсылающую в эпоху американских первопроходцев и эстетику ковбоев, салунов и безудержного канкана. Премьера должна была выйти в нынешнем апреле. Но у театра не хватило денег: «Симфонию Дальнего Запада» пришлось отменить в момент начала репетиций. Бенефис прима-балерины «Урал Опера Балета» Елены Кабановой, получившей номинацию на «Золотую маску» за «Вальпургиеву ночь», станет прощанием с этим спектаклем.
Где: «Урал Опера Балет», Екатеринбург
Когда: 18 мая
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.